Статья:

ДЕМОКРАТИЯ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ И КАК ОДНА ИЗ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(285)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Магомедов К.Р. ДЕМОКРАТИЯ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ И КАК ОДНА ИЗ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 18(285). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/285/148403 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ДЕМОКРАТИЯ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ И КАК ОДНА ИЗ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ

Магомедов Кудрат Рустамович
студент, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, РФ, г. Махачкала

 

Аннотация. Статья представляет собой исследование демократии как политического режима и одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Автор рассматривает исторические корни демократии, её принципы и особенности функционирования в современном мире.

 

Ключевые слова: демократия, признаки демократии, формы демократии, основы конституционного строя, права, свободы человека, народовластие, Российская Федерация, местное самоуправление, государственная власть.

 

Демократия является одним из ключевых политических режимов в современном мире, основанным на участии граждан в управлении государством. Демократические принципы играют важную роль в конституционном строе большинства современных государств, включая Российскую Федерацию. Понимание сущности демократии как политического режима и ее места в конституционном порядке страны представляет высокую актуальность на современном этапе развития общества.

Демократия как один из видов политических режимов берёт своё начало со времён Античности (IV-VI вв. до н.э.). Этот термин впервые был выдвинут в Древней Греции, и в переводе означает demos – народ и kratos – власть, правление; что буквально понимается как народовластие.

В современной юридической литературе демократический режим чаще всего рассматривают в узком и широком смыслах. Характеризуя демократия в узком смысле слова, её определяют как совокупность методов и способов осуществления власти в стране, в широком – как «уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни».

Исходя из данных подходов к понимания политического режима, можно определить его признаки, которые позволяют отличать демократию от других видов политического режима: народовластие, т.е., именно народ является единственным источником власти, и высшим непосредственным выражением этой власти являются референдум и свободные выборы; равноправие всех граждан перед законом и судом, равные возможности для участия в политической жизни, право на управлении делами государства; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, реальная гарантированность их признания, соблюдения и защиты; принцип большинства – решения принимаются большинством с учётом интересов меньшинства; идеологическое многообразие – никакая идеология в демократическом государстве не является обязательной; политический плюрализм и многопартийность, существование легальной политической оппозиции, как в парламенте, так и вне его; гласность, свобода средств массовой информации, запрет цензуры; правовое государство, господство и верховенство права во всех сферах общественной жизни, незыблемость естественных и неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную – недопущение монополизации власти в одних руках; выборность и сменяемость высших органов государственной власти – главы государства и парламента, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; принцип «разрешено всё, что не запрещено законом».

Гарантией функционирования демократического режима является гражданское общество, которое осуществляет контроль за деятельностью государственных органов и аппарата.

Кроме того, Ф.М. Раянов отмечает, что частью современного понимания демократии, является не только участие в управлении государством, т.е. выполнение гражданами в определённой степени функций государства, а и некоторые личные права и свободы граждан: свобода мысли, слова, совести, вероисповедания и т.д. [1, с. 81-83].

Идеи демократии в России имеют долгую и сложную историю, начиная с Российской империи, через Советский период и до современных реалий. Многие демократические принципы были закреплены в Конституции РФ 1993 года.

Демократическое государство является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, что закреплено в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ. Она закрепляет также это тем, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ» [2]. Именно народ реализовал свою власть на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г., когда была принята действующая по сей день Конституция.

Конституция закрепила две основные формы осуществления власти народом: прямая (непосредственная) демократия – референдум, свободные выборы и др.; представительная (косвенная) демократия – осуществление власти народом через представительные органы федерального, регионального и муниципального уровня. Именно эти институты непосредственной демократии являются высшей ценностью, так как с помощью этих форм формируется политическая система общества, принимаются решения по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, формируются выборные органы власти и местного самоуправления, избираются высшие должностные лица. Основное различие между такими важными институтами непосредственной демократии как выборы и референдум заключается в том, что на выборах народ осуществляет свою власть в целях формирования органа государственной власти, местного самоуправления и наделяет (делегирует) тем самым полномочиями должностное лицо. «Различают выборы прямые и косвенные, очередные, досрочные, повторные, дополнительные. По уровню органов публичной власти различают: выборы в органы государственной власти и выборы в органы местного самоуправления. Исходя из территориального критерия, различают выборы: федеральные и местные. Выделяют выборы депутатов представительного органа и должностного лица (подп. 9 и подпункт 8 ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации)» [3, с. 169]. Референдум же является всенародным голосованием граждан по вопросам государственного значения, на котором люди могут голосовать за принятие, изменение или отмену какого-либо закона, изменение статуса субъектов Российской Федерации, досрочное прекращение или продление срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы, принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения и др. Закон о референдуме устанавливает также то, при каких обстоятельствах проведение референдума невозможно: условия военного или чрезвычайного положения, введённого на всей территории РФ, а также в течение трёх месяцев после их отмены.

Таким образом, демократия как политический режим играет важную роль в конституционном строе Российской Федерации. Соблюдение демократических принципов, защита прав и свобод граждан, разделение властей – все это является основой современного общества и гарантией стабильного развития страны. Важно поддерживать и развивать демократические институты для обеспечения процветания и благополучия граждан.

 

Список литературы:
1. Раянов Ф.М. Гражданское общество и правовое государство: проблемы понимания и соотношения: монография. М. : Юрлитинформ, 2015. 
2. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. : (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ, вступили в силу 4 июля 2020 года (Указ Президента РФ от 03.07.2020 N 445)) // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
3. Юридический энциклопедический словарь / А.В. Малько, В.В. Нырков, К.Е. Игнатенкова [и др.]. – М.: Проспект, 2023. – 1136 с. – Текст : непосредственный.