Статья:

ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(286)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Яценко В.Е. ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 19(286). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/286/149471 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Яценко Вероника Евгеньевна
студент, Северный Арктический Федеральный Университет, РФ, г. Архангельск
Ковалёва Александра Михайловна
научный руководитель, Северный Арктический Федеральный Университет, РФ, г. Архангельск

 

Аннотация. Статья "Причины девиантного поведения" представляет собой обзор различных факторов, влияющих на возникновение отклоняющегося поведения у людей. В статье рассматриваются психологические аспекты и механизмы защиты, которые могут способствовать формированию девиантного поведения. Также освещаются социальные факторы, включая влияние семьи, сообщества и культуры на развитие отклонений.

В статье также обсуждаются биологические аспекты девиантного поведения, такие как генетические предрасположенности и нейрохимические процессы, которые могут играть роль в формировании аномального поведения. Кроме того, описываются окружающие факторы, такие как травматические события и стрессовые ситуации.

 

Ключевые слова: психологическое здоровье, девиантное поведение, девиация, социальная адаптация, девиация у подростков, девиация у студентов

 

Актуальность темы "Причины девиантного поведения" обусловлена социальной значимостью проблемы девиации, потенциальными негативными последствиями девиантного поведения, необходимостью понимания механизмов возникновения такого поведения и разработки эффективных стратегий профилактики и реабилитации.

 

Работа основана на материалах Алланазарова Е.К. Причины возникновения девиантного поведения среди студентов высших учебных заведений // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 197 - 201. 2023 г.

 

 ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время мы живём в мире, который претерпевает глобальные, кардинальные изменения во всех сферах общественной жизни. И происходят они настолько быстро, что человеческому сознанию очень непросто не только адаптироваться, но, порой, и просто угнаться за ними.

С 2021 мировые преобразования стали гораздо значительнее. В таких условиях многократно возрастает вероятность появления в человеческом обществе тенденций поведения, отклоняющихся от общепринятых правил и принципов.

Особую «группу риска» в этом плане составляют лица с ещё несложившимся мировоззрением, формирующейся системой ценностей и ориентиров поведения в социуме. И это, прежде всего, подростки и молодёжь так называемого «студенческого возраста».

  1. ПОНЯТИЕ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности (т.е. система поступков), противоречащее общепринятым устоявшимся общественным нормам (правовым, моральным, этически и д.р.). Важным аспектом является то, что это нарушение не любых, а наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм. Как известно, социальные нормы меняются с течением времени. Таким образом, подобный тип поведения в некоторой степени является исторически преходящим [3; 4; 7]. При этом, важно не забывать, что существуют общепризнанные нормы поведения, незыблемые на протяжении всего существования человеческой цивилизации.

Девиантное поведение может противоречить правовым нормам, наносить вред отдельным гражданам и обществу в целом, в таком случае его называют делинквентным. Крайней степенью делинквентного поведения, представляющим особую общественную опасность, являются преступления (т.е. общественно опасные деяния, которые предусмотрены уголовным законом и запрещены им под угрозой наказания) [3; 4; 7].

Стоит отметить, что девиантное поведение может быть как негативным, так и позитивным (т.е. выходящим за рамки социальных стереотипов поведения, но играющим положительную роль в развитии общества). К позитивным девиациям можно отнести: самопожертвование и героизм; напускной аскетизм; чрезмерные щедрость и добродетельность и т.д. Но в данной работе рассмотрение коснётся лишь стереотипов поведения деструктивного характера, которые приобретают, всё большее распространение в обществе. И особенно в молодой его части.

  1. ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ, А ТАКЖЕ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Девиантное поведение как социальное явление и реакция общества на него изучается социологией, индивидуальные девиации – психологией.

Существует целый ряд теорий девиантного поведения, объясняющих девиацию различными причинами – физиологическими, психологическими, социокультурными, социально-экономическими и т.п. [7]

Наиболее частыми «симптомами» девиантного поведения в подростковом и юношеском возрасте являются:

  • нарушение правил, установленных взрослыми лицами, активный отказ выполнения требования взрослых;
  • частое или постоянное противостояние взрослым в виде пререканий и споров по любому поводу;
  • частые и плохо контролируемые вспышки гнева, несвойственные возрасту;
  • преднамеренное повреждение или разрушение чужой собственности (имущества, предметов и т.п.);
  • причинение вреда другим людям с применением опасных предметов [2].

Факторы, стоящие за многообразными проявлениями девиантного поведения в подростковом и юношеском возрасте, могут быть различными, но, чаще всего, они – биологические, социальные и воспитательные.

Биологические причины (например, наследственные факторы, гормональная перестройка, травмы и т.п.) требуют совместной поддержки медицинских и психолого-педагогических работников.

Социальные причины (например, неблагоприятная среда, негативные влияния со стороны сверстников, травля, негативное воздействие масс-медиа, социальное неравенство и т.п.), а также воспитательные причины (например, гипо- или гиперопека родителей, игнорирование насущных потребностей подростка, и т.п.) требуют вмешательства психолого-педагогических работников.

Из огромного числа причин появления деструктивного поведения в подростковом и юношеском возрасте, к наиболее частым можно отнести:

  • детские психологические травмы (например, развод или смерть родителей);
  • проявление физического или психологического насилия по отношению к ребёнку;
  • чрезмерный или недостаточный родительский контроль;

В случае появления фактов девиантного поведения у подростков одним из главных правил реагирования взрослых должна быть минимизация реакций гнева и агрессии. Взрослым необходимо объяснять подросткам, что они (взрослые) испытывают по отношению к совершённому теми поступку, т.к. подростки не всегда осознают, что поступили неправильно. Также необходимо совместное планирование конкретных действий, направленных на исправление поведения, чтобы помочь направить энергию подростка в конструктивное русло [2].

Как уже отмечалось выше, в настоящее время в обществе происходят значительные и быстрые изменения. При этом в наиболее сложном положении находится молодёжь с её не оформившейся системой ценностей и ориентиров поведения. Студентов относят к потенциально девиантной группе общества, т.к. они больше склонны к проявлению отклоняющегося поведения. Причины кроются в том, что студенты проходят через очень непростой период активного поиска места в жизни, обретения будущей профессии и начала трудовой деятельности, а иногда и вступления в брак. Возникает необходимость адаптации к новым условиям – как учёбы, так и к окружению. Происходит это на фоне уменьшения родительской опеки, значительного увеличения влияния сверстников, которое зачастую и порождает наиболее распространенные виды девиаций в студенческой среде. К ним можно отнести:

  • использование ненормативной лексики;
  • активное употребление алкоголя и никотиносодержащей продукции;
  • употребление психотропных веществ;
  • участие в протестных и иных политических акциях на фоне абсолютного непонимания их истинных целей и смысла [1; 5].

Выделяют основные причины девиантного поведения студентов:

  • высокая степень свободы в период обучения в вузе и отсутствие чувства ответственности за них;
  • нахождение в периоде формирования личности, убеждений и ценностных ориентаций;
  • конфликты на почве культурных и социальных разногласий;
  • проблемы в учёбе и адаптации к новой среде существования;
  • влияние студенческой субкультуры, транслирующей те или иные нормы и правила поведения;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема специфики, форм и способов преодоления девиантного поведения молодежи является в современном обществе достаточно актуальной. Необходимо создавать для молодых людей условия, в которых вероятность возникновения отклоняющегося поведения уменьшится.

Необходимо вовлечение студенческой молодежи в различные общественные акции, благотворительные мероприятия, позволяющие проявить лучшие качества данной социальной группы.

Требуют совершенствования и санкции в ВУЗах, следует ориентироваться на позитивные (поощрения, благодарности), которые бы стимулировали интерес к учебе, способствовали развитию самоконтроля и тем самым препятствовали бы возникновению специфических девиаций.

Большое внимание и значительное время следует уделять коррекции демонстративного, аффективного поведения, враждебного восприятия окружающего мира, а также обучению конструктивному планированию будущего [1; 2; 3; 5].

Соблюдение этих условий поможет снизить склонность студентов как к девиантному, так и к делинквентному поведению, повысить уровень волевого контроля эмоциональных реакций.

 

Список литературы:
1. Алланазаров Е.К. Причины возникновения девиантного поведения среди студентов высших учебных заведений // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 197 - 201. 2023 г. [Электронный ресурс] // URL: https://www.вестник-науки.рф/article/8387 
2. Голованова А.А., Голованова П.А. Девиантное поведение подростков: социальные причины его возникновения // Актуальные исследования. 2024. №3 (185). Ч.II.  С. 70-72. [Электронный ресурс] // URL: https://apni.ru/article/8144-deviantnoe-povedenie-podrostkov-sotsialnie 
3. Девиантное поведение: разбираемся со специалистами [Электронный ресурс] // URL:  https://институтвоспитания.рф/press-center/stati-i-pamyatki/deviantnoe-povedenie-razbiraemsya-so-spetsialistami/?ysclid=luv253545u55168559 
4. Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр.  [Текст] / Е.В. Змановская; М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
5. Манахова Е.Б. Проявление девиаций в студенческой среде и их влияние на уровень подготовки будущих специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2022. № (96). С. 139-142.
6. Путин описал ситуацию в мире китайской поговоркой  [Электронный ресурс] // URL: https://lenta.ru/news/2021/10/21/presid/?ysclid=luv3cjsn4v548264151  
7. Теории девиантного поведения и теория стигматизации [Электронный ресурс] // URL: https://www.bibliotekar.ru/4-1-38-sociologiya-prava/149.htm