Статья:

Особенности формирования современных конгресс-центров

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(28)

Рубрика: Искусствоведение

Выходные данные
Пылик А.А. Особенности формирования современных конгресс-центров // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 7(28). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/28/33707 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности формирования современных конгресс-центров

Пылик Арина Анатольевна
магистрант, ФГБОУ ВО "Государственный университет по землеустройству", Россия, Москва

 

Обмен информацией – важнейшая составляющая современного мира, и не важно будь то экономический форум, научная конференция или просто беседа. Это многосложный процесс, потребность в котором продолжает расти, а, следовательно, возникает необходимость в специальных пространствах и технологиях, обеспечивающих этот процесс. Именно в связи с этим во всем мире наблюдается тенденция строительства конференц-центров.

Конгрессно-выставочная деятельность сегодня - одно из самых динамично развивающихся направлений в экономике и имеет огромное значение для принимающей стороны. Деловой туризм является перспективным аспектом для развития рынка гостеприимства.

Деловой климат и деловая привлекательность страны, региона или города, успешное ведение бизнеса, достойная репутация в деловых кругах напрямую связана с уровнем развития в ней делового туризма. Основным фактором развития делового туризма является наличие и количество конгресс-центров, адаптированных под постоянно меняющиеся требования посетителей, арендаторов и других участников конгрессной деятельности.

Ежегодно научные, деловые и культурные связи между регионами и странами становятся все более интенсивными и все больше растет необходимость в создании трансформируемых пространств для их реализации.

В целях реализации «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» Правительством РФ было принята «Концепция развития выставочной-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации». В приложении говорится о том, что правительство города считает выставочно-конгрессную деятельность одним из приоритетных направлений в развитии столицы, и связывает этим строительство новых современных выставочных центров во всех субъектах РФ.

Однако деловой туризм в России сегодня находится в стадии становления, поскольку это достаточно новое для государства понятие, появившееся лишь в последнее десятилетие. В связи с этим рассмотрим зарубежный опыт проектирования конгресс центров и особенности их формирования.

Важнейшим признаком формирования современных конгресс-центров является интеграция художественной, выставочной пространств в конгрессную деятельность. А, следовательно, создание многофункциональных комплексов, решающих данные задачи. Впервые тенденция сближения конгрессной и выставочной деятельности наметалась в США еще в 80-е годы ХХ века. Так возникла американская модель центров съезда. Американская общественность первой осознала необходимость взаимопроникновения выставочного и конгрессного бизнеса. В связи с этим стали применять различные строительные и конструктивные решения, позволяющие легко трансформировать площади для проведения выставок в помещения для конференций, конгрессов и т.п.

В качестве примера рассмотрим здание конгресс-центра, построенного в 2004 году в Бостоне, архитектор Рафаэль Виньоли (рис.1). Оригинальность комплекса проявляется в архитектурном решении и вместительности, благодаря возможности трансформировать пространство с помощью подвижных перегородок. Они позволяют разделять площадь комплекса на более мелкие помещения или наоборот объединять в единый зал, в зависимости от масштаба мероприятия. Еще одна особенность комплекса – его зеленая крыша общей площадью 2,4 га. Уникальная экосистема, где насчитывается более 20 видов растений, повторяет естественный ландшафт. Здание носит звание одного из самых «зеленых» и энергоэффективных конференц-центров в мире. Разработчики добились этого за счет специальной конструкции крыши, поверхность которой состоит из нескольких слоев. В конференц-центре также максимально используется естественное освещение и вентиляция.

 

 

Рисунок 1. Конференц-центр в Ванкувере, Канада

 

Еще один яркий пример- конференц-центр в австралийском Кэрнсе открытый в 1997 году (рис.2). Как и предыдущем примере, здание конференц-центра является многофункциональным. Наряду с проведением важных саммитов, и конференций, пространство здания эксплуатируется как спортивная арена местной баскетбольной команды. Благодаря этому кэрнский комплекс был номинирован на звание "лучшего конференц-центра в мире".

 

 

Рисунок 2. Конференц-центр в Кэрнсе, Австралия

 

Многофункциональность, возможность трансформации пространства и сцены - важнейшие функции современных Конгресс-центров, которые выступают в роли катализатора новых форм передачи информации.

Ряд европейских стран так же занимают лидирующее положение в конгрессно-выставочной индустрии.

Вовлечение архитектуры в экономические и политические процессы – явление, крайне распространенное во всем мире. Перед архитектором стоит задача продумать внешний вид и функции архитектурного объекта, который станет центром притяжения разных слоев общества. Важный аспект проектирования конгресс-центров – развитие городов за счет привлечения людей политики, науки и искусства. Примером является Конференц-центр в Вирджиния-Бич, построенный в 2010 году по проекту архитектурного бюро Adrian Smith + Gordon Gill (рис.4). Целью строительства, как отметилось раньше, явилась возможность развития не только с туристической, но и с экономической точки зрения. В состав конгресс-центра, помимо залов для заседаний, входят различные выставочные пространства, зрительный зал на 1000 зрителей, медиатека и зоны отдыха, включающие кафе, открытую площадку на крыше.

Особое внимание к комплексу вызывает медиа-фасад. Стоить отметить, что информативность- еще один важный аспект конгресс-центров. В век современных технологий здания играют роль дополнительного средства передачи информации. Архитектура здесь выступает как проводник информации. Эту задачу помогают реализовать современные медиафасады, транслирующие рекламу, события, происходящие внутри комплекса.

 

 

Рисунок 3. Конференц-центр в Вирджиния-Бич, США

 

Еще один необычной подход к формированию конгресс-центров рассмотрим на примере Лионского амфитеатра в Риме. Ренцо Пиано ушел от привычной нам застройки и стал рассматривать комплекс с точки зрения пространства и его социальной ориентации. Архитектор создал комфортную среду, объединяющую человека со своим окружением, путем открытого амфитеатра, который входит в состав конгресс центра (рис. 5).

Концертный комплекс был построен в 2002 году. Он объединяет три здания, формирующие пространство вокруг открытого амфитеатра. Особенность комплекса заключается в идее интегрировать архитектурное пространство в окружающую среду. В состав комплекса входит зал на 2800 мест, сцена которого способна менять конфигурацию в зависимости от проводимых мероприятий. Использование специализированных подвижных акустических панелей также позволяет «настраивать» зал под конкретные условия.

 

 

Рисунок 4. Парк музыки» в Риме, Италия

 

Изучение зарубежного опыта проектирования конгресс-центров позволило выявить и сформулировать их основные характеристики:

· многофункциональность

· уникальность

· коммуникативность

· устойчивость

· адаптивность

А также выявить основные функции современных Конгресс-центров (рис.6):

1. экономическая и политическая – основные функции, так как на них направлен основной процесс развития конгрессной индустрии.

2. научная – увеличения степени научной базы страны за счет проведения научных выставок и конференций.

3. информационно-коммуникативная – организация форумов и конференций, семинаров и «круглых столов», аудита и консалтинга, собраний и двусторонних переговоров и т.п.;

4. творческая – определяется наличием медиацентров, всевозможных выставочных пространств, нацеленных на проведение культурно-развлекательных мероприятий;

5. зрелищная – определяется наличием зала, трансформируемой сцены. Функция предполагает организацию театральных постановок, рекламных акций и выставок, презентаций и т.п.

 

Рисунок 5. Основные функции современных конгресс-центров

 

Список литературы:
1. Концепция развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. 
№ 1273-р.
2. Архипова О.В. Конгрессно-выставочная деятельность. Учебное пособие. – Санкт-Петербурга, 2010
3. Мейзер Ф. Разметка пространства. Архитектура и коммуникационный дизайн//Проект International. – 2006. – №13. 
4. Пучков М. Архитектура и информация. I-tech: Образы интеллектуальной архитектуры в эпоху информационных технологий. Этика и эстетика урбанизированного ландшафта XXI века. //Татлин. – 2005. – №3. 
5. Чимитдоржиева О.Г. Деловой туризм: методологические аспекты, статья в журнале Вестник ОрелГИЭТ, 2010, №2(12)