Административно-правовое регулирование регистрации морских судов в РФ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(29)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(29)
Административно-правовое регулирование регистрации морских судов в РФ
В данной статье речь пойдет о регистрации морских судов в Российской Федерации. Будут освещаться основные проблемные вопросы в области регистрации морских судов.
Для того чтобы судно не являлось лишь плавучим объектом ему необходимо официально зарегистрироваться и получить право плавания под флагом. Только после такой процедуры судно становится субъектом международного судоходства.
Регистрация морских судов – это занесение сведений о судах в официальные списки.
Под морским судном в соответствии с КТМ (ст. 7) понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. [1].
В соответствии со СТ 33 КТМ РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации (далее - реестры судов):
1) Государственном судовом реестре;
2) Реестре маломерных судов;
3) Бербоут-чартерном реестре;
4) Российском международном реестре судов;
5) Реестре строящихся судов. [2].
С помощью регистрации можно проконтролировать, когда у судна возникло право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, как соблюдаются меры безопасности, законность купли-продажи судов. Так же если судно зарегистрировано, это значит, что проведена проверка состояния судна и оно полностью соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
В 35 статье КТМ указаны органы, осуществляющие государственную регистрацию судов:
1. Государственная регистрация судов в Государственном судовом реестре и бербоут-чартерном реестре осуществляется капитаном морского порта.
2. Государственная регистрация судов в реестре маломерных судов осуществляется органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
3. Государственная регистрация судов в Российском международном реестре судов осуществляется капитанами морских портов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Первоначальная регистрация судна должна быть осуществлена в следующие сроки
1. Построенного судна – в течение одного месяца со дня спуска судна на воду;
2. Судна, приобретенного за пределами Российской Федерации – в течение одного месяца со дня его прибытия в морской порт Российской Федерации.
Вообще регистрация судна – это такое действие, с которым сталкивается любое лицо, приобретающее судно. Она предопределяет доступные для судна районы плавания, правовой режим его использования и расходы на его содержание.
Регистрация морского судна является довольно проблематичной процедурой. Во-первых это связано со сбором документов и правильностью их написания. Для государственной регистрации судна и прав на него в Государственном судовом реестре Российской Федерации к заявлению должны быть приложены следующие документы:
· правоустанавливающие документы (договор купли-продажи, договор на постройку судна и другие);
· мерительное свидетельство (для судов смешанного (река - море) плавания);
· свидетельство о годности к плаванию;
· классификационное свидетельство [3].
В обязательном порядке, сдавая заявление о регистрации судна и всеми документами, надо предъявить документ об оплате государственной пошлины.
Все документы должны быть представлены в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. После завершения процесса регистрации все подлинники документов возвращаются правообладателю.
Документы, которые предоставляются на регистрацию, должны понятно написаны, сокращения содержащихся в них реквизитов (наименование юридических лиц, место их нахождения, фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства) не допускается. Документы, в которых имеются подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные исправления не будут приняты в регистрирующий орган.
При подготовке документов следует придерживаться следующих рекомендаций:
1. Нужно брать только те документы, которые прописаны в перечне и тщательно проверить их перед тем, как нести на регистрацию. Если случайно сдать ненужный документ, инспектор может найти такие сведения, которые послужат отказом регистрации.
2. Документы исполненные на нескольких листах должны быть сшиты, пронумерованы и скреплены подписью с печатью.
Во-вторых при регистрации судна можно столкнуться с такой проблемой, как несоответствие тактико-техническим характеристикам. Ведь когда имеются отклонения от нормы, зарегистрировать его не получится. Но если все же такое судно спустится на воду, компания потерпит существенные убытки, когда судно просто будет часто ломаться или даже при столкновении со штормом может пострадать и экипаж.
На судно, зарегистрированное под российским флагом многие моряки отказываются идти из-за того, что на таких судах низкий уровень оплаты труда, большая вероятность, что попадется старое судно, а также худшие, по сравнению с аналогичными иностранными судами того же возраста, условиями пребывания. Это является главной проблемой российского судоходства.
Недавно Минтранс принял нормативный акт под названием «Правила государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учёта зарегистрированных судов». Капитан дальнего плавания, инженер по организации перевозок и управлению на морском транспорте, юрист, почётный работник морского флота, ветеран труда Е.В.Селюков прокомментировал данный нормативный акт. По его словам в данном нормативном акте присутствуют расплывчатые положения и предписания не предусмотренные в соответствующих правовых актах. Так, например, государственной регистрации права собственности на судно в Правилах регистрации судов посвящено всего два пункта, 50 и 51.
Кстати, в тексте пункта 51 сделана ошибка: «по результатам проверки документов, предусмотренной пунктом 34 настоящих Правил». На самом деле указанная проверка документов предусмотрена пунктом 32 Правил регистрации судов.
Государственная регистрация иных вещных прав на судно, таких как право оперативного управления и право хозяйственного ведения, Правилами регистрации судов не предусмотрена.
Получается, что субъекты права хозяйственного ведения и субъекты права оперативного управления теперь не смогут зарегистрировать свои вещные права на судно в соответствующем реестре судов Российской Федерации. Это незаконно.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации.[4]
Для того, чтобы решить данные проблемы, для начала необходимо конечно же пересмотреть действующие законы в сфере морского транспорта и устранить существующие пробелы и ошибки. Так же нужно оборудовать морские суда новой техникой и проводить периодически тщательную диагностику судна.