Статья:

Механизмы защиты прав юридических лиц в таможенных правоотношениях

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(62)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Смирнова В.С. Механизмы защиты прав юридических лиц в таможенных правоотношениях // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 11(62). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/66/48825 (дата обращения: 29.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Механизмы защиты прав юридических лиц в таможенных правоотношениях

Смирнова Виктория Сергеевна
студент ГУАП, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. В статье рассмотрены судебные и административные механизмы защиты прав юридических лиц в таможенной сфере. Рассмотрены основные категории решений таможенных органов, обжалованных в судебном порядке.

Abstract. The article discusses the judicial and administrative mechanisms for the protection of the rights of legal entities in the customs sphere. The main categories of decisions of customs services that are appealed in court are considered.

 

Ключевые слова: таможенное регулирование, обжалование, судебные споры, таможенные отношения, внешнеэкономическая деятельность.

Keywords: customs regulation, appeal, legal disputes, customs relations, foreign economic activity.

 

Существующие в настоящее время научные работы по исследованию процессов, происходящих во внешнеэкономической деятельности страны, приводят к выводу, что значимую роль в ее осуществлении играют вопросы относительно различных механизмов защиты прав юридических лиц в таможенных отношениях. Правовые и организационные проблемы, нескординированность действий органов власти зачастую содействуют нарушению прав организаций, декларантов, таможенных представителей. Это порождает формирование негативного мнения в целом о таможенной системе и таможенных органах российской Федерации, развивает правовой нигилизм. Проблемы в сфере обслуживания субъектов таможенных отношений влекут нарушение их прав, злоупотребления со стороны должностных лиц, а также содействуют развитию коррупции в таможенной области. Создание эффективных механизмов защиты прав юридических лиц в таможенных отношениях должно содействовать оптимизации организации деятельности таможенных органов, а также росту таможенных поступлений в бюджет государства.

В таможенных правоотношениях выделяется судебный и административный механизмы защиты прав юридических лиц.

Ст. 358 ТК ЕАЭС предусматривает, что любое лицо имеет право обжалования решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, определенные законодательством государства-члена ЕАЭС, решения, действия (бездействие) таможенного органа либо должностных лиц таможенного органа которого обжалуются [3].

Порядок обжалования нормативных правовых актов ФТС РФ установлен главой 21 КАС РФ [2], в соответствии с которой с административным иском относительно признания нормативного правового акта ФТС РФ не действующим частично либо в полном объеме имеют право обратиться лица, по отношению к которым данный акт применен и лица, являющиеся участниками правоотношений, которые регулирует оспариваемый актом.

Также порядок обжалования решений и действий (бездействия) ФТС РФ, таможенных органов и их должностных лиц определен в главе 22 КАС РФ, в соответствии с которой в суд с заявлением относительно оспаривания решений, действий (бездействия) ФТС РФ, подчиненных ей таможенных органов вправе обратиться лица, которые считают, что нарушены либо оспорены их права, созданы препятствия к реализации прав, либо на них незаконно возложены отдельные обязанности.

Кроме того, порядок обжалования ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) ФТС РФ, таможенных органов и их должностных лиц определяется главой 24 АПК РФ [1], в соответствии с которой с требованием относительно признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконности решений и действий (бездействия) таможенных органов имеют право лица, которые считают, что оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону либо другому нормативному правовому акту и нарушают их права в области предпринимательства и иной экономической деятельности, противоправно возлагают на них отдельные обязанности, создают препятствия для исполнения предпринимательской деятельности.

Анализ судебных дел указывает, что основными категориями споров являются: решения, действия (бездействия) таможенных органов в области таможенного дела по направлению таможенной стоимости, классификации товаров, административного производства, обжалования о возврате таможенных платежей, споры связанные с Марракешским соглашением и процентами по таможенным платежам.

Значимость результатов судебного разрешения дел об обжаловании решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц относительно таможенной стоимости товаров, связана, главным образом, с тем, что эти дела являются самыми многочисленными и трудными при формировании доказательственной базы и отстаивании правомерности оспариваемых решений в судебном порядке.

Принимая решения не в пользу таможенных органов, судами указывается на недоказанность таможенными органами недостоверности либо недостаточности сведений, заявляемых юридическими лицами для обоснования использования методов определения таможенной стоимости, неполное по обоснование таможенными органами классификации товаров в определенной подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС [8].

Несмотря на то, что одной из важнейших конституционных гарантий осуществления прав юридических лиц в демократическом государстве выступает судебный контроль и судебная защита, большое значение в защите их прав играет административный механизм, который заключается в том, что контроль за возникновением, развитием и прекращением отношений в таможенной сфере, рассмотрение жалоб, заявлений и предложений юридических лиц осуществляется в системе таможенных органов.

Административный механизм представляет собой самостоятельный элемент административно-правовой области и включает объективные правоотношения в сфере охраны прав юридических лиц, законодательные и другие положения, регламентирующие данные правоотношения [6].

Таможенный орган обязан рассмотреть жалобу в течение одного месяца с момента ее поступления. В отдельный случаях данный срок продлевается на один месяц. При этом, в адрес юридического лица, которое подало жалобу, таможенный орган должен отправить уведомление в письменном виде с обоснованием уважительности его продления.

Таможенными органами РФ осуществляется работа по судебному и досудебному урегулированию споров в отношении решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц. Процесс досудебного урегулирования включает рассмотрение жалоб и проведение ведомственного контроля.

В силу ст. 288 ФЗ от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4], жалоба должна быть подана в вышестоящий таможенный орган через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного поста подается в таможню.

Жалоба должна быть рассмотрена вышестоящим таможенным органом в течение одного месяца.

С 1 января 1922 г. данные жалобы могут подаваться в таможенный орган в виде электронного документа.

Под ведомственным контролем понимается деятельность таможенных органов, направленная на устранение нарушений права ЕАЭС и законодательства России о таможенном деле, которые совершаются таможенными органами (их должностными лицами) при осуществлении ими своих задач и функций. В качестве объекта ведомственного контроля выступают решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов (их должностных лиц), принятые и совершенные в таможенной сфере [5].

Следует отметить, что досудебное урегулирование таможенных споров является достаточно популярным, поскольку в сравнении с судебным имеет преимущества, такие, как отсутствие уплаты госпошлины; оперативное рассмотрение жалобы; немедленное вступление в силу решения таможенного органа.

Организация административного механизма защиты прав, способна обеспечить юридическим лицам самостоятельную защиту своих нарушенных прав, заинтересованность таможенных органов самим разрешать имеющиеся споры и не доводить их рассмотрение до суда. Обращение к административным механизмам предоставляет возможность таможенным органам самим поправить допущенные нарушения и рассматривать спор внутри таможенной системы, не доводя конфликт до судебного разбирательства [7].

Сегодня следует применять такие способы усиления эффективности методов защиты прав юридических лиц в сфере таможенных правоотношений, как:

  • оптимизация правовой базы на федеральном уровне по разрешению обращений лиц в соответствии с конституционными нормами РФ и учетом содержания уже имеющегося законодательства субъектов Федерации;
  • обеспечение неизбежности наказания должностного лица таможенного органа, которое не исполнило обязанностей по рассмотрению соответственной жалобы (обращения) лица;
  • оптимизация кадровой политики по укреплению системы управленческого аппарата государства в рамках реформы государственной службы страны.

Имеющиеся досудебные формы защиты прав участников таможенных правоотношений не находят действенного применения в практической деятельности. Подводя итог, следует указать, что решение вопроса относительно защиты прав юридических лиц должно иметь комплексный характер. Гарантии и защита прав юридических лиц в таможенной сфере является одним из важнейших направлений работы органов государства. Большую роль в этом играют таможенные органы, которые имеют контрольно-надзорные правомочия в сфере таможенного дела и осуществляют функции по борьбе с нарушениями в сфере таможенных правоотношений.

 

Список литературы:
1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // Российская газета. N 137, 27.07.2002.
2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Российская газета. N 49, 11.03.2015.
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС Консультант Плюс.
4. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О таможенном регули-ровании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.08.2018, N 32 (часть I), ст. 5082.
5. Приказ ФТС России от 01.07.2016 N 1310 (ред. от 21.12.2017) «Об утверждении Порядка проведения ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области тамо-женного дела» // СПС Консультант Плюс.
6. Зарембо Е.С. Особенности обжалования решений некоторых органов государственной власти РФ // Международный журнал конституционного и государственного права. 2018 . Т. 1 № 1. С. 96-98.
7. Никитин Б.Г. О некоторых вопросах совершенствования административно-правовых методов защиты прав лиц в процессе реформы таможенных отношений // Академиче-ский вестник Ростовского филиала РТА. 2018. № 1. С. 84-90.
8. Обзор судебной практики по вопросам применения судами положений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 г. № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=25422:-12--2016 18-l-r&catid=36:2011-01-24-14-57-16&Itemid=2561 (дата обращения 13.03.2019).