ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЭПОХУ КОМПЬЮТЕРЕЗАЦИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(288)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(288)
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЭПОХУ КОМПЬЮТЕРЕЗАЦИИ
Аннотация. В статье раскрываются особенности и рассматривается процесс развития гибких навыков у учеников младшего школьного возраста, посредством использования возможностей компьютеризации и цифровизации начального общего образования.
Ключевые слова: цифровизация образования, гибкие навыки, начальное общее образование детей, младший школьный возраст.
С начала 2000 годов в западной педагогике активно разрабатывается концепция формирования нового типа навыков и компетенций современных детей. В простой модели данной концепции навыки разделяют на «гибкие» и «жёсткие». Гибкие навыки определяются как категория надпрофессиональных навыков, связанных с анализом ребенка самого себя, умением взаимодействовать с окружающими людьми и решением жизненных задач. Эти навыки невозможно измерить количественным показателем. Чего нельзя сказать о категории жёстких навыков, которые представляют собой узкие профессиональные знания и умения, необходимые для решения конкретной технической задачи, формируемой в процессе обучения детей. Исследования, проведённые в рамках изучения данной концепции, обозначили следующую статистику: успех ребенка в обществе, профессии и жизни в целом лишь на 15% зависит от имеющихся у него жёстких навыков и на 85% от уровня развитости у него гибких навыков, предполагающих надпрофессиональные компетенции [3].
В отечественной науке нет единого подхода к трактовке данных понятий, да и в целом концепции развития «гибких навыков» уделяется достаточно ограниченное внимание. Но при этом во многих информационных каналах подчёркивается, что значение данной категории навыков повышается с каждым днём. Данное утверждение затрагивает многие сферы жизни детей и образование не стало исключением.
Динамичные изменения, которые происходят в обществе воспитанников направляют педагогов и родителей на воспитание нового типа личности. Появился спрос на ребенка, который обладает критическим мышлением, эмоциональным интеллектом, который способен к самоанализу и саморефлексии, умеет принимать решения и управлять собой, а также свободно коммуницировать с окружающими его людьми [3]. Все эти характеристики являются прямым описанием содержания концепции «гибких навыков».
В связи с этим появляется потребность освоения soft skills на самых ранних этапах становления личности ребёнка, в частности в звене начального общего образования.
Параллельно с внедрением концепции развития гибких навыков у детей активно идёт процесс компьютеризации и цифровизации образования. Это процесс, предполагающий внедрение современных цифровых технологий в сферу образования [2].
В современном мире цифровые технологии становятся не только инструментом в руках пользователя, но и средой существования, открывающей новые возможности у детей. Современному ученику начальной школы под руководством педагога отныне доступны обучение в любое время, возможность проектирования индивидуальных образовательных маршрутов, непрерывное образование, а также возможности развития организаторских и коммуникативных навыков обучающихся, что напрямую связано с концепцией развития гибких навыков. Так же при помощи различных цифровых платформ и технологий учитель начальных классов может дать ребёнку возможность продемонстрировать и развить в себе навыки работы в команде, быстроту реакции в нестандартных ситуациях, сознательность (например, при соблюдении техники безопасности).
В соответствии с возрастными особенностями младшего школьного возраста, учителю необходимо подобрать организационные формы работы, предполагающие максимальное развитие предложенных навыков и организацию деятельности воспитанников, отвечающую возможностям детей. Отличительными особенностями заданий для формирования вышеперечисленных компетенций младших школьников является непродолжительность по времени, нетрудозатратность, видимость результата, частая смена деятельности [1]. Все эти критерии может реализовать в себе цифровая платформа, компьютерная программа, рассчитанная на школьника, и другие виды цифровых технологий, развивающиеся в рамках компьютеризации и информатизации образования.
В качестве примера взаимосвязи развития soft skills и применения цифровых технологий можно рассмотреть формирование цифровой грамотности младших школьников. Цифровая грамотность представляет собой набор умений, знаний и навыков для безопасного и эффективного использования ресурсов интернета. Работа может проходить на цифровой интернет-платформе, при использовании которой ребёнок получает технические компетенции, работая на разных устройствах, развивая при этом своё критическое мышление, нетворкинг, самоорганизацию [1]. Некоторые источники приравнивают цифровую грамотность к третьему виду навыков, обозначенных как digital skills.
В заключении хотелось бы отметить, что цифровизация образования – важный и необходимый шаг на пути к тому, чтобы посредством образовательного и воспитательного процесса детей формировать функционально грамотную и всесторонне развитую личность ребёнка, а также развивать востребованные в современном мире навыки, способствующие успешной реализации потенциала ребёнка в сфере коммуникации, креативности и гибкости за пределами предметных знаний.