Статья:

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(286)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Гриневич В.П. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 19(286). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/286/149098 (дата обращения: 11.08.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гриневич Вадим Петрович
магистрант, Московский финансово-юридический университет МФЮА, РФ, г. Москва

 

Одно из наиболее перспективных направлений в решении проблем социального обеспечения в нынешних условиях России - это достижение сбалансированности экономических возможностей государства и содержания социального обеспечения граждан. Во многом оно определяется сегодняшним состоянием экономической системы страны и социальным содержанием проводимых реформ. Из этого вытекает обязанность государства защищать социальные права человека, помогать тем, кто не может самостоятельно обеспечить свое существование в обществе.

В качестве серьезных причин и проблем социального обеспечения на современном этапе в РФ необходимо выделить следующие:

- несоответствие финансовых возможностей государства объему законодательно определенных социальных обязательств;

- неоправданно высокие (с точки зрения финансовых возможностей) расходы на социальную сферу;

- недостаточная межведомственная координация органов, участвующих в формировании и реализации социальной политики;

- перекрестная реализация социальных программ, вызывающая дублирование социальной помощи;

- несовершенная система оценки эффективности расходов на социальную сферу;

- отсутствие системного подхода к формированию социальной защиты населения [3, с. 159].

Одной из важнейших проблем системы социального обеспечения РФ является недостаточное финансирование. Стоит отметить, что в настоящее время Правительство РФ не в состоянии увеличить финансирование социальной сферы. Это в первую очередь связано с тем, что в настоящее время действуют различные внешние и внутренние факторы, влияющие на расходы федерального бюджета.

Ограниченность бюджетных ресурсов и неэффективное их использование вызывает необходимость во внедрении новых методов управления бюджетными средствами, использование новых социальных технологий: социальных заказов, социального инвестирования, целевое финансирование конкретных учреждений, осуществляющих социальную деятельность и т.п.

Важную роль в оптимизации бюджетных расходов в социальном обеспечении играют социальные стандарты и нормативы. На сегодняшний день отсутствуют равные условия доступа граждан страны к социальным гарантиям, поэтому почти половина льгот и других видов социальной помощи остается на бумаге. Уровень цен на товары и услуги растет гораздо быстрее чем повышаются минимальные социальные стандарты. Поэтому основная проблема заключается в отрыве социальной политики от реальной экономики.

Важное место в системе социального обеспечения занимает муниципальный уровень. От того, насколько качественно организован процесс предоставления услуг населению в муниципальном образовании, зависит уровень социального обслуживания в России в целом. Действующая сегодня система муниципальных органов социальной поддержки населения сформирована на принципе «освоения» бюджетных средств и, к сожалению, не направлена в должной мере на достижение социальной и экономической эффективности социальных расходов [1, с. 19].

В большинстве муниципалитетов фактически вся деятельность органов социальной поддержки населения характеризуется техническим выполнением функций по реализации государственных социальных программ. Особенно это характерно для исполнителей, которые имеют лишь общее представление о стратегических целях и задачах социальной поддержки населения.

Деятельность органов местного самоуправления по социальной поддержке населения должна обеспечиваться посредством:

- финансирования мер социальной защиты;

- пересмотра организационно-правового статуса учреждений социальной защиты;

- внедрения современных управленческих технологий;

- системы стандартизации социальных услуг;

- совершенствования кадрового и информационно-аналитического обеспечения [2, с. 255].

В муниципальных образованиях присутствует проблема, которая связана с предоставлением ряда мер социальной поддержки населению по категориальному признаку, т.е., в соответствии с имеющимся статусом гражданина, который определен как федеральным, так и региональным законодательством. Так, например, при таком подходе меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, труженикам тыла, жертвам политических репрессий, а также отдельным категориям сельских специалистов и прочим. Предоставление иных мер социальной поддержки осуществляется с учетом нуждаемости, которая основывается на оценке доходов, имущества или потребности в жилье.

Важнейший принцип социальной поддержки состоит в адресности ее программ (денежных выплат). Современная практика адресной социальной помощи малоимущей части населения муниципального образования, базирующаяся на принципах социального контракта, также далеко не совершенна по двум тесно взаимосвязанным между собой причинам. Во-первых, она требует взвешенной оценки численности потенциальных участников таких программ. Прежде всего, речь идет о неработающих трудоспособных гражданах из малодоходных семей, на усиление экономической активности которых и будут направлены социальные контракты. Во-вторых, социальный контракт как форма адресной социальной помощи пока не является максимально доступным с точки зрения информационной осведомленности граждан о таком виде социальной поддержки.

Кроме того, нельзя не учитывать, что пассивное предоставление адресной социальной помощи муниципального образования в рамках национальной системы социальной защиты населения, рассматриваемое как социальное пособие, не предполагает экономической или социальной активности получателя. Здесь важно подчеркнуть, что российское законодательство предусматривает заявительный характер получения социальной помощи. Это означает, что социальную помощь может получить каждый, кто обратится в соответствующую социальную службу или социальный отдел по месту жительства. На практике многие остро заинтересованные граждане по незнанию даже не знают о существовании таких организаций.

Стоит отметить громоздкость и разнородность мер социальной поддержки по составу и источникам финансирования. Существуют меры федерального уровня, на региональном уровне также разрабатываются дополнительные меры социально поддержки. При этом на муниципальном уровне возникает и дублирование мер поддержки. Очевидным фактом является отсутствие единого перечня мер социальной поддержки. Также отсутствует единая база данных получателей мер социальной поддержки. Помимо отсутствия единого регистра существует такая проблема, как плохая скоординированность действий структур, участвующих в социальном обеспечении в муниципальном образовании. К ним относятся: управления социальной защитой, управления образования, управления здравоохранения, управления занятости населения. Отсюда возникает финансовая неразбериха, поскольку финансирование различных мер осуществляется разными уровнями бюджетной системы РФ. Свести в единую систему объемы финансирования на социальную поддержку в настоящий момент невозможно.

Эффективная система социального обслуживания отдельных категорий граждан не может функционировать без муниципальных образований, которые обеспечивают индивидуализацию мер социальной защиты.

Итак, к проблемам в функционировании системы социального обеспечения граждан в муниципальном образовании можно отнести следующие.

1. Наличие неудовлетворенного спроса на услуги учреждений социального обслуживания граждан.

2. Высокая нагрузка на социальных работников.

3. Наличие объектов инфраструктуры, в том числе социально значимых, недостаточно доступных для маломобильного населения.

4. Низкая вовлеченность негосударственного сектора в оказание социальных услуг.

Таким образом, обеспечение условий и создание эффективной модели правового регулирования государственной социальной помощи нуждающимся гражданам является важнейшей проблемой современного этапа развития социальной политики Российского государства. Учитывая проблемы, связанные в первую очередь с недостатком финансирования мероприятий по социальной поддержке населения, можно предположить неизбежность поиска государством путей решения финансовых проблем, что повлечет изменение текущего законодательства.

 

Список литературы:
1. Горина В.В. Основные задачи органов местного самоуправления по организации социальной поддержки населения // Российская наука и образование: проблемы и перспективы. – 2020. - № 5 (36). – С. 18-21.
2. Сумаренко А.С., Комов В.Э. Социальная поддержка населения как объект государственного управления и программирования // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. - 2023. - № 1-2. - С. 252-255.
3. Татаринова А.А. Проблемы функционирования системы социального обеспечения в России на современном этапе // Управление социально-экономическими системами. - 2023. - № 3. - С. 158-160.