ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ТРЕНАЖЕРОВ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(191)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(191)
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ТРЕНАЖЕРОВ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация. В данной статье рассмотрены виды применения и особенности VR технологий в области пожарной безопасности.
Ключевые слова: VR – тренажер, виртуальная реальность, симуляция ситуаций.
В современном мире все интенсивнее происходят стихийные бедствия, техногенные аварии и катастрофы, вызванные опасными природными явлениями и возникающие в результате деятельности человека.
Спасение жизни пострадавших, сохранение их здоровья в зоне действия поражающего фактора требует экстренного проведения медицинских мероприятий и во многом зависит от организации, оперативности и правильности оказания первой (доврачебной) помощи.
На фоне обострения и распространения политического, этнического, религиозного экстремизма, представляющего значительную опасность для жизни и здоровья граждан приобретение навыков оказания первой помощи, становится ещё более актуальным.
Обучающий тренажер – это механизм, или программно-аппаратный комплекс, который симулирует определенные обстоятельства. Тренажеры используют для следующего:
- отработки последовательностей действий;
- реакции на изменения обстоятельств;
- повышения скорости принятия решений в схожих обстоятельствах.
Наработанный опыт позволяет повысить эффективность действий натренированного человека в подобных обстоятельствах. Что в свою очередь повышает вероятность благополучного и правильного разрешения ситуаций, минимизацию рисков, и связанных с этими рисками расходов, а иногда и человеческих жертв.
С помощью формата виртуальной реальности, возможно, автоматизировать процесс обучения, и его эффективность при этом будет оставаться на высоком уровне.
Фактически, для наработки опыта действия в определенных обстоятельствах, студент может неограниченное количество раз оказываться в симуляции, и при этом:
- приобретает новые практические навыки;
- учится справляться со стрессом, связанным с опасными или новыми ситуациями;
- тренируется с оборудованием в безопасной обстановке;
- разрабатывать эффективные меры реагирования на потенциально опасные ситуации.
Рисунок 1. Гарнитура виртуальной реальности HTC Vive Pro
Кроме того, особенно эффективно симулировать различные ситуации, связанные с пожарами: пожар в здании, пожар на местности, пожар на АЭС, последнее практически невозможно. Студенту в реальном мире будет представляться опасность здоровью и угроза жизнедеятельности, а симуляция с помощью использования виртуальной реальности избавляет от этих рисков. Несколько преимуществ систем виртуальной реальности:
- не генерируется рисков для жизни и здоровья студентов. Это значит, не генерируется рисков наступления административной и уголовной ответственности ответственных лиц в случае причинения вреда здоровью;
- не ограничено количество тренировочных циклов;
- эффективность тренажеров можно повышать, дорабатывая существующие конфигурации с использованием наработанного опыта применения.
Рисунок 2. Смоделированный пожар с помощью VR-тренажера “Действия при пожаре”
Стоит отметить один из важных критериев обучения – вовлеченность. Студенты, обучающиеся с использованием виртуальной реальности, утверждают, что они гораздо больше вовлечены в процесс по сравнению с очными видами обучения или не интерактивным электронным обучением. Вовлеченность довольно тесно связана с тем, насколько хорошо учащиеся усваивают новые знания. С точки зрения вовлеченности, решения для обучения виртуальной реальности уступают только практическому обучению других людей, где уровень удержания достигает 90%.
Таким образом, обучающие виртуальные тренажеры могут быть использованы при проведении практических занятий в рамках обучения в области пожарной безопасности, проверки знаний правил пожарной безопасности работников различных организаций в системе обучения пожарно-техническому минимуму, а также при проведении инструктажей по пожарной безопасности на предприятиях.