Статья:

КОМНАТА ПРИРОДЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(280)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Кашина Е.Н. КОМНАТА ПРИРОДЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 13(280). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/280/146634 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КОМНАТА ПРИРОДЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Кашина Елизавета Николаевна
студент, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, РФ, г. Уфа
Боронилова Ирина Геннадьевна
научный руководитель, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. Данная статья посвящена необходимости создания экологической комнаты (комнаты природы) в дошкольном образовательном учреждении, как одного из условий формирования основ экологической культуры детей.

 

Ключевые слова: комната природы, экологическое воспитание, экологическая культура.

 

В современном мире всё чаще возникают вопросы защиты окружающей среды. И что бы рационально решать данные вопросы, нужно с самого детства прививать экологическую культуру.

Экологическое воспитание детей – это сложный, систематичный педагогический процесс, целью которого является формирование системы экологических знаний и умений детей.

В процессе развития экологической культуры дети изучают базовые основы знаний о природе, ее особенностях и обитателях, правила поведения и бережного отношения в окружающей среде.

Для более эффективного результата в дошкольных учреждениях необходимо оборудовать экологические комнаты (комнаты природы). Комната природы является специально организованным помещением, в котором размещены объекты живой природы и которое способствует эффективному экологическому и трудовому воспитанию дошкольников.

Грамотная организация образовательной среды комнаты природы для дошкольников позволит отметить непрерывную связь живого организма с окружающей средой, многофункциональную приспособленность к конкретным элементам природы, появление нового организма, его рост и развитие, а также его специфику, разнообразие живых организмов и различные способы взаимодействия с природой.

По мнению М.Р. Темуратовой правильно оборудованная комната природы способна развивать наблюдательность, формировать навыки трудового воспитания, а также развивать эстетический вкус к прекрасному. Основные компоненты комнаты природы – это объекты окружающего мира, такие как растения и животные. Кроме того, дошкольники отмечают наблюдения за погодой и природными явлениями в целом [3].

Одно из важнейших преимуществ комнаты природы заключается в непосредственном взаимодействии детей с обитателями природы. Комнату природы можно использовать для проведения различных экологических мероприятий и организации разнообразных видов деятельности детей. Комнату природы целесообразно организовать в самой группе, помимо этого можно создать отдельный большой уголок для общего пользования в дошкольной организации.

Комнатные растения являются живыми объектами природы, которые необходимо любить, о которых следует заботиться и ни в коем случае не заменять их искусственными растениями.[2]

Кроме постоянных обитателей в комнате природы могут находиться и временные объекты природы. Среди них может быть мини-огород на окне, который обычно выращивают в холодное время года (лук, чеснок, овес и др.). Чаще всего выращивают лук и чеснок, которые являются витаминной добавкой в пищу детей. Помимо этого, они выделяют фитонциды, которые способствуют оздоровлению воздуха в помещении. Также весной педагог может выращивать с дошкольниками цветочную рассаду для участка.[1]

В организации уголка природы важную роль играет дидактическое предметное обеспечение. В качестве таких материалов можно использовать картотеку различных экологических игр, комплекты наглядных пособий (картины, фильмы, аудио- и видеозаписи и т.д.), библиотеку произведений экологического содержания. В качестве места для труда можно использовать небольшой столик. Также необходимо оборудование для ухода за объектами уголка природы (лейки для полива растений, фартуки для детей, инструменты для обработки почвы и т.д.). Если неправильно организовать комнату природы, он может стать лишь витриной, не используемой в образовательно-воспитательной деятельности.

Таким образом, экологическая комната (комната природы)  необходима в каждом дошкольном образовательном учреждении, так как она позволяет прививать экологические знания детям, развивать навыки самостоятельного наблюдения за животными и растениями, а также ухода за ними.

 

Список литературы:
1. Богданец, Т. Экологические знания - первое представление о мире [Текст] / Т. Богданец // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 12. - С. 36.
2. Рыжова, Н. А. Я и природа: Учебно–методический комплект по экологическому образованию дошкольников [Текст] / Н. А. Рыжова. - М.: Линка–Пресс, 2008. – 56 с.
3. Туремуратова, М.Р. Построение экологической развивающей среды в дошкольных учреждениях / М.Р. Туремуратова // Экономика и социум. 2023. - №5 (108). – с. 1137-1139.