КОМНАТА ПРИРОДЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(280)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(280)
КОМНАТА ПРИРОДЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Данная статья посвящена необходимости создания экологической комнаты (комнаты природы) в дошкольном образовательном учреждении, как одного из условий формирования основ экологической культуры детей.
Ключевые слова: комната природы, экологическое воспитание, экологическая культура.
В современном мире всё чаще возникают вопросы защиты окружающей среды. И что бы рационально решать данные вопросы, нужно с самого детства прививать экологическую культуру.
Экологическое воспитание детей – это сложный, систематичный педагогический процесс, целью которого является формирование системы экологических знаний и умений детей.
В процессе развития экологической культуры дети изучают базовые основы знаний о природе, ее особенностях и обитателях, правила поведения и бережного отношения в окружающей среде.
Для более эффективного результата в дошкольных учреждениях необходимо оборудовать экологические комнаты (комнаты природы). Комната природы является специально организованным помещением, в котором размещены объекты живой природы и которое способствует эффективному экологическому и трудовому воспитанию дошкольников.
Грамотная организация образовательной среды комнаты природы для дошкольников позволит отметить непрерывную связь живого организма с окружающей средой, многофункциональную приспособленность к конкретным элементам природы, появление нового организма, его рост и развитие, а также его специфику, разнообразие живых организмов и различные способы взаимодействия с природой.
По мнению М.Р. Темуратовой правильно оборудованная комната природы способна развивать наблюдательность, формировать навыки трудового воспитания, а также развивать эстетический вкус к прекрасному. Основные компоненты комнаты природы – это объекты окружающего мира, такие как растения и животные. Кроме того, дошкольники отмечают наблюдения за погодой и природными явлениями в целом [3].
Одно из важнейших преимуществ комнаты природы заключается в непосредственном взаимодействии детей с обитателями природы. Комнату природы можно использовать для проведения различных экологических мероприятий и организации разнообразных видов деятельности детей. Комнату природы целесообразно организовать в самой группе, помимо этого можно создать отдельный большой уголок для общего пользования в дошкольной организации.
Комнатные растения являются живыми объектами природы, которые необходимо любить, о которых следует заботиться и ни в коем случае не заменять их искусственными растениями.[2]
Кроме постоянных обитателей в комнате природы могут находиться и временные объекты природы. Среди них может быть мини-огород на окне, который обычно выращивают в холодное время года (лук, чеснок, овес и др.). Чаще всего выращивают лук и чеснок, которые являются витаминной добавкой в пищу детей. Помимо этого, они выделяют фитонциды, которые способствуют оздоровлению воздуха в помещении. Также весной педагог может выращивать с дошкольниками цветочную рассаду для участка.[1]
В организации уголка природы важную роль играет дидактическое предметное обеспечение. В качестве таких материалов можно использовать картотеку различных экологических игр, комплекты наглядных пособий (картины, фильмы, аудио- и видеозаписи и т.д.), библиотеку произведений экологического содержания. В качестве места для труда можно использовать небольшой столик. Также необходимо оборудование для ухода за объектами уголка природы (лейки для полива растений, фартуки для детей, инструменты для обработки почвы и т.д.). Если неправильно организовать комнату природы, он может стать лишь витриной, не используемой в образовательно-воспитательной деятельности.
Таким образом, экологическая комната (комната природы) необходима в каждом дошкольном образовательном учреждении, так как она позволяет прививать экологические знания детям, развивать навыки самостоятельного наблюдения за животными и растениями, а также ухода за ними.