КИТАЙСКО-РОССИЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ ПО ИНИЦИАТИВЕ «ПОЯС И ПУТЬ»: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(286)
Рубрика: Политология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(286)
КИТАЙСКО-РОССИЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ ПО ИНИЦИАТИВЕ «ПОЯС И ПУТЬ»: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
CHINESE-RUSSIAN ENERGY COOPERATION UNDER THE BELT AND ROAD INITIATIVE: CHALLENGES AND PROSPECTS
Bao Zhaowei
Student, Kazan (Volga region) Federal University, Russia, Kazan
Chulpan Misbakhova
Scientific adviser, Doctor of Economics Sciences, Associate Professor, Kazan (Volga region) Federal University, Russia, Kazan
Аннотация. целью научной статьи является анализ текущего состояния и перспектив развития китайско-российского сотрудничества в области энергетики и энергетической безопасности по инициативе «Один пояс, один путь». Рассмотрены факторы, которые способствуют развитию китайско-российского сотрудничества в области энергетики. Выявлена роль инициативы «Один пояс, один путь» для Китай и евразийского региона. Проанализированы текущие проекты, инициативы и договоренности России и Китая в рамках энергетического сотрудничества. Определены факторы, которые стимулируют китайско-российское сотрудничество в области энергетики и энергетической безопасности. Проанализированы угрозы, которые препятствуют развитию китайско-российского сотрудничества в области энергетики и энергетической безопасности. Объектом исследования являются международные отношения России и Китая в сфере энергетики. Предметом исследования являются проекты и инициативы китайско-российских отношений в области энергетики при реализации проекта «Один пояс, один путь».
Abstract. The purpose of the scientific article is to analyze the current state and prospects for the development of Chinese-Russian cooperation in the field of energy and energy security under the «One Belt, One Road» initiative. The factors that contribute to the development of Chinese-Russian cooperation in the field of energy are considered. The role of the «One Belt, One Road» initiative for China and the Eurasian region is revealed. Current projects, initiatives and agreements between Russia and China within the framework of energy cooperation are analyzed. The factors that stimulate Chinese-Russian cooperation in the field of energy and energy security are identified. The threats that hinder the development of Chinese-Russian cooperation in the field of energy and energy security are analyzed. The object of the study is international relations between Russia and China in the energy sector. The subject of the study is projects and initiatives of Chinese-Russian relations in the field of energy during the implementation of the «One Belt, One Road» project.
Ключевые слова: китайско-российское сотрудничество; китайско-российские отношения; «Один пояс, один путь»; энергетическая безопасность; область энергетики; сфера энергетики; международные отношения.
Keywords: Chinese-Russian cooperation; Chinese-Russian relations; «One Belt, One Road»; energy security; energy field; energy sector; international relationships.
Современный период развития экономики России характеризуется влиянием принятых международных санкций странами Запада, что влияет на формирование новой стратегии внешнеэкономической политики государства. Приоритетным вектором развития международного представительства российского бизнеса и инвестиций является увеличение качества китайско-российских отношений, определивших перспективы России по выводу страны из предкризисного состояния. Как результат, эти отношения имеют важное значение не только для Китай и России по отдельности, но и для всех архитектуры международных отношений. И среди причин их максимально прогрессивного состояния на текущий момент – это устойчивые тенденции в реализации инициативы «Один пояс, один путь», где энергетика выступает важнейшей область международного сотрудничества.
Подтверждением устойчивости и перспективности китайско-российских отношений в современности является то, что в 2021 г. состоялась не только формальная юбилейная актуализация подписанного Договора между Россией и Китаем в связи с его 20-летием, но и его продление Президентом РФ В. Путиным и Председателем КНР Си Цзиньпином.
В продолжение текста Договора Главы государств изложили свои позиции в Совместном заявлении России и Китая к двадцатилетию подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между странами. Эти договоренности создают твердую основу для успешного развития китайско-российских отношений в период геополитической дестабилизации и санкционной войны [1].
Начиная с 2013 г., экономическая политика Правительства КНР после вступления в должность Генерального секретаря Си Цзиньпина, официально утвердила предложение о реализации инициативы «Один пояс, один путь». Эта инициатива была провозглашена в условиях «новой нормальности» замедления темпов роста китайской экономики при наличии серьезных структурных проблем, и она в первую очередь призвана дать стимулы экономическому развитию самого Китая в период структурной трансформации его социально-экономической модели [2].
Благодаря развитию данной инициативы у китайского государства есть доступные инструменты, которые повышают степень его интеграции в мировую экономику. Возможно формирование механизма повышения внешнеэкономической связи КНР со странами Европы, что позволит увеличить экспорт китайской продукции в данный регион. После реформы и открытости экономика Китая быстро росла, а модель экономического развития страны претерпела значительные изменения. Являясь важной инициативой Китая по расширению своей открытости внешнему миру и разработке экономической дипломатии на высшем уровне, эта инициатива будет постепенно стимулировать процесс экономической глобализации посредством скоординированного регионального развития стран.
Инициатива «Пояс и путь» выражает желание и путь крупной развивающейся страны участвовать в мировой экономике и интегрироваться в нее, и соответствует тенденции мирового экономического развития, особенно потребностям и ожиданиям большинства развивающихся стран в стремлении к экономическому и социальному прогрессу. Однажды предложенная, она получила широкий отклик.
Стратегия «Один пояс и один путь» представляет собой новый подход к открытости мировой экономики и с момента ее разработки уже продемонстрировала свою жизнеспособность. Эффективность проекта может быть достигнута совместной нацеленностью стран Евразийского региона и Китая на дальнейшее укрепление стратегического партнерства, формирование полюсов экономического роста, максимальное использование конкурентных преимуществ стран-участниц, а также обеспечение экономической, продовольственной, технологической и энергетической безопасности при соблюдении национальных интересов каждой из сторон [3].
Важнейшим направлением международного сотрудничества России и Китая при реализации инициативы «Один пояс, один путь» является их внешнеторговая деятельность, которая поддерживается совместными усилиями по развитию экономики и совместного энергетического рынка. Подтверждением тому будут данные из графика рис. 1.
Рисунок 1. Товарооборот между Россией и Китаем в 2017-2022 гг., в млрд долл. [4]
Важно обратить внимание на то, как между странами развивается внешняя торговля и внешние экономические операции с момента ввода в действие международных антироссийских санкций 2022 года. Именно за данный период времени объем товарооборота России и Китая увеличился до рекордных 190,3 млрд долл. В 2021 г. данный показатель составлял 140,7 млрд долл., а в 2020 г. лишь 103,9 млрд долл.
В 2022 г., когда Россия почти полностью лишилась западных инвестиций, однако инвестиционное сотрудничество с Китаем только укрепилось. Расширяются уже действующие в различных сферах контракты. Например, необходимо отметить, что взаимодействие Газпрома и китайского нефтегазового гиганта CNPC только расширяется: они смогли договориться о увеличении поставок до 48 млрд кубических метров [5].
Обеспечение энергетической безопасности – ключевая задача для многих стран Евразийского региона, в особенности Китая. Россия – это крупнейшие производитель в мире энергетической продукции и поставщик углеводородов. Поэтому между российскими и китайскими партнерами сформированы устойчивые связи в рамках сотрудничества в сфере энергетики. К тому же Россия заинтересована в расширении своих внешнеэкономических связей при экспорте энергетических ресурсов и продукции на новые для себя рынки в виду санкционных ограничений при реализации углеводородов на традиционном рынке стран Европы.
В целях развития энергетического сотрудничества между Россией и Китаем был создан энергетический клуб, который направлен на формирование эффективного диалога между странами по вопросам обеспечения энергетической безопасности и координации усилий перспектив данного взаимодействия. Проводится объединение производителей с потребителями и транспортерами энергетических ресурсов, что позволяет использовать стратегию сравнительных преимуществ на раннем этапе.
Однако помимо экспорта из России происходит вхождение китайских компаний и капитала на российский энергетический сектор. Помимо сотрудничества в газовой и нефтяной промышленности, устанавливаются новые отношения в сфере ядерной и электрической энергии. Россия активный участник строительства объектов ядерной энергетики на территории Китая. Например, с 1997 года началось строительство Тяньваньской АЭС. К 2007 году были построены первые два блока атомной электростанции. В 2010 г. началось строительство третьего и четвертого энергоблока, а также подписаны контракты на проектировку следующих двух блоков станции [6].
Крупнейшим же инфраструктурным проектом в сфере энергетического сотрудничества России и Китая является строительство магистрального газопровода «Сила Сибири-2» и его продолжение «Союз Восток». Ожидаемыми результатами данного инфраструктурного проекта энергетики является то, что поставки газа с России в Китай будут проводиться через территорию Монголии. Ожидаемая мощность транспортного комплекса трубопровода природного газа составляет около 50 млрд кубических метров в год [7].
Анализируя перспективы и результаты китайско-российского сотрудничества в области энергетики по инициативе «Один пояс, один путь», необходимо выделить выгоды и противоречия между Россией и Китаем, которые стимулируют и/или препятствуют развитию данных международных отношений. К положительным факторам, стимулирующих развитие энергетического сотрудничества относятся:
- существует высокая информационная прозрачность инвестиционных проектов, поскольку в России создано несколько электронных платформ, раскрывающих информацию о результатах инвестиционного сотрудничества между странами;
- Россия – страна с большей территорией, через которые проходят важнейшие транспортно-логистические коридоры, позволяющие осуществлять международные цепи поставок;
- формируется технологический суверенитет России, что открывает потенциал инвестирования китайского капитала в новые отрасли, где производство с высокой добавленной стоимостью;
- укрепляются отношения в виду кризиса связей с странами Запада и появления новых геополитических угроз в восточноазиатском регионе;
- существует высокий потенциал роста личного потребления на внутреннем рынке Китая.
К угрозам и противоречия в рамках сотрудничества между Россией и Китаем относятся:
- неравномерное распределение иностранных инвестиций по отраслевой классификации, из-за чего прекращение сотрудничества в определенных отраслях экономической деятельности может существенно сократить объем ПИИ;
- большую роль в сотрудничестве занимает аппарат государственной власти, поэтому развитие между странами данных отношений зависит от их внешнеполитической повестки;
- в стратегии китайской экспансии на мировом рынке инвестиций, России отведена небольшая роль;
- между Россией и Китаем существует существенная разница в традициях и культуре ведения предпринимательского дела и бизнеса;
- внешнеэкономическая политика Правительства КНР соблюдают стратегию «мягкой силы».
Таким образом, современный этап развития китайско-российского сотрудничества по инициативе «Один пояс, один путь» имеет радужные перспективы партнерских отношений в области энергетики и энергетической безопасности. Для России и Китая такое сотрудничество имеет двухстороннюю выгоду, позволяя реализовывать национальные экономические и политические интересы в период геополитической нестабильности и санкционных войн со странами Запада.