ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(282)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(282)
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Проблема учебной мотивации долгое время остается одной из ключевых в современной педагогике. Во многом именно учебная мотивация определяет успешность обучения, именно она оказывает влияние на поведение детей младшего школьного возраста в стенах школы, играет наиважнейшую роль в достижении целей, а также отвечает за включенность в разные школьные и учебные мероприятия. В настоящее время стоит задача совершенствования повышения качества образования, в которой огромное место занимает задача не только формирования, но и развития учебной мотивации.
Мотивация является важной характеристикой субъекта деятельности и одним из основных компонентов учебной деятельности. Процесс формирования учебной мотивации связан со многими качествами обучающегося, которые постепенно формируются с развитием его личности. Знание специфики формирования учебной мотивации помогает верно построить процесс обучения.
А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, В.Г. Асеев считают, что мотивы — это осознаваемые и неосознаваемые побуждения. По мнению Леонтьева, даже когда мотивы не осознаются субъектом, т.е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они выступают в своем косвенном выражении — в форме переживания, желания, хотения. В своей работе автор опирается на классификацию мотивов учения Л.И. Божович. По Л.И. Божовичу учебные мотивы делятся на: познавательные мотивы и социальные мотивы. К познавательным мотивам относят: широкие познавательные мотивы (интерес к новым занимательным фактам, явлениям, интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям), учебно-познавательные мотивы (интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда) и мотивы самообразования (направленность школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний). К социальным мотивам относят: широкие социальные мотивы (стремление получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности), узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет, стремление ученика занять первое место, быть одним из лучших) и мотивы социального сотрудничества (ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы). Понятие «мотивация» намного шире, чем понятие «мотив». В психологии большое количество авторских понятий «мотивации», однако единого общепризнанного понятия «мотивация» не существует. [1] Мотивация, по мнению В. К. Вилюнасу, — совокупность процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.
По А.К. Макаровой учебная мотивация - ряд постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). [2]
Учебная мотивация, как и любая другая, обусловлена факторами:
- Определяется образовательной системой;
- Определяется организацией учебного процесса;
- Определяется субъективными особенностями (возраст, способности, интеллектуальное развитие, самооценка);
- Определяется субъектными особенностями педагога (отношение к ученику и взаимодействие с ним, отношение к учению);
- Определяется спецификой предмета.
Для того, чтобы разобраться с особенностями учебной мотивации детей младшего школьного возраста, нужно углубиться в возрастные особенности обучающихся начального общего образования.
Младший школьный возраст - это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1–4 классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский). Познавательные процессы такие, как: мышление, память, внимание и воображение, в младшем школьном возрасте устроены иначе, чем у обучающихся старших классов и взрослых людей. Также в младшем школьном возрасте у обучающихся формируются основы нравственного поведения, усваиваются моральные нормы, правила поведения в обществе, формируется общественная направленность личности.
Из возрастных особенностей вытекают и психолого-педагогические особенности, которые связаны с учебными мотивами и учебной мотивацией. Дети 6-9 лет нуждаются в авторитетном взрослом, указаниям которого можно следовать. Так проявляется определенный социальный мотив – мотив долга перед учителем. Примерно во 2-ом классе появляются позиционные социальные мотивы – желание занять главное место в коллективе. Также имеют место быть мотивы: соперничества, «быть лучшим», утвердиться в коллективе, стремление к признанию сверстниками и взрослыми. Также для детей младшего школьного возраста характерны внешние мотивы, в основном – получить хорошую учебную оценку (для 2-4-ых классов в виде отметок, для 1-ых классов устной форме) или же не получить плохую.
Учебная деятельность направлена не только на формирование у обучающихся базовых знаний и умений, но и соответствующих мотивов учения. Для повышения учебной мотивации детей младшего школьного возраста педагогу нужно создать определенные педагогические условия.
Педагогические условия – элементы всех составляющих процесса обучения и воспитания: цели, содержание, методы, формы и средства.
Выделяют несколько педагогических условий для формирования и повышения учебной мотивации у детей младшего школьного возраста:
- Создание проблемно-поисковых ситуаций;
- Применение интеллектуальных и дидактических игр.
Дети младшего школьного возраста отличаются любопытством. Младшие школьники проявляют особенный интерес к новым и необычным фактам, обстоятельствам. Интерес угасает, когда ученикам преподносятся скучные и известные им знания.
Изучение «русского языка» как учебного предмета выполняет несколько функций:
- Приобретение системы знаний о языке людей;
- Развитие мысленных, интеллектуальных возможностей, формирование абстрактного мышления, овладение мыслительными операциями;
- Формирование правильного соотношения теоретического и практического в речевой деятельности, так как чаще всего у детей младшего школьного возраста практика опережает.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа учебно-методического комплекса (УМК) «школа России» направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач предметной области «Русский язык и литературное чтение» [4]:
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.
- Развитие коммуникативных умений.
- Развитие нравственных и эстетических чувств.
- Развитие способностей к творческой деятельности.
В рабочей программе прописаны целевые установки системы начального общего образования, одной из которых является: развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
Как мы видим, одним из ценностных ориентиров выступает развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества. Это означает, что содержание данного УМК направлено на повышение мотивов учебной деятельности.