Статья:

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ТРЕНАЖЕРОВ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(191)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Волков К.В., Аксенов С.Г. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ТРЕНАЖЕРОВ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 12(191). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/191/107848 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ТРЕНАЖЕРОВ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Волков Кирилл Витальевич
студент, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Аксенов Сергей Геннадьевич
д-р экон. наук, проф., Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены виды применения и особенности VR технологий в области пожарной безопасности.

 

Ключевые слова: VR – тренажер, виртуальная реальность, симуляция ситуаций.

 

В современном мире все интенсивнее происходят стихийные бедствия, техногенные аварии и катастрофы, вызванные опасными природными явлениями и возникающие в результате деятельности человека.

Спасение жизни пострадавших, сохранение их здоровья в зоне действия поражающего фактора требует экстренного проведения медицинских мероприятий и во многом зависит от организации, оперативности и правильности оказания первой (доврачебной) помощи.

На фоне обострения и распространения политического, этнического, религиозного экстремизма, представляющего значительную опасность для жизни и здоровья граждан приобретение навыков оказания первой помощи, становится ещё более актуальным.

Обучающий тренажер – это механизм, или программно-аппаратный комплекс, который симулирует определенные обстоятельства. Тренажеры используют для следующего:

  • отработки последовательностей действий;
  • реакции на изменения обстоятельств;
  • повышения скорости принятия решений в схожих обстоятельствах.

Наработанный опыт позволяет повысить эффективность действий натренированного человека в подобных обстоятельствах. Что в свою очередь повышает вероятность благополучного и правильного разрешения ситуаций, минимизацию рисков, и связанных с этими рисками расходов, а иногда и человеческих жертв.

С помощью формата виртуальной реальности, возможно, автоматизировать процесс обучения, и его эффективность при этом будет оставаться на высоком уровне.

Фактически, для наработки опыта действия в определенных обстоятельствах, студент может неограниченное количество раз оказываться в симуляции, и при этом:

  • приобретает новые практические навыки;
  • учится справляться со стрессом, связанным с опасными или новыми ситуациями;
  • тренируется с оборудованием в безопасной обстановке;
  • разрабатывать эффективные меры реагирования на потенциально опасные ситуации.

 

Рисунок 1. Гарнитура виртуальной реальности HTC Vive Pro

 

Кроме того, особенно эффективно симулировать различные ситуации, связанные с пожарами: пожар в здании, пожар на местности, пожар на АЭС, последнее  практически невозможно. Студенту в реальном мире будет представляться опасность здоровью и угроза жизнедеятельности, а симуляция с помощью использования виртуальной реальности избавляет от этих рисков. Несколько преимуществ систем виртуальной реальности:

  • не генерируется рисков для жизни и здоровья студентов. Это значит, не генерируется рисков наступления административной и уголовной ответственности ответственных лиц в случае причинения вреда здоровью;
  •  не ограничено количество тренировочных циклов;
  • эффективность тренажеров можно повышать, дорабатывая существующие конфигурации с использованием наработанного опыта применения.

 

Рисунок 2. Смоделированный пожар с помощью VR-тренажера “Действия при пожаре”

 

Стоит отметить один из важных критериев обучения – вовлеченность. Студенты, обучающиеся с использованием виртуальной реальности, утверждают, что они гораздо больше вовлечены в процесс по сравнению с очными видами обучения или не интерактивным электронным обучением. Вовлеченность довольно тесно связана с тем, насколько хорошо учащиеся усваивают новые знания. С точки зрения вовлеченности, решения для обучения виртуальной реальности уступают только практическому обучению других людей, где уровень удержания достигает 90%.

Таким образом, обучающие виртуальные тренажеры могут быть использованы при проведении практических занятий в рамках обучения в области пожарной безопасности, проверки знаний правил пожарной безопасности работников различных организаций в системе обучения пожарно-техническому минимуму, а также при проведении инструктажей по пожарной безопасности на предприятиях.

 

Список литературы: 
1. VR тренажер: Действия при пожаре [Электронный ресурс]: URL: https://dreamport.pro/project/vr-fire-safety-training/ (дата обращения: 23.03.2022).
2. Аксенов С. Г., Синагатуллин Ф.К. Чем и как тушат пожар // Современные проблемы безопасности (FireSafety 2020): теория и практика: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа: РИК УГАТУ, 2020. С. 146–151. 
3. Аксенов С. Г., Синагатуллин Ф.К. К вопросу об управлении силами и средствами на пожаре // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность 2020): Материалы II Международной научно-практической конференции. Уфа: РИК УГАТУ, 2020. С. 124–127.
4. Аксенов С. Г., Синагатуллин Ф.К. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в муниципальных образованиях // Проблема обеспечения безопасности: Материалы II Международной научно-практической конференции. - Уфа: РИК УГАТУ, 2020. С. 242–244.
5. Федеральный закон Российской Федерации «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ.