КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЦП
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(288)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(288)
КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЦП
CORRECTION OF SOUND REPRODUCTION IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY
Aida Gazaeva
Student, Stavropol State Medical University, Russia, Stavropol
Yulia Malakhova
Scientific advisor, Stavropol State Medical University, Russia, Stavropol
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы коррекции звукопроизносительной стороны речи у младших школьников с детским церебральным параличом.
Abstract. This article discusses the issues of correction of the sound-pronunciation side of speech in primary school children with cerebral palsy.
Ключевые слова: ДЦП, звукопроизношение, младшие школьники, коррекция.
Keywords: cerebral palsy, sound reproduction, primary school children, correction.
Детский церебральный паралич (ДЦП)—представляет собой группу хронических непрогрессирующих неврологических расстройств, которые проявляются в детском возрасте[2].В структуру дефекта при ДЦП входят нарушения речи, одно из них нарушение звукопроизношения, которое затрудняет общение и обучение ребенка. Коррекция звукопроизношения у младших школьников с ДЦП играет важную роль в их развитии и социальной адаптации[1].Данная проблематика требует особого внимания со стороны специалистов – логопедов и родителей.
Исследования показывают, что дети с ДЦП имеют свои особенности в звукопроизношении, которые связаны с недостаточным контролем мышц речевого аппарата из-за поражения корковых структур мозга[4].
Основной целью коррекционной работы по исправлению звукопроизношения у младших школьников с ДЦП является создание условий для формирования речевых навыков и умений, облегчающих их общение и взаимодействие с окружающими[6].
Коррекционно-логопедическая работа по формированию звукопроизношения должна осуществляться по следующим направлениям[3]:
— развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания;
— развитие фонематического восприятия;
— формирование правильного звукопроизношения.
У детей с ДЦП часто наблюдаются нарушения дыхания, что влияет на их способность правильно произносить звуки. Дыхательные упражнения должны выполняться плавно под счет или под музыку и проводиться до еды в хорошо проветренном помещении каждый день по 5-10 минут[1].
Примеры упражнений:
- "Дуйте на перышко": Ребёнок дует на лёгкое перышко или кусочек бумаги, стараясь удержать его в воздухе как можно дольше.
- "Мыльные пузыри": Ребёнок дует на мыльные пузыри, создавая как можно больше пузырей. Это упражнение улучшает контроль дыхания и координацию.
- "Свеча": Ребёнок дует на свечу, стараясь не задуть её, а сделать пламя колеблющимся.
Артикуляционная гимнастика включает специальные упражнения для развития подвижности языка, губ, щек. Цель артикуляционной гимнастики – научить правильным движениям артикуляционных органов, необходимым для правильного произношения звуков и формирования сложных движений.
Примеры упражнений: "Лошадка"(ребёнок имитирует цоканье копыт, щёлкая языком по нёбу. Это упражнение развивает подвижность языка), "Надуй щёки"(ребёнок надувает щёки и медленно выпускает воздух через губы. Упражнение укрепляет мышцы щёк и губ),"Улыбка и трубочка"(ребёнок чередует улыбку и складывание губ трубочкой. Это помогает развить гибкость и контроль мышц губ).
У детей с ДЦП могут возникать трудности с различением звуков, что требует целенаправленной работы.
Примеры упражнений: "Слушаем и повторяем"(включите аудиозаписи с произношением звуков и попросите ребёнка повторить их. Это развивает точность восприятия звуков и их воспроизведения),"Найди звук"(покажите ребёнку картинки с изображением предметов и попросите назвать первый звук в слове. Например, показать картинку с "котом" и попросить сказать "к-к-кот"),"Сколько звуков?»(Произнесите слово и попросите ребёнка посчитать, сколько звуков он в нём слышит),"Первый и последний звук"(произнесите слово и попросите ребёнка назвать первый и последний звук в этом слове).
Непосредственно формирование звукопроизношения происходит в несколько этапов: постановка, закрепление и дифференциация звуков[3].
Существуют три основных метода постановки звуков:
1. Путем подражания.
2. С использованием механической помощи.
3. Смешанный способ.
Процесс автоматизации звука осуществляется в определенной последовательности: в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных),в словах (в начале, в середине, в конце),в предложениях[1].
Этап дифференциации звуков направлен на развитие навыка различения смешиваемых звуков и их правильного использования в речи.
Особое внимание следует уделить поддержке и мотивации ребенка в процессе коррекционной работы. Положительная обратная связь, похвала и поддержка со стороны родителей и специалистов играют важную роль в достижении успеха в коррекции звукопроизношения[4].
Список литературы: