Создание типовых школ нового образца с использованием модульного принципа проектирования
Секция: Технические науки
XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»
Создание типовых школ нового образца с использованием модульного принципа проектирования
Введение
В настоящее время основное количество вновь строящихся зданий общеобразовательных организаций выполняются по индивидуальным проектам и проектам повторного применения. В связи с этим, возникает большой разброс в качественных характеристиках образовательной среды и материальном обеспечении образовательного процесса. Необходим комплексный стандартизированный подход к организации образовательного пространства независимо от вместимости здания и специализации общеобразовательной организации. Данный подход должен быть основан на принципе модульности и здания общеобразовательной организации, позволяющем зданию сохранять актуальность с течение времени, не устаревать морально, иметь возможности для трансформации и приспособления для нужд меняющихся образовательных стандартов.
Для эффективной реализации мероприятий, заложенных в программе «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2015–2025 годы, разработанной в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 5 декабря 2014г. № Пр-2821 и Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2014 г. № ДМ-П13-9024 необходима разработка типовой проектной документации, отвечающей требованиям современной психолого-педагогической науки, федеральных государственных образовательных стандартов санитарных и строительных нормативов.
Комплектование здания школы. Основные принципы.
1. Существуют базовые и дополнительные типы модулей.
2. Базовые компоновки зданий требуется комплектовать из основных модулей. Количество и наименование основных модулей следует определять из числа параллелей на разных ступенях образования, общей наполняемости и наличия профильного обучения в школе. Количество и наименование дополнительных модулей определяется исходя из пожеланий Заказчика.
3. В планировочной структуре школы рекомендуется предусматривать возможное введение дополнительных модулей, реализующих дополнительные функции образовательной организации, как в процессе проектирования и строительства, так и в процессе дальнейшей эксплуатации объекта, путем пристраивания при необходимости этих модулей к существующему объекту.
4. Модуль дошкольного образования может использоваться как самостоятельное, отдельно стоящее здание, так и в качестве дополнительного модуля в здании школы. Для каждой школы необходимо предусмотреть возможность присоединения модуля дошкольного образования.
5. Каждый учебный модуль должен иметь отдельный вход с улицы.
6. Центральный вход желательно располагать в общешкольном атриуме, вокруг атриума выстраивается общая композиция из модулей (учебных и общешкольных).
Линейная и радиальная компоновки.
Компоновка модулей в единое школьное здание может осуществляться по линейной или радиальной схеме.
В линейной компоновке модули располагаются вдоль протяженного атриума. Данная компоновка рекомендуется при необходимости устройства отдельных входов в модули различного функционального назначения с целью использования этих модулей во второй половине дня для организации кружков и секций дополнительного образования на государственной или коммерческой основе для всех желающих жителей населенного пункта.
В радиальной компоновке модули следует располагать компактно вокруг внутреннего дворика, соединенного с атриумом, и являющегося центром планировочной структуры. Внутренний дворик рекомендуется включать в образовательное пространство, посредствам установки в нем оборудования для отдыха, уличных тренажеров, игровых комплексов. Возможно так же устройство зимнего сада, теплиц, цветников или школьного огорода для изучения и ухода за растениями.
Концепция проектирования типовых модулей.
При разработке планировочных решений зданий школ рекомендуется использовать предложенную номенклатуру типовых модулей. Принцип создания модулей подразумевает пространственное объединение нескольких классов или других помещений близкого функционального назначения в одну учебную единицу с четко определённой организационной (технологической) структурой (в большинстве случаев от 2 до 6 помещений в зависимости от функционального назначения). Таким образом, каждый типовой модуль представляет собой планировочную ячейку здания, наделенную определенной функцией, но имеющую гибкую внутреннюю структуру для возможности адаптации к требованиям каждой конкретной школы или педагога.
Для каждого типового модуля разработаны планировочная схема, состав помещений модуля, описание модуля, приведены рекомендации и иллюстрации по вариантам трансформации модуля, размещению его на этажах здания.
Типовые модули могут быть включены в архитектурно-планировочные решения зданий в различных вариантах трансформации, в зависимости от потребностей и специализации школы.
Учебные модули.
Учебные модули включают в себя помещения для групповых и/или индивидуальных занятий, кабинеты специализированных дисциплин, помещения для занятий в команде (проектной деятельности), открытые учебные зоны и зоны продлённого дня, а так же вспомогательные площади. Таким образом, создается частичное открытое внутреннее образовательное пространство с понятной учащемуся структурой.
Трансформируемые учебные и АРТ-модули представляют собой многофункциональные пространства, обеспечивающие возможность смежного обучения отдельным дисциплинам, одновременной работы с одним или несколькими параллельными классами. При необходимости, они могут разделяться на учебные зоны и кабинеты разного размера при помощи трансформируемых перегородок и передвижной мебели. При реализации этой концепции основные учебные и коммуникационные (коридоры, рекреации) площади в значительной мере перекрываются. Не всегда необходимо четкое разграничение класса и коридора.
Учебные модули могут быть взаимозаменяемыми, т.е. возможна замена модуля на этапе проектирования на аналогичный по габаритам и конструктивной системе, но выполненный с учетом специализации школы.
Рабочее место учителя.
Задачи учителей и помещения для них, вследствие работы в режиме полного дня, так же должны рассматриваться в соответствии с новыми образовательными стандартами. На смену учительским и методическим кабинетам должны прийти кафедры, с оборудованными индивидуальными рабочими местами и местами работы в небольших группах, где учителя могут готовиться к урокам, анализировать проведенные занятия и проверять работы учеников. При кафедрах необходимо размещение подсобного помещения для хранения методических пособий и комнаты отдыха (возможно размещение в ней чайной кухни).
Актовый зал
Актовый или зрительный зал – это основное место в школе для проведения общественных мероприятий. Как правило, он используется для организации праздников, творческих вечеров, отчетных концертов и т.п. В связи с этим, необходимыми элементами зрительного зала являются сцена и засценовое пространство, а также гримерные, костюмерные, помещения для хранения декораций и т.п. Для обеспечения зрительного зала всеми необходимыми вспомогательными помещениями, возможно задействование учебных классов-студий ИЗО, музыки и других помещений для творческих занятий. При объединении зрительного зала, кабинетов ИЗО, музыки и технологии (при специализации – прикладное творчество) в единый АРТ-модуль, возможно использование этих помещений во второй половине дня в качестве репетиционных залов и студий, мастерских для изготовления декораций своими руками и других, необходимых для этих целей занятий.
Столовая
Модули столовых должны разрабатываться в трех вариантах организации питания учащихся:
1. Столовая на полуфабрикатах (для организации питания учащихся 1–11 классов)
2. Столовая с полным циклом приготовления пищи (для организации питания учащихся 1–11 классов)
3. Столовая с полным циклом приготовления пищи и раздельными кухнями (для организации раздельного питания дошкольников и учащихся 1–11 классов). В таких столовых возможно объединения блока вспомогательных помещений (кладовые, холодильные камеры, разгрузочные, бытовые помещения персонала, цеха обработки сырья) при разделении потоков по приготовлению пищи с учетом потребностей различных возрастных групп.
Библиотека-медиатека
Современный формат библиотеки – медиатека – это многофункциональный информационный центр современной школы, который обеспечивает следующие возможности: автоматизацию работы с традиционной библиотекой; хранение и обновление учебных и общеобразовательных материалов в электронной форме с рубрикацией по предметам; хранение и обновление учебных и справочно-информационных материалов в электронной форме (статей, книг, работ учащихся); доступ к другим электронным библиотекам (сотрудники и учащиеся должны иметь доступ к российским и международным электронным библиотекам и сетевым ресурсам); возможность хранения и оперативного просмотра разного рода аудио- и видеоматериалов, видеохроник школы (видео-летописи); поиск необходимой информации по неструктурированным запросам; возможность оперативной работы с любым источником хранимой информации.
Спортивные модули
Модули спортивных залов выполнены в нескольких вариантах – с залами 9х18 и 12х24м. Кроме того, возможно дополнительное устройство залов альтернативной физкультуры (из расчета 5м² на занимающегося) и классов для занятий шахматами (для длительно и временно освобожденных учащихся). Для спец групп и освобождённых от занятий активными видами спорта учащихся, предусматриваются раздевалки с индивидуальными шкафчиками, но без душевых. Такие раздевалки могут так же использоваться учащимися младших классов
Административные и медицинские помещения
Административные и медицинские помещения должны иметь различный состав и специализацию в зависимости от типа общеобразовательной организации и численности учащихся. Они могут быть встроены внутрь учебных модулей или организовывать аналогичные учебным модулям функциональные группы, которые легко компонуются в структуре здания с другими модулями.
Вывод
Здания общеобразовательных организаций, спроектированные с учетом принципа модульности, позволят создавать как «базовые» компоновки зданий, включающие минимально необходимый набор планировочных и функциональных модулей, так и расширенные компоновки, включающие дополнительные («опционные») модули по желанию Заказчика. Принцип модульности можетраспространяется не только на архитектурно-планировочные решения здания, но и на инженерные и технологические решения (оборудование модулей). А самое важное, что подобный принцип проектирования применим ко всем общественным зданиям, таким как поликлиники, развлекательные центры, библиотеки, бассейны, спортивные центры, центры дошкольного и дополнительного образования детей и многие другие. Использование принципа модульности так же позволяет существенно экономить время на проектировании при повторной применении проектов, а также повысить общее качество проектов за счет повторного использования проверенных решений.