Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(282)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Худеева А.Л. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 15(282). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/282/147475 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Худеева Анатасия Леонидовна
студент, Сургутский государственный педагогический университет, РФ, г. Сургут
Алексеева Ольга Владимировна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Сургутский государственный педагогический университет, РФ, г. Сургут

 

Проблема учебной мотивации долгое время остается одной из ключевых в современной педагогике. Во многом именно учебная мотивация определяет успешность обучения, именно она оказывает влияние на поведение детей младшего школьного возраста в стенах школы, играет наиважнейшую роль в достижении целей, а также отвечает за включенность в разные школьные и учебные мероприятия.  В настоящее время стоит задача совершенствования повышения качества образования, в которой огромное место занимает задача не только формирования, но и развития учебной мотивации.

Мотивация является важной характеристикой субъекта деятельности и одним из основных компонентов учебной деятельности. Процесс формирования учебной мотивации связан со многими качествами обучающегося, которые постепенно формируются с развитием его личности. Знание специфики формирования учебной мотивации помогает верно построить процесс обучения.

А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, В.Г. Асеев считают, что мотивы — это осознаваемые и неосознаваемые побуждения. По мнению Леонтьева, даже когда мотивы не осознаются субъектом, т.е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они выступают в своем косвенном выражении — в форме переживания, желания, хотения. В своей работе автор опирается на классификацию мотивов учения Л.И. Божович. По Л.И. Божовичу учебные мотивы делятся на: познавательные мотивы и социальные мотивы. К познавательным мотивам относят: широкие познавательные мотивы (интерес к новым занимательным фактам, явлениям, интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям), учебно-познавательные мотивы (интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда) и мотивы самообразования (направленность школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний). К социальным мотивам относят: широкие социальные мотивы (стремление получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности), узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет, стремление ученика занять первое место, быть одним из лучших) и мотивы социального сотрудничества (ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы). Понятие «мотивация» намного шире, чем понятие «мотив». В психологии большое количество авторских понятий «мотивации», однако единого общепризнанного понятия «мотивация» не существует. [1] Мотивация, по мнению В. К. Вилюнасу, — совокупность процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.

По А.К. Макаровой учебная мотивация - ряд постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). [2]

Учебная мотивация, как и любая другая, обусловлена факторами:

  1. Определяется образовательной системой;
  2. Определяется организацией учебного процесса;
  3. Определяется субъективными особенностями (возраст, способности, интеллектуальное развитие, самооценка);
  4. Определяется субъектными особенностями педагога (отношение к ученику и взаимодействие с ним, отношение к учению);
  5. Определяется спецификой предмета.

Для того, чтобы разобраться с особенностями учебной мотивации детей младшего школьного возраста, нужно углубиться в возрастные особенности обучающихся начального общего образования.

Младший школьный возраст - это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1–4 классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский). Познавательные процессы такие, как: мышление, память, внимание и воображение, в младшем школьном возрасте устроены иначе, чем у обучающихся старших классов и взрослых людей. Также в младшем школьном возрасте у обучающихся формируются основы нравственного поведения, усваиваются моральные нормы, правила поведения в обществе, формируется общественная направленность личности.

Из возрастных особенностей вытекают и психолого-педагогические особенности, которые связаны с учебными мотивами и учебной мотивацией. Дети 6-9 лет нуждаются в авторитетном взрослом, указаниям которого можно следовать. Так проявляется определенный социальный мотив – мотив долга перед учителем. Примерно во 2-ом классе появляются позиционные социальные мотивы – желание занять главное место в коллективе. Также имеют место быть мотивы: соперничества, «быть лучшим», утвердиться в коллективе, стремление к признанию сверстниками и взрослыми. Также для детей младшего школьного возраста характерны внешние мотивы, в основном – получить хорошую учебную оценку (для 2-4-ых классов в виде отметок, для 1-ых классов устной форме) или же не получить плохую.

Учебная деятельность направлена не только на формирование у   обучающихся базовых знаний и умений, но и соответствующих мотивов учения. Для повышения учебной мотивации детей младшего школьного возраста педагогу нужно создать определенные педагогические условия.

Педагогические условия – элементы всех составляющих процесса обучения и воспитания: цели, содержание, методы, формы и средства.

Выделяют несколько педагогических условий для формирования и повышения учебной мотивации у детей младшего школьного возраста:

  • Создание проблемно-поисковых ситуаций;
  • Применение интеллектуальных и дидактических игр.

Дети младшего школьного возраста отличаются любопытством. Младшие школьники проявляют особенный интерес к новым и необычным фактам, обстоятельствам. Интерес угасает, когда ученикам преподносятся скучные и известные им знания.

Изучение «русского языка» как учебного предмета выполняет несколько функций:

  1. Приобретение системы знаний о языке людей;
  2. Развитие мысленных, интеллектуальных возможностей, формирование абстрактного мышления, овладение мыслительными операциями;
  3. Формирование правильного соотношения теоретического и практического в речевой деятельности, так как чаще всего у детей младшего школьного возраста практика опережает.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа учебно-методического комплекса (УМК) «школа России» направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач предметной области «Русский язык и литературное чтение» [4]:

  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  2. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.
  3. Развитие коммуникативных умений.
  4. Развитие нравственных и эстетических чувств.
  5. Развитие способностей к творческой деятельности.

В рабочей программе прописаны целевые установки системы начального общего образования, одной из которых является: развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

Как мы видим, одним из ценностных ориентиров выступает развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества. Это означает, что содержание данного УМК направлено на повышение мотивов учебной деятельности.

 

Список литературы: 
1. Божович Л.И., Морозова, Н. Г., Славина, Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников / Л. И. Божович, Н. Г. Морозова // Психология в вузе. 2011. № 5. 
2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. М., 2012. – 450 с. 
3. Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: http://fgosvo.ru/ (дата обращения: 16.12.2023)
4. Рабочая программа по курсу "Русский язык": [учебно- методическое пособие]: к УМК В.П. Канакина ("Школа России") / – Москва : Просвещение, 2017.– (Рабочие программы). – Текст: непосредственный.