Статья:

ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ИКОНОПИСИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(283)

Рубрика: Культурология

Выходные данные
Царева А.С., Доронина Е.К., Саломасов А.А. ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ИКОНОПИСИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 16(283). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/283/147816 (дата обращения: 10.09.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ИКОНОПИСИ

Царева Анна Сергеевна
студент, Государственный Университет Управления, РФ, г. Москва
Доронина Елизавета Константиновна
студент, Государственный Университет Управления, РФ, г. Москва
Саломасов Артем Александрович
студент, Государственный Университет Управления, РФ, г. Москва
Попова Лиана Владимировна
научный руководитель, канд. культурологии, старший преподаватель кафедры философии, Государственный Университет Управления, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Данная статья посвящена «Золотому веку иконописи» и    представляет собой обзорный анализ периода истории искусства. В статье рассматриваются основные художественные течения и мастера, которые оказали значительное влияние на развитие иконописи в этот период.   В статье освещаются ключевые темы и мотивы, которые были популярны в иконописи Золотого века, а также технические и стилистические особенности работы мастеров того времени.

 

Ключевые слова: икона, Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий Ферапонтовски, Золотой век иконописи. 

 

Икона представляет собой уникальный символ культуры, объединяющий в себе духовную составляющую и повседневную жизнь. Семиотика иконы используется для толкования сакральных знаков и символов, которые передают невыразимое содержание религиозного мировоззрения. Русская иконопись отличается своим религиозным характером, который превосходит все другие интересы и включает их в себя.

С церковным искусством с XI по XV век на Руси происходило постепенное развитие, сохраняя высокое качество и распространяясь по всей стране. Московское церковное искусство XIV-XV веков в архитектуре, иконописи, резьбе и других областях не превзошло искусства Владимиро-Суздальского XIII века, которое, в свою очередь, не достигло уровня Новгородских и Киевских памятников XI века.

Икона, в том виде и смысле, которые мы знаем сегодня, имеет свое происхождение из Византии. Византийцы создавали прекрасные мозаики, росписи и иконы, уделяя большое внимание их описанию и толкованию. Это привело к формированию особой теории искусства, особенно церковного, которая позднее была воспринята православным миром. Русские религиозные мыслители первой трети 20 века добавили свои точки зрения к этой теории, а сам феномен иконы достиг своего классического завершения в 15 веке, в период расцвета русской средневековой культуры. Началось все с Византии, где икона заняла особое место в системе церковного богослужения, государственном церемониале и повседневной жизни, получив богословское обоснование от Отцов Церкви и религиозных мыслителей того времени.

Византийцы использовали термин "икона" для обозначения любого изображения, их дискуссии в иконоборческий период касались всех изображений на христианские темы, включая росписи храмов, мозаики, вышивки, рельефы на камне и другие материалы, как было подтверждено на двенадцатом Вселенском соборе, который утвердил догмат иконопочитания.

Сущность и значение икон как отдельных образов, обладающих чудотворной силой, объектов молитвенного поклонения, особых и уважаемых символов, были утверждены и признаны в православной традиции благодаря верующим, ведущим долгую и благочестивую жизнь, стремящимся к общению с Богом и духовным миром не только во время богослужений в храме, но и в повседневной жизни, в любое время и практически везде. Рано в истории Византии было понято, что творения искусства, особенно изобразительного, могут служить носителями Истины и хранителями божественного Откровения. Благодаря этому византийское христианство активно развивало культовое искусство, привлекая к нему внимание богословов, писателей и поэтов на протяжении всей своей истории.

I. «Золотой век» русской иконописи

Расцвет русской иконописи пришел в Золотой век на конец XIV века благодаря духовному возрождению при поддержке святого Сергия Радонежского. Иконы, созданные в это время, отличались своим миром, а также передавали чувства сострадания и любви. Великолепие русских иконописцев проявлялось в XV-XVI веках в период процветания Московской, Новгородской, Тверской и Псковской школ иконописи.

Известные мастера иконописи XV века - это Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий. Их работы отличаются высоким мастерством и духовной глубиной. На их иконах можно увидеть богатство цвета, тонкую проработку деталей и внимание к психологическим особенностям изображаемых святых. Иконопись XV века является важным этапом в развитии русского искусства и имеет большое значение для культуры и истории России. Ее традиции и стиль оказали влияние на многие поколения художников и продолжают вдохновлять и удивлять зрителей по сей день.

Одним из ярких представителей «Золотого века» является Андрей Рублев. Он, жил в XIV веке с 1360-1430 годы, и является выдающейся фигурой золотого века русской иконописи. Его искусство насыщено глубокой человечностью и высоким христианским гуманизмом, о чем отмечают исследователи. Звенигородский Спас, созданный им, является воплощением идеала Богочеловека, сливающего в себе противоположности неба и земли, духа и плоти. Рублеву удалось передать этот идеал в искусстве с непревзойденной полнотой, чего не достигло даже византийское искусство, в Троице Рублева.

Творчество Андрея Рублева представляет собой высшее достижение не только древнерусского, но и всего православного искусства, в котором он нашел новое воплощение идеалов Евангелия, которые были забыты или превращены в пустую фразу в течение многих веков. В творчестве Андрея Рублева объединены божественная мудрость, человечность и красота, что является центральным мотивом его искусства. Это высшая цель идеалов, которую он стремился достичь и которая олицетворяет единство между духовным и человеческим.

Все основные иконы и фрески, созданные Рублевым, включая апостолов на фресках Успенского собора, Звенигородский чин и прежде всего «Троица», отражают его уникальное видение искусства. Его творчество пропитано идеей софийности искусства, что означает глубокое воплощение его веры и философии в художественные произведения. Это свидетельствует о том, что Рублев с исключительной творческой последовательностью смог воплотить свою концепцию искусства в материальной форме.

Икона "Троица" Андрея Рублева является вершиной его творчества и, пожалуй, всей древнерусской живописи. В этом произведении мастер передал невыразимую силу и глубину через цвет, линии и формы, выражая свое художественное видение, а также философско-религиозное сознание Древней Руси. Икона идеально отражает человеческий идеал того времени – мудрого, добродетельного, готового к жертве для блага ближнего, духовно и физически прекрасного. В "Троице" заключены бесконечные глубины, аналогично бесконечности жизни и искусства. Взгляд каждого зрителя находит в этом произведении что-то свое, что возвышает и очищает его душу.

Великий иконописец Рублев проявил свою гениальность, представив в своих произведениях нравственные и духовные аспекты культуры своего времени. Его творчество оказало огромное влияние на последующих русских живописцев и стало образцом для иконописцев 15-16 веков, фактически завершив активное развитие древнерусской живописи.

 II. Главные произведения Золотого века иконописи

1. Икoна "Богоматерь Владимирская" – великая русская святыня и непревзойденный шедевр изобразительного искусства, датируется XII веком и была создана неизвестным византийским мастером. Она относится к типу "Умиление", где Мать и Младенец нежно прижимаются друг к другу. Образ Марии исполнен тонкой, одухотворенной красоты, описывая ее как идеальную по красоте, по апокрифам. Но в этой красоте заложена глубокая печаль, Мать предчувствует страдания Сына и сопереживает всему человечеству.

2. Икoна "Спас Нерукотворный" – этот иконный образ не просто изображение Иисуса Христа на всю жизнь, а созданный чудом по воле самого Спасителя. Следуя этому образцу, древнерусские художники создали один из самых прекрасных иконных типов - Спас Нерукотворный. Есть легенда о этом образе, о царе Авгаре, страдающем проказой, который обратился к Христу через художника Ананию. Несмотря на то, что сам Христос не мог прийти в Эдессу, чтобы исцелить царя, он смог показать свое лицо на чистой ткани, которую Анания использовал для вытерания своего лица.

3. Икона "Архангел Михаил" – Небесный воевода. Михаил, во главе ангелов, сражается с сатаной, выступая в образе мощного полководца света. В конце времен он одержит окончательную победу в последней битве. Эта тема часто воплощается в русской иконописи.

4. Икона "Троица" – одна из ключевых и непостижимых тайн христианства заключается в учении о Троичной сущности Бога - Отца, Сына и Святого Духа. Глубокое единство между этими личностями составляет основу веры христианства. Событием, которое открыло действие всех лиц Троицы миру, стало Славное Сошествие Святого Духа на апостолов, описанное в Новом Завете.

5. Икона "Воскресение. Сошествие во ад». Воскресение из мертвых Иисуса Христа – главное событие евангельской истории. Этому событию посвящен главный христианский праздник – Пасха. Дата Пасхи рассчитывается каждый год особо, по лунному календарю. Смысл Воскресения заключается в победе вочеловечившегося Бога над смертью, которая достигается им ради всех людей, чьи души он призывает к вечной жизни. На иконе Воскресения Христа, обычно, изображается Спаситель стоящим на поверженных воротах ада, которые напоминают о Кресте – орудии его смерти. Он окружен сиянием – "светом от великого света". Под ним – открытая бездна ада, из которой он спасает Адама и других праведников из Ветхого Завета.

6. Икона «Спас Вседержитель». Спас означает Спаситель. Иисус Христос, Бог, стал человеком, родившись от женщины, чтобы спасти человечество и принести свет истины. Своей смертью на кресте Он искупил грехи людей. На иконах Христос изображен по пояс в левой руке держа Евангелие. Правая рука поднята, благословляя мир. Он является Спасителем и вершителем суда, единосущным со Богом Отцом – творцом всего сущего.

III. Главные мастера иконописи  XIV века:  

1. Андрей Рублев. Этот великий художник заслуженно признается классиком древнерусской живописи. Его работы отражают философию гуманности, доброты и красоты, а также всепроникающую гармонию духовного и материального. В искусстве Андрея Рублева просматривается глубокое осмысление общечеловеческих ценностей, что делает его творчество высочайшим достижением не только русского, но и православного искусства. Единство божественной мудрости, человечности и красоты становится основным мотивом его работ, отражая высочайшую цель искусства в целом.

2. Дионисий Ферапонтовский. Еще одним выдающимся мастером русской иконописи был Дионисий. Его художественный язык отличался утонченной красотой, лиризмом и музыкальностью. Духовные ценности он воплощал в изящных движениях поэтического чувства, используя музыкальные линии и цветовые сочетания. Мастерская Дионисия создала множество икон, некоторые из которых сохранились до наших дней, отражая стиль и характер его творчества.

3. Иконостас русского царского двора, иконописец Симеон Ушаков, великолепие его творений украшает Кремлевский дворец. Ушаков стремился к "живоподобию", передавая святых в их реальном виде. Его стиль, описанный как живопись в натуральных образах, уникален и запоминается. Более 50 произведений иконографии украшают его портфолио, отражая его выдающееся мастерство.

4. Феофан Грек. Феофан отражает в себе византийский творческий потенциал, который, обогатив русскую культуру лучшими достижениями Византии, был преобразован под влиянием местных условий, превратившись в уникальное проявление русской культуры. Рублев и Дионисий, в свою очередь, воплощают древнерусский художественный дух. Феофан отличается глубиной философских мыслей, высокой духовностью и яркими драматическими образами. Он совмещал в себе мудрость и художественный талант, что делал его идеальным образцом для русских художников и литераторов того времени.

История иконописи в России тесно связана с православной верой и отличается ее богатством и долговечностью. Иконопись в России имела особое значение не только как художественное произведение, но и как способ визуализации духовных истин и символов православия. Каждая икона несла в себе глубокий смысл и значимость, отражая целый мир духовных ценностей и убеждений.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Золотой век иконописи в России считается периодом особого расцвета и развития этого искусства. Мастера того времени создавали произведения, которые стали образцами высокого мастерства и духовной глубины. Великие художники-иконописцы Золотого века оставили после себя множество произведений, которые до сих пор вызывают восхищение своим красотой и глубиной содержания. Их работы стали настоящим наследием русской культуры и искусства, сохраняя духовное наследие поколений.

Таким образом, иконопись в России не только является формой художественного творчества, но и символом веры, духовности и культурного наследия. Ее значение и значение остаются актуальными и вдохновляющими для людей всех времен и эпох.

 

Список литературы:
1. Астахов А. Ю. Шедевры русской живописи. — М.: Белый город, 2008. 
2. Бычков В. В. Феномен иконы: история, богословие, эстетика, искусство. — М.: Ладомир, 2009. 
3. Трубецкой Е. Н., Булгаков С. Н., Покровский Н. В. Иконы России. — М.: ЭКСМО, 2008.