Статья:

ЕДИНЫЙ НАЛОГОВЫЙ СЧЕТ В РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ГОСУДАРСТВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(278)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Перевертов А.С. ЕДИНЫЙ НАЛОГОВЫЙ СЧЕТ В РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ГОСУДАРСТВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 11(278). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/278/146111 (дата обращения: 29.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЕДИНЫЙ НАЛОГОВЫЙ СЧЕТ В РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ГОСУДАРСТВА

Перевертов Александр Сергеевич
студент, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, РФ, г. Тамбов

 

Российская Федерация в 2017 году согласно указу Президента Российской Федерации «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» определила в качестве вектора развития – построение электронного государства.

В современной России мы можем наблюдать реализацию данной концепции в бытие. Так, по всей стране действую многофункциональные центры предоставляющий огромный спектор услуг для граждан.

Принцип «единого окна» взят за основу строительства электронного государства. Представители исполнительной власти, в лицах государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляют взаимодействие с населением по средством использования Федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг».

Одним из передовиком внедрения информационных технологий в свою деятельность можно считать Федеральную налоговую службу (далее – ФНС) России. Как справедливо отмечает Т.В. Муравлева «отличительной особенностью трансформации налоговых органов является разработка и внедрение новых IT решений. ФНС России запустила множество электронных сервисов, облегчающих жизнь налогоплательщиков» [2, с. 55]. Примером того может служить, создание в 2009 году интернет сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» в рамках программы «Электронное правительство».

С наступление 2023 года, ФНС ввела еще одну новеллу для налогового как законодательства, так и механизма реализации исполнения налогоплательщиками своих обязанностей.

Статья 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации закладывает две фундаментальные дефиниции для регулирования современных налоговых правоотношений. Таковыми являются: Единый налоговый платеж (далее – ЕНП) и Единый налоговый счет (далее – ЕНС).

Если в отношении первого термина Налоговый кодекс имеет исчерпывающую трактовку – ««денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации» [3], то относительно ЕНС законодатель предоставляет две формулировки. Во-первых, это денежное выражение совокупной обязанности по уплате налогов и сборов. Во-вторых, это денежные средства, перечисленные в качестве ЕНП и (или) признаваемые в качестве ЕНП.

Однако, то и другое определение ЕНС сводится к следующему – это совокупность обязательств налогоплательщика по уплате налогов и сборов, путем перечисления денежных средств в качестве ЕНП.

Исследуя вопрос о сущности ранее указанного механизма, стоит рассмотреть несколько точек зрения. Так, В.В. Громов видит ЕНС как специальный электронный кошелек налогоплательщика. Однако, в Письме ФНС РФ № БС-4-11/1674@ от 04.02.2020 выражена аналогичная позиция, только в отношении ЕНП, что по нашему мнению является не корректным, так как единый налоговый платеж – денежные средства, а механизм или средство платежа. Последняя точка зрения подтверждается нормой установленной статьей 11.3 НК РФ. Таким образом, предположение что ЕНС – электронный кошелек налогоплательщика имеет место быть, однако не является определяющим относительно данной дефиниции.

Активное функционирование ЕНС на территории Российской Федерации позволяло выявить положительные и отрицательные моменты использования данного механизма.

С момента введения ЕНС в действие, обязанность налогоплательщика по уплате налогов стало носить характер де юро. Так как налогоплательщик, исходя из содержания механизма ЕНС, вносит денежные средства на счет, с которого ФНС автоматически зачисляет в счет уплаты определенного налога (де факто), тем с самым исключает возможность допущения ошибок в сопроводительных документах.

Анализ мнений экспертов в области налогового права, налогообложения сводится к тому, что ЕНС имеет определенное преимущество перед прежним механизмом. Данное преимущество заключается в облегчении уплаты налогов налогоплательщиком, путем снижения «бумажной волокиты», а также унификации временного составляющего данного процесса. Так, действующая система подразумевает два срока: 25 число – подача отчетности, 28 число – уплата налогов.

Одной из концепцией ЕНС является исключение срока давности, по отношению переплаты. До веления, рассматриваемого нами института, возмещение переплаты было возможно за последние три года. На данный момент ФНС предлагает две вариации использования переплаты. Во-первых, переплату возможно забрать, путем подачи заявления о возврате. Во-вторых, денежные средства (переплата) можно оставить на ЕНС, как положительное сальдо в счет будущих списаний в счет налогов.

Модель ЕНС как «электронного кошелька» позволяет налогоплательщику осуществлять с денежными средствами (переплатой) не только вышеуказанные действия, но также распоряжаться ими в отношении третьего лица, например, перевод денежных средств. Это возможность открывает новые горизонты в обычаи делового оборота.

Автоматизация и цифровизация системы налогообложения влечет за собой прозрачность и доступность информации по операциям как налогового органа, так и налогоплательщика.

В противовес тех указанных возможностей, которые открывает ЕНС перед субъектами, имеются проблемные моменты выявленные в результате работы.

Так как, одной из характерной чертой ЕНС является предоставление ФНС возможности зачисления денежных средств для уплаты налогов. Не редко складываются ситуации, когда у налогоплательщика возникает недоимка на налоговом счете, с которой налогоплательщик не согласен в силу различных факторов. Таким образом, при поступлении денежных средств на ЕНС будут списаны в счет данной недоимки, которую налогоплательщик оспаривает. Данный недостаток негативно сказывается на правах и обязанностей налогоплательщиков по уплате налогов.

Спорная ситуация складывается в отношении разграничения обязательств индивидуального предпринимателя и физического лица. Так, до введения ЕНС, гражданин имеющий статус индивидуального предпринимателя отвечал по налоговым обязательства м раздельно. Он имел два личных кабинета, как физическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. На данный момент налоги физического лица и индивидуального предпринимателя объединены в единый налоговый счет, что обоснованно вызвало множество возражений и негативных мнений.

Исследование научно-практической литературы, дает понять, что существуют технические, информационные ошибки, доставляющие неудобства гражданам. Однако, природа данного недостатка заключается в совокупности технических и человеческих факторов, которые являются неотъемлемой частью процесса.

Недостатки, вызванные внедрение ЕНС в систему налогообложения, основываются на фундаментальных механизмах. В подтверждение, стоит упомянуть высказывание главы ФНС Даниила Егорова: «Первое — это мои извинения за то качество внедрения, которое мы сделали. Внедрение плохое. Мы не предусмотрели то, что, нам казалось, будет работать, когда мы смотрели на 200 с небольшим компаний. Когда пошла вся страна, система, большие данные не выдержали. Пришлось менять фундамент всей системы. Из-за этого мы вынуждены были закрыть раздел единого налогового счета в личном кабинете и выдавали только справки об отсутствии задолженности, справки о принадлежности» [4].

Таким образом, в рамках создания электронного государства, внедрение ЕНС в оборот взаимодействия населения и органов налоговой службы, является перспективным инструментом регулирования, контроля. ЕНС обеспечивает выполнение обязательств налогоплательщика перед государством, в рамках установленные законом.

Благодаря переходу на систему ЕНС, налоговые правоотношения приобретают «прозрачность», которая со временем отразится на российской экономики в целом.

На данном этапе естественно присутствуют недочеты и погрешности в функционировании данного налогового счета, однако компетентные органы предпринимают все необходимые меры, направленные не только на исправление, но и на временное поддержание нормального функционирования системы.

 

Список литературы:
1. Громов В.В. Единый налоговый счет как инструмент ускоренного погашения задолженности перед бюджетной системой // Налоги. 2021. №6. С. 30–34.
2. Муравлева Т.В. Единый налоговый счет: ожидания и реальность // Вестник Российского университета кооперации. 2023. № 3 (53). С. 55.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 1): федер. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 04.08.2023; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023)
4. Выступление Д.В. Егорова на Всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей // https://www.rbc.ru/economics/30/05/2023/64760a699a79474bbf734969 (дата обращения: 10.12.2023).
5. Письмо ФНС России от 04.02.2020 № БС-4-11/1674@ // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.12.2023).
6. Трубавина К.В., Герасименко О.А., Модернизация налогового контроля в условиях цифровизации экономики // Экономика и бизнес. – 2022. – № 5-1 (87). – С. 163-167.