ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБВИНИТЕЛЯ ПО СОВРЕМЕННОМУ РОССИЙСКОМУ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(298)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(298)
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБВИНИТЕЛЯ ПО СОВРЕМЕННОМУ РОССИЙСКОМУ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
PROCEDURAL STATUS OF A PUBLIC PROSECUTOR UNDER MODERN RUSSIAN CRIMINAL PROCEDURE LEGISLATION
Tatyana Karlina
Master's Degree teacher FSBEI HE Russian State University of Justice, Volga branch, Nizhny Novgorod, Russia
Аннотация. Одна из приоритетных функций прокурора - поддержание государственного обвинения в суде по уголовным делам. Однако, процессуальный статус прокурора как государственного обвинителя законодательно не закреплен ни в одном нормативном акте РФ. В статье предпринята попытка отделить процессуальный статус государственного обвинителя от процессуального статуса прокурора на основе анализа российского уголовно-процессуального законодательства. Предложено дополнение данной нормой УПК РФ.
Abstract. Prosecutor is to support the State prosecution in the criminal court. However, the procedural status of the prosecutor as a public prosecutor is not legally fixed in any normative act of the Russian Federation. The article attempts to separate the procedural status of a public prosecutor from the procedural status of a prosecutor based on the analysis of Russian criminal procedure legislation. The addition of this norm to the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation is proposed.
Ключевые слова: уголовное судопроизводство, процессуальная функция, государственный обвинитель, прокурор, процессуальный статус, права и обязанности государственного обвинителя, суд первой инстанции.
Keywords: criminal proceedings, procedural function, public prosecutor, prosecutor, procedural status, rights and duties of a public prosecutor, court of first instance.
Конституцией РФ [1] определен принцип состязательности и равноправия сторон, положенный в основу уголовного судопроизводства, когда «один участник уголовного судопроизводства должен выполнять только одну уголовно-процессуальную функцию» [7, с.20]. На судебной стадии уголовного преследования оно выражается поддержанием государственного обвинения «должностным лицом органа прокуратуры, поддерживающим от имени государства в суде обвинение по уголовному делу» [9, с.17]. То есть одной из функций прокурора является уголовное преследование.
Поддержание государственного обвинения прокурором в рамках правового поля регулируется гл. 7 Конституции РФ «Судебная власть и прокуратура» [1], Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – УПК РФ) [2], Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года №2202-1 [3] (далее - Закон о прокуратуре), а также Приказом Генпрокуратуры России от 30 июня 2021 г. №376 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» (далее – Приказ №376) [4].
Согласно ст. 49 Конституции РФ, прокурор выступает единственным представителем государственной власти в судебном процессе, на которого возложена обязанность доказывания вины подсудимого, в чем и заключается особая процессуальная роль государственного обвинителя [8, с.60].
Нормами ст.5 п.31 и ст.37 ч.1 УПК РФ оговорено, что государственным обвинителем может быть Генеральный прокурор, а также и находящиеся у него в подчинении должностные лица, именуемые обобщенным термином «прокурор». От имени государства он ведет уголовное преследование и надзирает деятельность органов предварительного следствия, участвуя на стороне обвинения. Отсюда, как верно отметил процессуалист В.С. Балакшин, возникает «двойственность процессуального статуса данного участника - как прокурора и как государственного обвинителя» [6, с. 8]. Кроме того, в УПК РФ не имеется четкого разграничения понятий «прокурор» и «государственный обвинитель». В ст.37 данного нормативного акта закреплено, что это «лицо, поддерживающее обвинение», а в ст. 246 УПК РФ он упоминается только как «государственный обвинитель» [10, с.2]. И, как справедливо отмечает В.В. Кузнецов «в суде государственный обвинитель, кроме функции поддержания обвинения осуществляет и функцию правозащиты, выступая гарантом прав и свобод подсудимого и других участников процесса» [11, с.3]. Статус обвинителя от имени государства «подтвержден» и Конституции РФ, а именно: «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются высшей ценностью и обязанностью государства» [1].
Е.В. Оксак особо выделяет функцию прокурора, как уголовное преследование, но «функция надзора не исключается, ей придается роль инструмента за соблюдением законности уголовного преследования на досудебных стадиях уголовного судопроизводства» [14, с. 1082]. Автор данной статьи согласен с точкой зрения А.С. Ханхаркановой о том, что «государство, выступая как субъект общественных отношений, регулируемых уголовно-процессуальным правом, формирует условия для обеспечения справедливости приговора, в том числе посредством поддержки прокурором государственного обвинения» [16, с. 312].
Из выше сказанного следует, что в силу указания УПК РФ прокурор осуществляет функцию поддержания государственного обвинения. Отсюда, можно дать определение процессуального статуса государственного обвинителя – поддержание в судебных стадиях уголовного судопроизводства должностным лицом прокуратуры обвинения от имени государства и обладающим рядом прав и обязанностей. Однако, в УПК РФ нет ни одной статьи, где был бы закреплен процессуальный статус государственного обвинителя, выраженный в его правах и обязанностях [12, с.112]. Данная проблема вызывает затруднения при «применении положений УПК РФ и определении полномочий государственного обвинителя в зависимости от стадии уголовного судопроизводства» [13, с.6]. В этой связи автор данной статьи согласен с мнением Е.В. Оксак, которая предложила дополнить УПК РФ статьей «Государственный обвинитель», «в котором последовательно будут изложены права, обязанности и полномочия государственного обвинителя» [15, с.8].
Также справедливо утверждение А.Ю. Чуриковой о том, что «процессуальный статус прокурора является единым, с связи с чем при участии в рассмотрении любых категорий уголовных дел он может осуществлять только поддержание государственного обвинения» [17, с.115]. Статус государственного обвинителя был закреплен и в Определении Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 года №668-О [6]: «при применении мировым судьей положений статьи 318 УПК РФ дело начинает рассматриваться в публичном порядке, бремя доказывания ложится на сторону обвинения в лице прокурора – государственного обвинителя» [5], а также в упомянутом выше Приказе №376.
Таким образом, подкрепляя выше сказанное нормами п.6. ст.5 УПК РФ, можно утверждать, что фигура государственного обвинителя «рождена» процессуальным статусом прокурора, то есть процессуальный статус первого является производным от процессуального статуса второго, но объем прав у них отличается. Фигура государственного обвинителя появляется только на судебной стадии уголовного судопроизводства, поэтому полномочия государственного обвинителя в уголовном процессе меньше полномочий процессуальной фигуры прокурора [18, с.310]. В связи с этим, предлагаем внести в текст УПК РФ соответствующую статью «государственный обвинитель», имеющей следующие пункты: понятие государственного обвинителя как участника уголовного судопроизводства; основания участия государственного обвинителя на различных стадиях уголовного судопроизводства; момент вступления в дело государственного обвинителя, которым может быть передача уголовного дела для поддержания государственного обвинения вышестоящим прокурором или принятие решения о поддержании государственного обвинения; права государственного обвинителя; обязанности государственного обвинителя.
Таким образом, в УПК РФ будет законодательно закреплен процессуальный статус государственного обвинителя, выраженный в его правах и обязанностях, охватывающий его полномочия, осуществляемые им при производстве по уголовному делу на судебных стадиях.