ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(286)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(286)
ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Аннотация. Статья "Причины девиантного поведения" представляет собой обзор различных факторов, влияющих на возникновение отклоняющегося поведения у людей. В статье рассматриваются психологические аспекты и механизмы защиты, которые могут способствовать формированию девиантного поведения. Также освещаются социальные факторы, включая влияние семьи, сообщества и культуры на развитие отклонений.
В статье также обсуждаются биологические аспекты девиантного поведения, такие как генетические предрасположенности и нейрохимические процессы, которые могут играть роль в формировании аномального поведения. Кроме того, описываются окружающие факторы, такие как травматические события и стрессовые ситуации.
Ключевые слова: психологическое здоровье, девиантное поведение, девиация, социальная адаптация, девиация у подростков, девиация у студентов
Актуальность темы "Причины девиантного поведения" обусловлена социальной значимостью проблемы девиации, потенциальными негативными последствиями девиантного поведения, необходимостью понимания механизмов возникновения такого поведения и разработки эффективных стратегий профилактики и реабилитации.
Работа основана на материалах Алланазарова Е.К. Причины возникновения девиантного поведения среди студентов высших учебных заведений // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 197 - 201. 2023 г.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время мы живём в мире, который претерпевает глобальные, кардинальные изменения во всех сферах общественной жизни. И происходят они настолько быстро, что человеческому сознанию очень непросто не только адаптироваться, но, порой, и просто угнаться за ними.
С 2021 мировые преобразования стали гораздо значительнее. В таких условиях многократно возрастает вероятность появления в человеческом обществе тенденций поведения, отклоняющихся от общепринятых правил и принципов.
Особую «группу риска» в этом плане составляют лица с ещё несложившимся мировоззрением, формирующейся системой ценностей и ориентиров поведения в социуме. И это, прежде всего, подростки и молодёжь так называемого «студенческого возраста».
- ПОНЯТИЕ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»
Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности (т.е. система поступков), противоречащее общепринятым устоявшимся общественным нормам (правовым, моральным, этически и д.р.). Важным аспектом является то, что это нарушение не любых, а наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм. Как известно, социальные нормы меняются с течением времени. Таким образом, подобный тип поведения в некоторой степени является исторически преходящим [3; 4; 7]. При этом, важно не забывать, что существуют общепризнанные нормы поведения, незыблемые на протяжении всего существования человеческой цивилизации.
Девиантное поведение может противоречить правовым нормам, наносить вред отдельным гражданам и обществу в целом, в таком случае его называют делинквентным. Крайней степенью делинквентного поведения, представляющим особую общественную опасность, являются преступления (т.е. общественно опасные деяния, которые предусмотрены уголовным законом и запрещены им под угрозой наказания) [3; 4; 7].
Стоит отметить, что девиантное поведение может быть как негативным, так и позитивным (т.е. выходящим за рамки социальных стереотипов поведения, но играющим положительную роль в развитии общества). К позитивным девиациям можно отнести: самопожертвование и героизм; напускной аскетизм; чрезмерные щедрость и добродетельность и т.д. Но в данной работе рассмотрение коснётся лишь стереотипов поведения деструктивного характера, которые приобретают, всё большее распространение в обществе. И особенно в молодой его части.
- ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ, А ТАКЖЕ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
Девиантное поведение как социальное явление и реакция общества на него изучается социологией, индивидуальные девиации – психологией.
Существует целый ряд теорий девиантного поведения, объясняющих девиацию различными причинами – физиологическими, психологическими, социокультурными, социально-экономическими и т.п. [7]
Наиболее частыми «симптомами» девиантного поведения в подростковом и юношеском возрасте являются:
- нарушение правил, установленных взрослыми лицами, активный отказ выполнения требования взрослых;
- частое или постоянное противостояние взрослым в виде пререканий и споров по любому поводу;
- частые и плохо контролируемые вспышки гнева, несвойственные возрасту;
- преднамеренное повреждение или разрушение чужой собственности (имущества, предметов и т.п.);
- причинение вреда другим людям с применением опасных предметов [2].
Факторы, стоящие за многообразными проявлениями девиантного поведения в подростковом и юношеском возрасте, могут быть различными, но, чаще всего, они – биологические, социальные и воспитательные.
Биологические причины (например, наследственные факторы, гормональная перестройка, травмы и т.п.) требуют совместной поддержки медицинских и психолого-педагогических работников.
Социальные причины (например, неблагоприятная среда, негативные влияния со стороны сверстников, травля, негативное воздействие масс-медиа, социальное неравенство и т.п.), а также воспитательные причины (например, гипо- или гиперопека родителей, игнорирование насущных потребностей подростка, и т.п.) требуют вмешательства психолого-педагогических работников.
Из огромного числа причин появления деструктивного поведения в подростковом и юношеском возрасте, к наиболее частым можно отнести:
- детские психологические травмы (например, развод или смерть родителей);
- проявление физического или психологического насилия по отношению к ребёнку;
- чрезмерный или недостаточный родительский контроль;
В случае появления фактов девиантного поведения у подростков одним из главных правил реагирования взрослых должна быть минимизация реакций гнева и агрессии. Взрослым необходимо объяснять подросткам, что они (взрослые) испытывают по отношению к совершённому теми поступку, т.к. подростки не всегда осознают, что поступили неправильно. Также необходимо совместное планирование конкретных действий, направленных на исправление поведения, чтобы помочь направить энергию подростка в конструктивное русло [2].
Как уже отмечалось выше, в настоящее время в обществе происходят значительные и быстрые изменения. При этом в наиболее сложном положении находится молодёжь с её не оформившейся системой ценностей и ориентиров поведения. Студентов относят к потенциально девиантной группе общества, т.к. они больше склонны к проявлению отклоняющегося поведения. Причины кроются в том, что студенты проходят через очень непростой период активного поиска места в жизни, обретения будущей профессии и начала трудовой деятельности, а иногда и вступления в брак. Возникает необходимость адаптации к новым условиям – как учёбы, так и к окружению. Происходит это на фоне уменьшения родительской опеки, значительного увеличения влияния сверстников, которое зачастую и порождает наиболее распространенные виды девиаций в студенческой среде. К ним можно отнести:
- использование ненормативной лексики;
- активное употребление алкоголя и никотиносодержащей продукции;
- употребление психотропных веществ;
- участие в протестных и иных политических акциях на фоне абсолютного непонимания их истинных целей и смысла [1; 5].
Выделяют основные причины девиантного поведения студентов:
- высокая степень свободы в период обучения в вузе и отсутствие чувства ответственности за них;
- нахождение в периоде формирования личности, убеждений и ценностных ориентаций;
- конфликты на почве культурных и социальных разногласий;
- проблемы в учёбе и адаптации к новой среде существования;
- влияние студенческой субкультуры, транслирующей те или иные нормы и правила поведения;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема специфики, форм и способов преодоления девиантного поведения молодежи является в современном обществе достаточно актуальной. Необходимо создавать для молодых людей условия, в которых вероятность возникновения отклоняющегося поведения уменьшится.
Необходимо вовлечение студенческой молодежи в различные общественные акции, благотворительные мероприятия, позволяющие проявить лучшие качества данной социальной группы.
Требуют совершенствования и санкции в ВУЗах, следует ориентироваться на позитивные (поощрения, благодарности), которые бы стимулировали интерес к учебе, способствовали развитию самоконтроля и тем самым препятствовали бы возникновению специфических девиаций.
Большое внимание и значительное время следует уделять коррекции демонстративного, аффективного поведения, враждебного восприятия окружающего мира, а также обучению конструктивному планированию будущего [1; 2; 3; 5].
Соблюдение этих условий поможет снизить склонность студентов как к девиантному, так и к делинквентному поведению, повысить уровень волевого контроля эмоциональных реакций.