ГЕОРЕШЕТКИ – МАТЕРИАЛ ДЛЯ АРМИРОВАНИЯ В ДОРОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(287)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(287)
ГЕОРЕШЕТКИ – МАТЕРИАЛ ДЛЯ АРМИРОВАНИЯ В ДОРОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Георешетки – рулоный материал, имеющий сквозные ячейки правильной формы, превышающие размер поперечного сечения ребер, и неподвижные узловые точки, благодаря которым достигается лучшее распределение нагрузки между продольными и поперечными элементами решеток. Для производства георешеток используются различные полимеры: полиэфир (полиэстер) – PET, полипропилен - PP, полиэтилен низкой или высокой плотности – PELD и PEHD и др. Георешетки изготавливаются путем, склеивания, термоскрпления, переплетения ребер или экструзии.
Методом экструзии получают георешетки из сплошных синтетических рулонных материалов, изготовленых из полимеров полипропилена и полиэтилена путем их перфорирования с последующим вытягиванием в одном направлении (одноосные георешетки) или в двух направлениях (двухосные георешетки). Такие решетки имеют монолитные узлы. При вытягивании молекулы полимера ориентируются в направлении растяжения, тем самым повышается прочность на растяжение в направлении растяжения и уменьшается относительное удлинение. Наиболее перспективными материалами являются геокомпозиты – двух, трех- и многослойные структуры из плоских материалов с жестким каркасом из георешетки. Такие материалы предназначены для выполнения нескольких функций: армирования, дренирования и разделения слоев. Георешетки в роли армирующего элемента в дорожных конструкциях, воспринимают растягивающие напряжения на уровне их заложения и частично перераспределяют вертикальную нагрузку от колеса автомобиля на нижележащие слои. Область применения георешеток в большой степени зависит от применяемого полимера и формы ячеек.
Георешетки выпускают одноосные с максимальной прочностью на растяжение в одном направлении (ячейки прямоугольной формы с разной толщиной ребер), двухосные – с одинаковой прочностью в двух взаимно перпендикулярных направлениях (ячейки квадратной формы) и трехосные – с одинаковой прочностью во всех направлениях (ячейки треугольной формы).
К георешеткам предъявляют требования по следующим показателям:
– прочность на растяжение;
– относительное удлинение при максимальной нагрузке;
– прочность на растяжение при удлинении 2 или 5 %;
– длительная прочность при постоянном нагружении, например, от веса насыпи;
– прирост деформации в процессе строительства и эксплуатации дороги.
Два первых показателя георешеток приведены в табл. 1 в зависимости от области применения.
Таблица 1
Механические показатели георешеток
Прочность на растяжение Pp, кН/м |
Относительное удлинение при разрыве Ɛ, % |
Область применения |
40-80 |
10-12 |
Асфальтобетонные покрытия |
30–100 |
10-15 |
Слои основания дорожной одежды и рабочий слой, земляное полотно на слабых грунтах типа «плавающая» насыпь, откосы насыпи повышенной крутизны |
100-1000 |
10-15 |
Армогрунтовые конструкции на слабых грунтах на сваях, подпорные стенки, устои и промежуточные опоры мостов из армогрунта и др. |
Кроме показателей, приведенных в табл. 1, важной эксплуатационной характеристикой свойств георешетки является длительная прочность при постоянном нагружении, зависящая на прямую от склонности полимеров к ползучести, определяемая по формуле
где Pp - кратковременная прочность материала на растяжение;
А1 – коэффициент ползучести, характеризующий снижение кратковременной прочности на растяжение при длительном приложении нагрузки, зависящий от вида полимера и срока службы сооружения, изменяющийся при сроке службы дорожной конструкции 20-30 лет в пределах от 2,0 до 5,0.
Все полимеры склонны к ползучести, но в разной степени, например, для полимера полиэфира (PET) коэффициент А1 в 2-2,5 раза меньше чем для полипропилена (РР) и полиэтилена PELD и PEHD.
Область применения и тип георешетки представлены в табл. 2.
Таблица 2.
Область применения георешеток в дорожных конструкциях
№ |
Материал |
Конструктивный элемент дороги |
Тип георешетки |
|||
Асфальтобетонное покрытие |
Слои основания дорожной одежды |
Земляное полотно на слабых грунтах |
Откосы земляного полотна повышенной крутизны
|
|||
1 |
Двухосная георешетка из полимера PET с подложкой |
+ |
- |
- |
- |
|
2 |
Двуосная и трехосная георешетки из полимера PP, PELD и PEHD |
- |
+ |
+ |
+ |
|
3 |
Одноосная георешетка из полимера PET, PP, PELD и PEHD |
- |
- |
+ |
+ |
|
4 |
Геокомпозит |
- |
- |
+ |
+ |
Как следует из табл. 2, для армирования асфальтобетонного покрытия следует применять георешетки из полимера полиэфира (полиэстера).
В слоях основания и по подошве дорожной одежды применяют двухосные и трехосные георешетки из любого полимера, поскольку постоянная нагрузка на их не велика (глубина заложения колеблется от 0,5 до 1,2 м). Выбор типа георешетки зависит прежде всего от ее стоимости.
В конструкциях земляного полотна на слабом основании и в армогрунтовых подпорных стенках, в которых георешетки постоянно нагружены весом насыпи, поэтому склонность к ползучести полимера проявляется в полной мере, следует отдавать предпочтение георешеткам, изготовленным из полимера полиэфира (полиэстера).
В этих же конструкциях применимы односные георешетки, являющиеся анизотропными материалами – с разными механическими показателями в двух взаимно перпендикулярных направлениях, поскольку в земляном полотне на слабых грунтах напряжения в поперечном направлении относительно оси дороги существенно выше, чем в направлении вдоль дороги.
Решетки укладываются в направлении перпендикулярном оси дороги, поскольку, как правило, силовые звенья решеток расположены вдоль длиной стороны рулона.
Применение одноосных георешеток позволяет существенно снизить стоимость георешетки.
Применение георешеток в дорожных конструкциях наиболее целесообразно в сложных грунтово-гидрологических условиях, достигаемое при этом повышение работоспособности (срока службы) и транспортно-эксплуатационной надежности дорожных конструкций является более важным фактором в долговременной перспективе, чем получение единовременной экономии средств при строительстве дороги.
Преимущества применения георешеток, по сравнению с традиционными материалами:
– простота производства работ;
– снижение материалоемкости дорожной одежды, повышение ее долговечности, улучшение транспортно-эксплуатационных показателей;
– возможность использования местного слабого грунта без замены его привозным более дорогим грунтом;
– экологичность конструкций – меньшие вредные воздействия на окружающую среду.