ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МВД РОССИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(280)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(280)
ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МВД РОССИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Аннотация. Статья посвящена проблеме, связанной с осуществлением государственного надзора в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта сотрудниками Дорожно-патрульной службы.
Abstract. The article is devoted to the problem associated with the implementation of state supervision in the field of ensuring road safety by employees of the Road Patrol Service.
Ключевые слова: дорожно-патрульная служба, государственная инспекция безопасности дорожного движения, полиция, безопасность дорожного движения и эксплуатации транспорта, нормативно-правовые основы.
Keywords: road patrol service, state traffic safety inspection, police, road safety, legal framework.
На сегодняшний момент в части организации дорожного движения и эксплуатации транспорта Россия испытывает состояние «взрывного роста», что в первую очередь вызвано резким увеличением количества транспортных средств, имеющихся в распоряжении граждан (315 автомобилей на 1000 граждан России) [4]. С увеличением числа автомобилей на дорогах страны прямо пропорционально растет и количество дорожно-транспортных происшествий.
По итогам 9 месяцев 2023 года на территории Российской Федерации отмечен рост основных показателей дорожно-транспортной аварийности. Всего в России произошло 96,7 тыс. ДТП (на 4,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года), в которых погибло 10,3 тыс. человек (+1,3%), ранено 121,4 тыс. человек (+4,3%). 66 тыс. аварий произошло по вине водителей легковых автомобилей, из них 5,6 тыс. ДТП — по вине пьяных автовладельцев. [5]
Основными видами нарушений правил дорожного движения за 9 месяцев 2023 года (в дальнейшем ПДД), допущенных водителями транспортных средств (в дальнейшем ТС), являлись нарушение скоростного режима (22,0%), несоблюдение очередности проезда перекрестков (20,3%), нарушение правил расположения ТС на проезжей части (12,3%), неправильный выбор дистанции (11,0%), выезд на полосу встречного движения (9,0%), нарушение правил проезда пешеходного перехода (8,3%). Наибольшее число погибших зафиксировано из-за нарушения скоростного режима (30,9%), выезда на полосу встречного движения (30%). [6]
Увеличилась доля ДТП с пострадавшими пассажирами, не пристегнутыми ремнем безопасности. Количество таких ДТП увеличилось на 2,9%, число погибших – на 8,3%. [7]
Отмечается рост основных показателей детского дорожно-транспортного травматизма. Количество ДТП с пострадавшими детьми в возрасте до 16 лет возросло на 10,5%, число погибших детей – на 6,4%, раненых – на 10,4% [8].
Основной предпосылкой снижения аварийности на дорогах выступает требование строгого соблюдения и неукоснительного выполнения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, утвержденных действующими нормативно-правовыми актами.
Нормативно-правовыми актами обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ являются: кодексы, законы Российской Федерации, постановления Правительства РФ, приказы министерств и других ведомств, регулирующих деятельность в данной области, основные из которых:
- Федеральный закон от 15 ноября 1995 г. № 196 - ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
- Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 02.06.2023) "О Правилах дорожного движения";
- Приказ МВД России от 02.05.2023 N 264 "Об утверждении Порядка осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения".
Задачами в области безопасного дорожного движения эксплуатации транспорта согласно Федерального закона от 15.11.1995 г. № 196-ФЗ являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий [9].
В Российской Федерации Дорожно-патрульная служба является крупнейшим подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России. Именно на дорожно-патрульную службу государственной инспекции безопасности дорожного движения возлагаются основные задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности на дорогах России.
Решение проблем в области обеспечения безопасности дорожного движения зависит от качества и эффективной деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы безопасности дорожного движения, наличия эффективной правовой основы, регламентирующей указанную деятельность, организационного построения, правоприменительной и тактической деятельности данной службы, ее надлежащего материального и кадрового обеспечения.
Рассматривая вопрос о надлежащем кадровом обеспечении и подготовки кандидатов на должность инспектора ДПС, можно выделить 3 этапа осуществления данной деятельности:
1. Ознакомление с работой на подведомственной территории подразделения под непосредственным руководством наставника;
2. Обучение в центре профессиональной подготовки сотрудников полиции;
3. Осуществление последующей стажировки по месту службы.
В процессе анализа деятельности по подготовке кандидатов на должности инспектора ДПС, осуществленного учеными юристами и сотрудниками дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения, было обращено внимание на то, что основной упор в процессе подготовки делается на систематическое зачитывание действующих нормативно правовых актов. В тоже время недостаточно внимания уделяется вопросам моделирования конфликтных ситуаций и анализу оптимальной деятельности сотрудников ДПС, что существенно ухудшает эффективность деятельности сотрудников при общении с гражданами в процессе осуществления своей служебной деятельности. Также было обращено внимание на необходимость увеличения времени занятий, направленных на ознакомление с требованиями к техническому состоянию автомототранспорта и проведению данных занятий в специальных автотранспортных предприятиях.
Было отмечено, что практически не уделяется внимание на процесс обучения навыкам управления патрульными транспортными средствами на высоких скоростях, в ограниченном пространстве, режиме бокового скольжения, интенсивного разгона и торможения, при прохождении крутых поворотов, сопровождении других транспортных средств, преследовании вооруженных преступников, скрывающихся на автомобилях и мотоциклах.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, можно сделать вполне обоснованный вывод о том, что осуществление кадровой деятельности подразделений дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения нуждается в дальнейшем совершенствовании.
По нашему мнению, необходимо предпринять следующие действия:
Во-первых, профессиональный отбор кадров должен осуществляться с учетом особенностей деятельности Дорожно-патрульной службы.
Во-вторых, необходимо увеличить количество факультетов и вузов для подготовки сотрудников государственной инспекции безопасности дорожного движения, а также увеличить количество часов дисциплин необходимых для получения навыков, которые способствуют обеспечению безопасности дорожного движения.
В-третьих, увеличить количество часов для проведения практических занятий и моделирования ситуаций, максимально приближенных к реальным действиям, направленным на обеспечение безопасности дорожного движения.
В-четвертых, в связи с развитием информационных технологий, необходимо увеличить количество сотрудников, обладающих знаниям в сфере IT – технологий.
В-пятых, следует пересмотреть перечень должностей, установленных для сотрудников ДПС и определить какое образование необходимо для их замещения. Каждой должности должен соответствовать определенный уровень подготовки. Продвижение по служебной лестнице возможно только после получения соответствующего дополнительного образования.
Рассматривая вопрос о состоянии нормативно-правовой базы в области безопасного дорожного движения, можно сделать вывод о том, что с появлением нового административного регламента, деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения выходит на новый уровень, с учетом устранения недостатков предыдущих нормативно правовых актов. Данное обстоятельство существенно повысит уровень эффективности деятельности дорожно-патрульной службы безопасности дорожного движения в области обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Однако, недостаточно точное толкование норм действующего законодательства и неполное ознакомление законодателя со спецификой практической деятельности инспекторов ДПС, приводит к определенным пробелам в актах, регламентирующих данную сферу деятельности. Вышеизложенные обстоятельства и обуславливают необходимость внесения изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты.