Статья:

Проблемы и недостатки системы таможенно - тарифного регулирования Евразийском экономическом союзе и промышленно-развитых стран

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(28)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Попова И.Ю. Проблемы и недостатки системы таможенно - тарифного регулирования Евразийском экономическом союзе и промышленно-развитых стран // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 7(28). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/28/33442 (дата обращения: 12.08.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы и недостатки системы таможенно - тарифного регулирования Евразийском экономическом союзе и промышленно-развитых стран

Попова Ирина Юрьевна
студент Забайкальского Государственного Университета, РФ, г. Чита

 

В современном мире грамотное построение эффективной системы таможенно-тарифного регулирования для государства является гарантом его успешной внешне­экономической политики.

Определение таможенно-тарифного регулирования можно обозначить, как одну из форм участия государства во внешнеэкономической деятельности, которая применяется с целью оптимизации процессов на уровне экспорта и импорта. По средствам установления тарифов и пошлин государство реализует свое право на сбор и зачисление денежных средств, которые поступают в счет оплаты сборов, в бюджет.

В связи с тем, что в процессе импорта и экспорта тот или иной товар пересекает границу, рассматриваемый вид деятельности регулируется и контролируется таможенными структурами. Следовательно, тарифы и пошлины на таможне — это один из ключевых элементов участия властей во внешнеторговой политике.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что на сегодняшний день система таможенно-тарифного регулирования внешней торговли играет исключительно важную роль в торгово-политическом механизме. Данная система применяется с целью защиты экономики государства, выполнения международных обязательств, поддержания стабильности внешней торговой системы и т.п. Именно поэтому крайне важно, своевременно выявлять проблемы и недостатки системы тарифно-таможенного регулирования с целью их устранения.

На сегодняшний день к промышленно-развитым странам, относят такие страны как: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Германия, Греция, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия. Норвегия, США, Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария, Япония и другие.

В 2014 г. был подписан договор о Евразийском экономическом союзе, который вступил в силу с 1 января 2015 года. Евразийский экономический союз представляет собой международную организацию региональной экономической интеграции, которая обладает международной правосубъектностью. В рамках данного союза обеспечивается свобода движения товаров и услуг, капитала и рабочей силы, а также активно проводится скоординированная, согласованная и единая политика в отраслях экономики.

В настоящий момент, в состав ЕАЭС входят Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

Безусловно, что страны ЕАЭС активно взаимодействуют в импортно-экспортных отношениях с промышленно развитыми странами. Однако, в системе таможенно-тарифного регулирования возникают определенные проблемы.

Так, известно, что таможенно-тарифные системы промышленно-развитых стран являются многоколонными, т.е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами в зависимости от страны происхождения. Это означает, что наиболее высокие пошлины, распространяются на товары государства, не пользующегося режимом наибольшего благоприятствования. Ранее, подписанное в 1948г. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) регулировало отдельные вопросы таможенно-тарифных систем стран, в настоящий момент данные функции выполняет Всемирная Торговая организация (ВТО), однако различные политические противоречия между государствами сказываются и на взаимоотношения в области экспортно-импортных отношений.

В частности, нередко устанавливаются адвалорные пошлины, которые определяются в процентах от цены товара. Поэтому особое значение приобрели методы оценки стоимости импортных товаров, от применения которых в немалой степени зависит определение цены товара для обложения пошлиной. В зависимости от применяемого метода цена товара сознательно может быть увеличена на 20-50%, а в отдельных случаях - и в 2 раза. Поэтому методы определения цены импортируемого товара также важны для расчета суммы пошлин, как и размер самой пошлины. Безусловно, такая система ставит в неравное таможеннно-тарифное положение страны на мировой арене, в частности те, страны которые входят в ЕАЭС.

Кроме этого, размер тарифов и пошлин может варьироваться в зависимости от степени обработки товаров, представляющих звенья одной технологической цепочки (например, каучук - вулканизированная резина -резинотехнические изделия), это значит, что на готовые изделия ставки пошлин существенно возрастают.

Данная система ставит в крайне неблагоприятные условия страны, которые бы хотели импортировать товары в промышленно развитые государства, и ставит под вопрос заинтересованность первых в таком взаимодействие.

Некоторые трудности есть и со стороны стран ЕАЭС в установлении подобных взаимоотношений. Взимаемые таможенные платежи взыскиваются и уплачиваются в том государстве, таможенным органом которого производится выпуск товаров, при чем в валюте этого государства. Взнос средств осуществляется на единый счет уполномоченного органа, то есть счет, который открыт уполномоченным органом в национальном (центральном) банке, либо в уполномоченным органом, имеющем корреспондентский счет в национальном (центральном) банке, для зачисления и распределения поступлений между бюджетами государства – члена Таможенного союза. Однако здесь возникают проблемы с переводом (перечислением) в бюджет ввозных таможенных пошлин, поступивших в иностранной валюте. Ведь использование иностранной валюты имеет определенные риски. Например, в 2016г. Счетная Палата Российской Федерации указала в своем отчете, что наибольшее недопоступление ввозных таможенных пошлин имело место в основном за счет недопоступления распределенных ввозных таможенных пошлин, уплаченных на территории Российской Федерации.

Еще одной негативной особенностью системы тарифного-таможенного регулирования в странах ЕАЭС является недостаточная проработка инновационной составляющей таможенного тарифа, что особенно отрицательно сказывается в условиях декларируемого перехода к инновационно-ориентированному экономическому росту. Это влечет за собой отсутствие возможности совершенствования товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности как необходимого элемента для построения Единого таможенного тарифа, который бы позволил не только урегулировать отношении внутри ЕАЭС, но и решить вопросы взаимоотношений стран ЕАЭС с промышленно развитыми странами. Одним из способов решения такой проблемы может стать более активное применение классификатора дополнительной таможенной информации, предусматривающему необходимость указания дополнительного четырехзначного кода товара к установленному Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕЭАС базового десятизначного кода.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Во-первых, система тарифно-таможенного регулирования каждого государства призвана пополнять бюджет страны, осуществлять защитные меры экономики, выполнять фискальные функции, а также оказывать влияние на стимулирование развития определенных отраслей государства. В разработке такой системы необходимо соблюсти баланс между тем, чтобы такие меры защищали производителей внутри страны и поддерживали его конкурентоспособность, однако явно не ущемляли производителей импортируемых товаров, как на сегодняшний день поступают многие промышленно развитые страны по отношению к производителям стран ЕАЭС. Кроме этого, странам ЕАЭС важно усовершенствовать свои системы тарифно-таможенного регулирования для возможности эффективного сотрудничества с промышленно развитыми странами.

 

Список литературы:
1. Ерешко Е.В. Таможенно-тарифное регулирование в промышленно-развитых странах : [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. Законодательство (дата обращения: 10.01.2018).
2. Куманева С.Г. Проблемы таможенно-тарифного регулирования : [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. Законодательство (дата обращения: 10.01.2018).
3. Копий В.Е. Организация таможенного администрирования ЕАЭС / В.Е.Копий // Юриспруденция. – 2017. – №10. – С.44.
4. Соклаков А.А. Что такое таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности? : [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. Законодательство (дата обращения: 10.01.2018).
5. Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ. [Электронный ресурс] [режим доступа]:http://www.customs.ru (дата обращения: 10.01.2018).