ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА СРЕДСТВ АНАЛИЗА И ВИЗУАЛИЗАЦИИ ДАННЫХ МОНИТОРИНГА ТЕЛЕКОМУНИКАЦИОННЫХ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(280)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(280)
ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА СРЕДСТВ АНАЛИЗА И ВИЗУАЛИЗАЦИИ ДАННЫХ МОНИТОРИНГА ТЕЛЕКОМУНИКАЦИОННЫХ
Системы мониторинга сетей связи предназначены для управления основными параметрами каналов передачи данных, а также оценки используемости каналов, предназначенных для различных корпоративных приложений: систем видеоконференцсвязи, удаленной групповой деятельности и т. д.
К системам мониторинга, управления предъявляются высокие требования. Подобные системы требуют большого количества протоколов, стандартов, сбора различной информации, мультипротокольной трассировки, а также корреляции между всеми перечисленными опциями. [2]
Цифровизация различных бизнес-процессов связана с работой IT-систем, нестабильная работа которых влечет за собой низкую продуктивность, убытки от простоев, недополученную прибыль. Поэтому любые неполадки, возникающие в сетях связи, могут привести к репутационным, финансовым потерям. Технологические решения, созданные для мониторинга, оперативно оповещают обслуживающий персонал о возникновении сетевых сбоев, что позволяет предотвратить возможные проблемы.
Системы мониторинга позволяют контролировать параметры работы каналов передачи информации, а также уровень соблюдения оператором требований, прописанных в SLA — соглашении о качестве обслуживания. Благодаря такому подходу, организация может оперативно реагировать на информацию об ухудшении качества услуг, а также контролировать доступность корпоративных IT-сервисов.
Сетевая инфраструктура современного IT-предприятия состоит из большого числа различных типов сетевого оборудования и сервисов: коммутаторы, маршрутизаторы, сервера, персональные компьютеры, бизнес-приложения и тому подобное.
Функционал современной системы мониторинга должен иметь возможность отслеживать состояние таких сервисов, как например:
- Доступность почтовых сервисов с помощью отправки запросов протокола SMTP
- Доступность веб-сервера с помощью отправки запросов HTTP.
- Доступность сервера с помощью отправки запросов протокола ICMP и фиксации поступающих ответов.
В крупных IT-компаниях как правило используют такие системы мониторинга, как: Zabbix, Cacti, Nagios, Zabbix, PRTG и SCOM [1].
Разрабатываемая система мониторинга сети выполнена на основе фреймворка Zabbix, адаптированного на язык программирования C#. Разрабатываемое приложение основано на клиент-серверной архитектуре. Оно может быть установлено как на клиентских, так и на серверных устройствах. Сервер подключен к сети, и клиентам разрешено подключаться к серверу, используя соответствующий номер порта и IP-адрес.
Система мониторинга должна соответствовать стандарту ГОСТ Р 54593-2011 который описывает основные принципы функционирования и общие положения о свободном программном обеспечении, а также постановлению правительства РФ от 23 марта 2017 года №325 об импортозамещении программного обеспечения
Разрабатываемая система мониторинга сети должна соответствовать стандарту ГОСТ Р 54593-2011, а также постановлению правительства РФ от 23 марта 2017 года №325
Основные положения стандарта ГОСТ Р 54593-2011 [4]:
Разрабатываемый программный продукт должен соответствовать следующим критериям:
- обеспечение импортозамещения проприетарных компонентов информационных систем, снижение зависимости от монополистов;
- стимулирование развития отечественной отрасли разработки программ для ЭВМ;
- обеспечение высокого уровня технологической независимости;
- уменьшение числа нарушений, связанных с правовой защитой программ для ЭВМ.
- пользователь может свободно использовать ее в любых, не запрещенных законом Российской Федерации целях;
- пользователь может изучать, как программа работает и перерабатывать ее для своих целей;
- пользователь может свободно распространять копии программы;
- пользователь может свободно перерабатывать и распространять свою измененную версию.
Обзор постановления правительства РФ от 23 марта 2017 года №325 [3]
Офисное программное обеспечение включает в себя автономные и (или) сетевые программы, а также клиентское ПО. Это может быть комплектом взаимосвязанных программных продуктов, соответствующих классификатору программных изделий и баз данных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Интерфейс офисного программного обеспечения должен быть реализован на русском языке, но может также поддерживать другие языки.
Офисное программное обеспечение не требует установки дополнительного программного обеспечения (дополнительных модулей, шрифтов), если оно сопряжено с ограничениями на свободное распространение в Российской Федерации, за исключением операционных систем.
Обновления офисного ПО должны выполняться только после согласия пользователя или уполномоченных лиц.
Если пользователь получает доступ к офисному ПО через интернет-браузер, оно должно обеспечивать возможность использования не менее трех различных браузеров, принадлежащих правообладателям программ для ЭВМ или баз данных (которые включены в единый реестр российского программного обеспечения).
Предварительные тесты разработанной системы мониторинга (рис. 1) показали способность оценивать работоспособность серверов и другого оборудования за заданный период времени. Кроме того, система мониторинга позволила эффективно управлять ресурсами сети, оптимизировать ее работу, выявлять и устранять потенциальные уязвимости и угрозы для информационной безопасности. Применение системы мониторинга позволяет обеспечить стабильную и эффективную работу информационной системы, а также для обеспечить безопасность и защиту сетевой инфраструктуры.
Рисунок 1. Главное меню разработанной системы мониторинга