Статья:

АВТОМАТИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(280)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Кононова А.С., Семёнова Н.А. АВТОМАТИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 13(280). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/280/146705 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АВТОМАТИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Кононова Ангелина Сергеевна
студент кафедры инновационной экономики и финансов, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород
Семёнова Наталья Алексеевна
доцент кафедры инновационной экономики и финансов, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

AUTOMATION OF BUDGET ACCOUNTING: PROBLEMS AND PROSPECTS

 

Angelina Kononova

Student of the Department of Innovative Economics and Finance, Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod

Natalia Semenova

Associate Professor of the Department of Innovative Economics and Finance, Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod

 

Аннотация. Исследованы общие требования к программным продуктам, предназначенным для автоматизации бюджетного учета. Определены уникальные особенности организации автоматизированного бюджетного учета. Проанализированы бухгалтерские программы, специально разработанные для оперативного учета в учреждениях, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность в рамках бюджетных ограничений, и выделены их ключевые функциональные возможности.

Abstract. The general requirements for software products designed to automate budget accounting are investigated. The unique features of the organization of automated budget accounting are identified. The accounting programs specially designed for operational accounting in institutions engaged in financial and economic activities within budget constraints are analyzed and their key functionality is highlighted.

 

Ключевые слова: автоматизация бюджетного учета, бюджетное учреждение, программы автоматизации.

Keywords: automation of budget accounting, budget institution, automation programs.

 

В настоящее время автоматизация бюджетного учета является неотъемлемым элементом его повышения эффективности и совершенствования.

Бюджетный учет и бюджетная отчетность представляют собой относительно новые институты в области бюджетного права. Согласно концепции, они начали рассматриваться как объекты правового регулирования со стороны бюджетного законодательства только с 2000 года, с момента вступления в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации [2, с.23].

Бюджетный учет и частично бюджетную отчетность можно формально отнести не столько к этапу составления отчетов в рамках бюджетного процесса, сколько к конкретным правовым нормам, регулирующим бюджетные отношения. Они представляют собой важные аспекты обеспечения прозрачности, контроля и эффективного управления финансами в рамках бюджетного законодательства. Включение этих институтов в законодательную базу способствует более системному и стройному учету и отчетности бюджетных организаций, что является неотъемлемой частью современной бюджетной практики.

Эффективные системы бюджетного учета играют ключевую роль в формировании точной и полной бюджетной отчетности, которая подвергается внешнему аудиту и передается законодательным (представительным) органам для анализа и оценки. Установленные бюджетным законодательством процедуры бюджетного учета и отчетности являются важным правовым инструментом, обеспечивающим соблюдение основных принципов бюджетного процесса [1, с.8].

Точность отражения доходов и расходов бюджета, прозрачность бюджетной системы и достоверность финансовых данных считаются важными целями, которые достигаются благодаря правильной реализации процедур бюджетного учета. Целостность данной системы на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации содействует выполнению принципа единства бюджетной системы, установленного в статье 29 Бюджетного кодекса РФ.

Важно отметить, что бюджетный учет не только обеспечивает учет и контроль доходов и расходов, но и служит основой для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях бюджетной системы. Эффективное функционирование системы бюджетного учета способствует развитию прозрачности и ответственности в государственных финансах, обеспечивая эффективное использование бюджетных ресурсов и доверие общества к финансовым процессам государства.

Проблемы, связанные с финансовой отчетностью государственных структур, всегда привлекали внимание исследователей из различных областей. З. Евзлин выражает убеждение в том, что в условиях конституционного строя бухгалтерский учет играет значительную роль как средство контроля за деятельностью государственных органов. Создание эффективной системы бухгалтерского учета становится неотъемлемым аспектом для гарантирования полноценного контроля за исполнением функций государственной власти [5, с.62].

Организация контроля в государственном управлении должна базироваться на честной и прозрачной финансовой отчетности в публичных и частных организациях. Бухгалтерская отчетность, являясь основой для анализа финансового положения и деятельности государственных структур, должна быть представлена в четком и понятном виде, соблюдая все нормы и законы, чтобы обеспечить надлежащий уровень открытости и ответственности перед обществом.

Таким образом, эффективная система бухгалтерского учета не только обеспечивает документирование финансовых операций, но также служит важным инструментом для обеспечения прозрачности, контроля и эффективного управления финансами в государственном секторе. Управление финансами на основе точной и достоверной бухгалтерской отчетности способствует повышению доверия общества к деятельности государственных структур и обеспечивает стабильность и эффективность в системе государственного управления [4, с.11].

Бюджетный учет представляет собой ключевой инструмент для эффективного финансового управления в рамках государственной системы. Этот систематизированный процесс включает сбор, регистрацию и анализ информации о финансовых и нефинансовых ресурсах, а также обязательствах различных уровней власти в Российской Федерации - от федерального до муниципального. Эта деятельность также охватывает все финансовые транзакции, которые оказывают влияние на указанные активы и обязательства.

Определение бюджетного учета, закрепленное в пункте 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса РФ, позволяет сделать несколько важных выводов. Во-первых, это подчеркивает необходимость четкой и структурированной работы с финансовыми данными для обеспечения прозрачности и ответственности в финансовом управлении. Во-вторых, подчеркивается важность ведения учета и анализа всех операций, чтобы обеспечить точность и достоверность финансовой отчетности и принимаемых управленческих решений.

Регулирование бюджетного учета в соответствии с законодательством играет критическую роль в поддержании финансовой устойчивости и эффективности на всех уровнях власти. Имея четкую систему учета и анализа финансовых потоков, государственные структуры могут более эффективно управлять финансами, ресурсами и обязательствами, что способствует обеспечению стабильности и эффективности в государственном секторе.

Предложенный текс интегрирует основные аспекты определения бюджетного учета и выделяет несколько ключевых выводов, содержащих важные сведения о его регулировании и практике в контексте бюджетно-правовой сферы [3, с.53].

Подчеркивается, что бюджетный учет является не только частью системы бухгалтерского учета, но и организованной системой сбора, регистрации и анализа информации о финансовых и хозяйственных операциях посредством документирования всех хозяйственных процессов. Кроме того, особое внимание уделяется упоминанию понятия "организации" в контексте бухгалтерского учета, что исключает публично-правовые образования из применения Федерального закона "О бухгалтерском учете".

Таким образом, внедрение современных программных решений в бухгалтерию играет ключевую роль в повышении производительности, качества и точности финансового учета, делая работу бухгалтеров более эффективной и надежной в условиях современного бизнеса.

Кроме того, для подачи бюджетной отчетности в центральные учреждения необходимо учитывать наличие специализированных программных средств для передачи, проверки и консолидации финансовых данных. Информация, поступающая от подведомственных организаций, собирается с целью формирования отчетности по всей организации. В связи с этим требуется наличие системы, способной эффективно обрабатывать, суммировать и трансформировать данные для последующей передачи на более высокий уровень управления.

Внедрение таких программных решений позволяет автоматизировать процессы сбора, анализа и отчетности, повышая эффективность и точность управления финансами в бюджетных учреждениях. Это также способствует снижению риска возникновения ошибок и обеспечивает более надежное управление бюджетными ресурсами с учетом необходимости соблюдения требований финансового законодательства и контроля за исполнением бюджетов на всех уровнях управления.

Программные продукты из серии «1С» широко применяются в бюджетных учреждениях благодаря своей высокой эффективности в управлении организацией с учетом множества особенностей различных секторов, обработке информации и сборе управленческой и бухгалтерской документации. Эти решения способствуют экономии бюджетных средств и упрощают рутинную работу сотрудников учреждений [2, с.33].

Среди популярных программных продуктов, предназначенных для использования в бюджетных учреждениях, можно выделить следующие:

1) «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» - специализированная система учета для государственных (муниципальных) учреждений, позволяющая автоматизировать бухгалтерский учет в учреждениях, получающих финансирование из различных источников.

2) «1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8» - комплексное решение для расчета заработной платы в государственных (муниципальных) учреждениях, облегчающее процесс управления кадровым составом и выплатами.

3) «1С:Бюджет муниципального образования 8» - программное решение для планирования и контроля исполнения бюджета муниципального образования, обеспечивающее эффективное управление финансами и бюджетными средствами.

4) «1С:Свод отчетов» - инструмент для создания консолидированной бюджетной отчетности, облегчающий процесс формирования отчетов и анализа финансовых показателей.

Конфигурация «Бухгалтерия государственного учреждения 8» является мощным средством для автоматизации бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях, с учетом специфических требований и особенностей бюджетных организаций.

Эта программа идеально подходит для управления средствами бюджета, включая государственные внебюджетные фонды, органы власти и управления, казначейство, финансовые учреждения.

«Бухгалтерия государственного учреждения 8» обеспечивает возможность вести учет как отдельных учреждений, так и их структурных подразделений в единой базе данных с общими классификаторами и списками контрагентов и материальных ценностей. Данная конфигурация обладает функционалом, необходимым для эффективного и надежного управления финансами в государственной сфере, что делает ее популярным выбором для автоматизации бухгалтерского учета в таких организациях.

Встроенные решения от компании «1С» должны строго соблюдать законодательство, которое регламентирует учетную деятельность в бюджетных учреждениях. Также важно оперативно обновлять программное обеспечение в соответствии с изменениями в нормативных документах [5, с.17].

Программные продукты компании «1С», адаптированные для использования в бюджетных учреждениях, обладают возможностью взаимодействия с Федеральным Казначейством через механизм электронного документооборота. Такая функциональность позволяет учреждениям эффективно обмениваться информацией и документами в соответствии с высокими стандартами и требованиями, предъявляемыми к бухгалтерскому учету и отчетности в общегосударственном секторе.

Интеграция программных решений от «1С» с системами Федерального Казначейства способствует автоматизации и упрощению процессов связанных с отчетностью, финансовым управлением и контролем за исполнением бюджетов. Электронный документооборот обеспечивает оперативный обмен данными между учреждениями и государственными органами, сокращает время на передачу информации, снижает вероятность ошибок и повышает общую прозрачность финансовых операций [4, с.38].

Такой интегрированный подход способствует усилению контроля за бюджетными процессами, обеспечивает соблюдение законодательных норм и правил бухгалтерского учета в рамках общегосударственной системы. В результате бюджетные учреждения получают возможность более эффективно управлять своими финансами, улучшать отчетность и повышать общую прозрачность и надежность финансовых операций в соответствии с требованиями законодательства.

Один из популярных программных продуктов, предназначенных для использования в бюджетных учреждениях, - это «БЭСТ-5.Государственное бюджетное учреждение».

Заключение. Автоматизация бюджетного учета является важным направлением в совершенствовании системы управления государственными и муниципальными финансами. Процесс внедрения информационных систем и технологий в бюджетный учет позволяет повысить эффективность и прозрачность управления бюджетными средствами, улучшить качество подготовки и исполнения бюджета, а также обеспечить оперативный доступ к финансовой информации для всех заинтересованных сторон.

Однако на пути автоматизации бюджетного учета стоят как технические, так и организационные проблемы. Среди них выделяются высокая стоимость внедрения и поддержки информационных систем, необходимость адаптации программного обеспечения к специфике учета в различных органах государственного и муниципального управления, а также сопротивление изменениям со стороны персонала.

Перспективы автоматизации бюджетного учета тесно связаны с развитием информационных технологий и цифровизацией государственного управления. Прогресс в этих областях позволит создать более гибкие и масштабируемые решения для автоматизации, снизить затраты на их внедрение и эксплуатацию, а также повысить удобство и доступность информационных систем для пользователей. Важным направлением является развитие облачных технологий и сервисов, которые могут предложить государственным и муниципальным учреждениям эффективные инструменты для управления бюджетом с минимальными начальными инвестициями.

Таким образом, несмотря на существующие проблемы, перспективы автоматизации бюджетного учета выглядят многообещающе. Они открывают путь к более эффективному и прозрачному управлению финансами, что в конечном счете способствует укреплению финансовой стабильности и развитию экономики государства.

 

Список литературы:
1. Адамов, Н.А. Бюджетирование в коммерческой организации. Краткое руководство / Н. Адамов, А. Тилов. - М.: Питер, 2019. - 144 c.
2. Андреев, Р.Н. Экономическая сущность и принципы бюджетирования // Современные тенденции развития науки и технологий. 2018. № 3-11 (24). С. 36-38.
3. Карпов, А.Е. Автоматизация бюджетирования и управленческого учета с использованием ПК "Интеграл" / А.Е. Карпов. - М.: Результат и качество, 2019. - 167 c.
4. Клепцова, О.Ю. Бюджетирование в "1С:Предприятии 8". Информационные технологии бюджетного управления: моногр. / О.Ю. Клепцова. - М.: 1С, 2019. - 441 c.
5. Покшиванова О.П. Особенности организации системы бюджетирования на средних предприятия//Экономика и бизнес. 2020, №12. – с. 212-214.