ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(288)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(288)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей.
Lego одна из самых известных и распространенных ныне педагогических систем широко использующая трехмерные модели реального мира, предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Наборы Lego зарекомендовали себя как удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от уровня формирования у него сенсорных процессов. При этом проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания.
Л.С. Выготский, определил эту проблему как "соотношение обучения и развития". Однако ученый лишь наметил пути ее решения. Наиболее полно эта проблема разработана в концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова[1].
Оставаясь в рамках познавательного шаблона, авторы этой концепции разработали представление об эталонной учебной деятельности как познавательной, построенной по теоретическому типу. Реализация ее достигается через формирование у детей теоретического мышления путем специального построения учебного предмета, особой организации учебной деятельности.
В учебная деятельности можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике[3]:
1.Учебная деятельность, рассматриваемая как синоним научения, учения, обучения.
2. В "классической" советской психологии и педагогике учебная деятельность определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий.
3. В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности дошкольников, направленный на усвоение ими посредством диалогов и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия.
Проанализировав теоретическую литературу по проблеме формирования предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста, мы определили содержание констатирующего эксперимента[2]. Исследование проводилось на базе детского сада.
В эксперименте принимали участие 22 ребенка подготовительной к школе группы (6-7 лет). Дети были разделены на две группы: экспериментальная (11 человек) и контрольная группа (11 человек).
Цель констатирующего эксперимента – изучить у детей сформированность предпосылок познавательных универсальных учебных действий .
С целью выявления уровня формирования предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста была проведена диагностика по методикам «Обозначь найденные расхождения», «Выявление значимых признаков», «Продолжи числовой ряд».
В которых исследовали такие умения как: умение логически мыслить – анализ и сравнение; умение определять существенные признаки; умение анализировать и устанавливать закономерности.
На заключительном этапе проведения всех диагностических методик мы условно распределили детей на уровни сформированности предпосылок познавательных универсальных учебных действий: дети, которые условно получили высокий уровень развития познавательных универсальных учебных действий 5 человек (23%), самостоятельно и безошибочно выполнили все диагностические задания, показали повышенный уровень сформированности операции логического мышления.
Ребята, которым мы условно определили средний уровень 13 человек (59%), периодически прибегали к помощи педагога, иногда допускали ошибки порой незначительные при выполнении диагностических заданий.
Найти несколько различий между двумя рисунками, для ребят не составило труда, но времени для этой работы им потребовалось немного больше, чем у детей с условно высоким уровнем. В задании по установлению закономерностей, в процессе анализа числовых рядов ребята испытывали небольшие затруднения, где-то допускали незначительные ошибки, которые не позволили двоим испытуемым условно получить высокий уровень по данной диагностической методике.
К низкому уровню сформированности познавательных универсальных учебных действий среди ребят подготовительной группы мы условно отнесли 4 человека (18%), поскольку у этих девочек почти с каждым диагностическим заданием возникали трудности в процессе выполнения.
Испытуемым не удалось реализовать свою способность определить абстрактное значение различных понятий, поскольку они выбирали более простые, бросающиеся в глаза, но неправильные варианты ответов.
Выявить закономерности в числовых рядах испытуемые смогли частично, допустив при этом от двух и более ошибок, что говорит о низком уровне сформированности логического мышления.
Подводя итоги общих результатов диагностики, мы пришли к таким результатам:
-Высокий уровень развития познавательных УУД - 5 человек (23%);
-Средний уровень развития познавательных УУД - 13 человек (59%);
- Низкий уровень развития познавательных УУД - 4 человека (18%).
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о необходимости целенаправленной, комплексной работы с дошкольниками по развитию предпосылок познавательных УУД у детей 6-7 лет.
В дальнейшем, мы предположили, что работа по формированию предпосылок познавательных универсальных учебных действий у старших дошкольников возможна при следующих педагогических условиях:
- определены уровни сформированности познавательных УУД;
- подготовлена программа, ориентированная на формирование познавательных универсальных учебных действий;
- определены способы использования технологии О.А. Холодовой [4] и ее поэтапное применение при формировании познавательных УУД.
Для формирования познавательных УУД у дошкольников в условиях ДОУ нами были обеспечены следующие педагогические условия [5]:
- организация предметно-пространственной развивающей среды в группе;
- разработка системы упражнений с Lego -конструктором.
Были созданы все необходимые условия для успешного формирования познавательных универсальных учебных действий в группах старшего дошкольного возраста.
В группе присутствует строительный уголок, в котором размещены необходимые материалы для работы воспитателей с детьми, а также для самостоятельной работы детей.
Игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи, формированию логических операций, совершенствованию представлений о сравнении, классификации, символическом изображении и знаках. Многие игры начинаются с заклички или считалки. Это помогает ребенку распределить игровые роли, обостряет внимание, настраивает на активность, создает атмосферу предвкушения удовольствия от игры и победы.
Перед началом игры в Lego –конструктор дети обсуждают, что именно они будут моделировать, каково назначение той или иной конструкции, помогает ли она человеку в решении тех или иных задач. Так у детей развиваются социальные навыки: самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, необходимые для взаимодействия с другими детьми.
Также нами была подобрана система упражнений с Lego – конструктором, направленной на формирование познавательных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста.
На первом этапе, для того чтобы дети умели правильно работать с конструктором, и научились соотносить детали конструктора по форме, количеству, величине, нами были подобраны следующие упражнения: «Таинственный мешочек», «Найди домик». Немаловажным является и то, чтобы дети умели соотносить детали конструктора в соответствии с пространственным положением.
В ходе непосредственной образовательной деятельности использовались методы и приемы: словесные; наглядные; практические;
На следующем этапе проводились занятия с конструированием по схеме «Доисторический мир». Во время занятия дети конструировали динозавров опираясь на схему. После чего был задан вопрос «Зачем мы построили динозавров?», дети долго думали и размышляли, после чего мы сделали вывод «Динозавры нужны для того чтобы наполнить наш собственный доисторический мир».
После, во время самостоятельной деятельности, детям было предложено самим дополнить своих динозавров и обыграть историю с ними.
Детям очень понравилась задумка и она с радостью принялись за работу. Во время конструирования дети задали вопрос «Какие динозавры существовали?», после чего внимательно слушали познавательный рассказ о динозаврах.
На следующем занятии детям было предложено конструирование по условию. «Дениска купил грузовик, но где же теперь грузовик будет стоять?». Мы размышляли какое решение нам нужно. Дети предложили много вариантов, после чего мы решили сконструировать гараж для грузовика. Во время конструирования мы разобрали еще много случаев , например : «Собака осталась без дома, как мы можем помочь ей?».
На втором этапе мы провели сюжетно-ролевую игру «В сказочном лесу». Каждый ребенок сам сконструировал своего персонажа из Lego, после чего рассказал про своего персонажа: Что это за персонаж; как мы можем определить, что это именно он; какие у него отличительные признаки; для чего важен этот персонаж и что он будет делать в игре.
И третьем этапом была совместное конструирование «Город мечты» в котором дети решали и распределяли постройки между собой, но в их городе было одно требование все постройки должны отвечать какой либо закономерности, например: в саду была скамейка из 2 деталей, фонарь из 4 деталей и фонтан из 6, таким образом постройки соответствуют закономерности каждая последующая постройка на две детали больше чем предыдущая. Это задание было не легко для детей, но при этом все выполнили задание правильно.
Нами были подготовлены методические рекомендации для педагогов «Использование Lego-конструкторов в дошкольных учреждениях» для того, чтобы ознакомить воспитателей с вариантами включения Lego в образовательную деятельность.
Таким образом, мы пришли к выводу, что для формирования познавательных универсальных учебных действий у дошкольников необходимо обеспечивать такие педагогические условия, как:
- организация предметно-пространственной развивающей среды в группе дошкольного образовательного учреждения;
- разработка системы упражнений с Lego-конструктором, направленной на формирование познавательных универсальных учебных действий у дошкольников.
Подчеркнем, что в основе реализации выдвинутых нами педагогических условий лежала их взаимозависимость и интеграция.
В эксперименте принимали участие 22 ребенка подготовительной к школе группы (6-7 лет). Дети были разделены на две группы: экспериментальная (11 человек) и контрольная группа (11 человек).
Цель констатирующего эксперимента – изучить у детей сформированность предпосылок познавательных универсальных учебных действий .
При повторной диагностике были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы.
Оценку результатов диагностики мы осуществляли, реализуя подходы педагогической диагностики. Общий результат оценивался по сумме баллов.
После выполнения заданий, данные были проверены и обработаны с учетом выбранных ранее критериев.
Сравнивая результаты диагностики на констатирующем этапе и заключительной диагностики в которых принимали участие две группы: экспериментальной группа и контрольная группа, можно сделать вывод что результаты экспериментальной группы значительно выросли, а у контрольной группы значительного улучшения нет.
Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу об эффективности разработанной нами программы по формированию предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей 7-го года жизни.