Статья:

Правовые проблемы лекарственного обеспечения инвалидов в России

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(52)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Кириллова Е.В., Лопатько А.Ю., Сулейманова Г.В. Правовые проблемы лекарственного обеспечения инвалидов в России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 1(52). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/52/45513 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовые проблемы лекарственного обеспечения инвалидов в России

Кириллова Елена Витальевна
студент ЮРИУ РАНХиГС при Президенте РФ, РФ, г. Ростов-на-Дону
Лопатько Алина Юрьевна
студент ЮРИУ РАНХиГС при Президенте РФ, РФ, г. Ростов-на-Дону
Сулейманова Галия Валиахметовна
канд. юрид. наук, доцент, ЮРИУ РАНХиГС при Президенте РФ, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Одним из важнейших направлений социальной политики в Российской Федерации является государственная поддержка инвалидов. По данным Федеральной службы государственной статистики, по состоянию на 1 января 2018 года в России зарегистрировано 12,1 миллионов человек всех групп инвалидности, что составляет чуть больше 8% населения страны.[1]

Законодатель довольно детально регулирует институт социальной защиты инвалидов. Так, Федеральный Закон №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [7] содержит в себе перечень категорий граждан, которые имеют право на получение государственной социальной помощи. Помимо этого, в ст. 6.2. указанного Федерального Закона содержится перечень оказываемых социальных услуг. Особого внимания заслуживает лекарственное обеспечение, как мера социальной поддержки. Несмотря на то, что каждый инвалид имеет право на получение лекарственных препаратов для медицинского применения, на практике возникает множество проблем. 

Одной из проблем, имеющих первостепенное значение, является льготное обеспечение лекарственными средствами. Для многих категорий инвалидов, предусмотрены различные льготы, в том числе на получение бесплатных или со скидкой, в размере половины стоимости лекарственных препаратов. Так, в Постановлении Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 г. «О государственной поддержке медицинской промышленности и обеспечении населения лекарственными средствами» закреплено право в отношении:

  • инвалидов I группы, неработающих инвалидов II группы, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, -  на получение лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам врачей бесплатно;
  • работающих инвалидов II группы, инвалидов III группы, признанных в установленном порядке безработными, - на получение лекарственных средств по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен.

Несмотря на то, что законодатель предусматривает возможность льготного обеспечения, на практике, не всегда можно воспользоваться данным правом. В связи с тем, что не все лекарственные средства есть в наличии в аптечных учреждениях, инвалиды не могут быть обеспечены в полном объеме необходимыми препаратами. В данном случае, в силу п. 2.7. Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, в  случае временного отсутствия лекарственных препаратов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту. [3]

Но как быть в том случае, когда необходимость в обеспечении лекарственными средствами обусловлена сезонными заболеваниями? К сожалению, законодатель не дает должного пояснения по данному вопросу.

Не менее важным моментом, который всегда вызывает дискуссии, является ассортимент и доступность льготных лекарственных препаратов. Распоряжением Правительства РФ от 23.10.2017 № 2323-р был утвержден  перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год. [4] Этот перечень лекарственных препаратов достаточно широк, но существуют жизненно важные лекарства, которые не включены в этот список. [5, с 337-341] Из этого следует, что инвалид будет приобретать лекарственные средства за свой счет, а они, как правило, являются дорогостоящими. [6, с. 451-458]

Схожая проблема возникает и при необходимости обеспечения инвалида лекарственными препаратами иностранного производства. В соответствие с Постановлением Правительства РФ от 30 ноября  2015 г. N 1289[2], не может быть проведена закупка таких товаров для государственных и муниципальных нужд, а значит, невозможно предоставление их бесплатно или на других льготных основаниях отдельным категориям граждан нашей страны[8].

И даже, с учетом положений п.3 ст.6.2 ФЗ «О государственной социальной помощи» о том, что инвалид имеет право отказаться от предоставления пакета социальных услуг полностью либо частично, получив за это компенсацию, сумма, на которую он может рассчитывать, в разы меньше, чем стоимость необходимых лекарственных средств.

Еще одной, не менее важной проблемой, является лекарственное обеспечение инвалидов, проживающих в местности, с небольшой численностью населения. Как правило, в таких районах России мало аптечных пунктов, а в некоторых сёлах аптека и вовсе отсутствует. Кроме того, наличие аптечного учреждения не означает наличие необходимых препаратов. Соответственно, чтобы получить социальную помощь в виде лекарственных средств, необходимо обратиться в районный центр, что возможно реализовать не всем категориям граждан. Сложившаяся ситуация требует особого внимания со стороны законодателя.

Подводя итоги, следует сказать, что лекарственное обеспечение, как мера социальной поддержки, всегда было и остается актуальным на сегодняшний день. На наш взгляд, механизмы решения проблем должны заключаться, прежде всего, в совершенствовании законодательства о лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов. Кроме того, необходимо развивать отечественную фармакологию. Для этого необходимо разработать правовые меры государственной поддержки в этой области, направленные на  увеличение объемов  лекарственного производства, по сравнению с настоящим.

При этом необходимо обеспечить строжайший контроль за качеством производимых препаратов и их соответствием лучшим мировым стандартам в данной области.

 

Список литературы:
1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики  [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/
2. Постановление Правительства РФ от 30 ноября  2015 г. N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"// "Российская газета" от 3 декабря 2015 г. N 273. 
3. Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328 (ред. от 01.03.2012) "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан", //"Российская газета" от 16 февраля 2005 г. N 31.
4. Распоряжение Правительства РФ от 23.10.2017 N 2323-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи»// "Собрание законодательства РФ", 30.10.2017, N 44, ст. 6551.
5. Соколов Б.И., Лин А.А., Орлов А.С., Фармацевтический рынок: льготное лекарственное обеспечение  // «Проблемы современной экономики», N 2 (50), 2014., С: 337 – 341.
6. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения.- М. Юрайт. 2011., С. 451-458.
7. Федеральный закон от 17.07.1999 года  №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» //"Российская газета", N 142, 23.07.1999.
8. Юхтенко Е.В., Кулькина И.В., Проблемы льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов, // «Студенческий научный форум – 2017», - 2017 г.