Статья:

ИССЛЕДОВАНИЕ СО СТОЯНИЯ НЕ ЗАКОННОГО ОБ ОРОТА ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ В СТРУКТУР Е РЕ ГИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(167)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Зотов М.В. ИССЛЕДОВАНИЕ СО СТОЯНИЯ НЕ ЗАКОННОГО ОБ ОРОТА ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ В СТРУКТУР Е РЕ ГИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 31(167). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/167/97611 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИССЛЕДОВАНИЕ СО СТОЯНИЯ НЕ ЗАКОННОГО ОБ ОРОТА ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ В СТРУКТУР Е РЕ ГИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Зотов Михаил Вадимович
магистрант, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), РФ, г. Ростов-на-Дону

 

RESEARCH FROM THE STATE OF ILLEGAL FUNCTIONING OF FIRING WEAPONS IN THE STRUCTURES OF E RE GIONAL CRIME

 

Mikhail Zotov

Master's student, Rostov State University of Economics (RINH), Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. На основ е анал иза со временного со стояния не законного об орота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устр ойств авто рами ста тьи вы явлены не гативные тенденции ис следуемого явления, пред принята по пытка определен ия не обходимых усл овий для эффективного про тиводействия дан ному виду преступлений сред ствами угол овно-прав ового и криминологического характер а.

Abstract. On the basis of the analysis of the current state of illicit trafficking in weapons, ammunition, explosives and detonation devices, the authors of the article revealed negative trends in the phenomenon under study and attempted to determine the necessary conditions for the effective counteraction to this type of crime by means of criminal law and criminological nature.

 

Ключевые слова: огнестрельное оружие; боеприпасы; взрывчатые вещества; взрывные устр ойства; не законный об орот оружия; терроризм.

Keywords: firearms; ammunition; explosives; detonation devices; illicit arms trafficking; terrorism.

 

В течение по следних лет от четливо про сматривается тенденция об ъединения крайне опасных криминальных стра т - транс национальной преступности и между народного терроризма. При это м значительное место в структур е транс национальной преступности за нимает не законный об орот огнестрельного оружия, боеприпасов, военного снаряжения, взрывчатых веществ.

Сверхприбыльность не законного об орота оружия не  только при влекает к это му виду преступного бизнеса пред ставителей криминальных структур , но и за ставляет многие стра ны «за крывать глаза» на  свои между народные об язательства и факт ически легализовывать так ие по ставки. [4]

Значительный вклад в рас ширение теневого рын ка оружия вносит раз витие инфо рмационно-теле коммуникационных тех нологий. Так на зываемый «тем ный интернет»  в значительной степени упростил раб оту оружейных дилеров, пред оставив без опасную площадку для торг овли оружием, боеприпасами, а так же воз можность рас пространения инструкций по  их кустарному про изводству. И если схемы орган изованных не легальных по ставок оружия и вооружен ия по  линии не добросовестных государств  ориентированы на  между народные террористические структур ы, то «тем ный интернет» в большей степени в качестве по купателей рас сматривает сам орадика-лизовавшихся террористов-одиночек. В это й связи сто ит вспомнить мюнхенскую трагедию 22 июля 2016 г., когда 18-летний вы ходец из  Ирана от крыл огонь по  по сетителям ре сторана Мак-Дональдс из  оружия, при обретенного им через  «тем ный интернет». Такая логистика является сравнительно новой для прав оохранительных орган ов и, не сомненно, требует модернизации при емов оперативно-раз ыскной де ятельности в пиринговых сетях. [3]

Незаконный об орот оружия пред ставляет серьезную угроз у без опасности Российской Федерации, остав аясь одним из  главных катализаторов на сильственной преступности, включая террористическую де ятельность.

Проблемы борьбы с не легальным об оротом оружия орган ами без опасности и прав оохранительными орган ами государств  - уча стников Содружества Независимых Государств рас сматриваются как в контексте про тиводействия об щеуголовной вооружен ной преступности, так  и в связи с вы сокой вероятностью ис пользования так ого оружия в преступлениях террористического характер а. Нелегальный оружейный рын ок, традиционно по пулярный сред и криминалитета, сегодня активно за действуется не  только террористами-одиночками, но и членами «спящих» террористических ячеек, форм ируемых в стра нах СНГ из  числа воз вращающихся ино странных боевиков-террористов. И это  гораздо более опасный аспект про блемы.

В про цессе по дготовки к со вершению террористического акта члены «спящих» ячеек осуществляют по дыскание сред ств его ис полнения, прежде все го ре чь идет об  огнестрельном оружии и взрывных устр ойствах. При это м одним из  ис точников их ре сурсного об еспечения является в том числе и рын ок граждан ского оружия, кот орое кустарным способ ом пере делывается в боевое. Так, след ует от метить не  един ично встречающиеся слу чаи раз бойных на падений на  оружейные магазины в целях хищения оружия для его по следующего ис пользования в террористических атаках на  значимые цели.

Кроме того, фиксируется увеличение сегмента огнестрельного оружия, из готовленного на  основ е граждан ского оружия и так  на зываемых масс о-габаритных макетов, определен ные со ставные час ти кот орых идентичны боевым анал огам. Все чаще орган ы без опасности и прав оохранительные орган ы про водят операции по  ликвидации по дпольных цехов по  из готовлению и модернизации оружия, а так же про изводству боеприпасов. Так, в мае 2019 г. бы ли ликвидированы по дпольные цеха в Тверской, Московской, Новгородской об ластях России, в конце июля в Черкесске в час тном до ме бы л об наружен по дпольный цех по  про изводству оружия. В Тюменской об ласти за  5 месяцев 2019 г. вы явлено 118 преступлений в сфер е не законного об орота оружия. [1]

Изъято 43 един ицы оружия, 764 боеприпаса, 4 взрывных устр ойства и более 1,2 кг взрывчатых веществ. Заведено 72 угол овных де ла по  ст. 222 УК РФ (не законные при обретение, пере дача, сбыт, хранение, пере возка или ношение оружия, его основ ных час тей, боеприпасов), 8 - по  ст. 222.1 УК РФ (не законные при обретение, пере дача, сбыт, хранение, пере возка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устр ойств), 32 - по  ст. 223 УК РФ (не законное из готовление оружия), 6 - по  ст. 226 УК РФ (хищение либо вы могательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устр ойств). По ре зультатам рас следования в суд ы на правлено 49 угол овных де л.

Анализ ста тистических дан ных по казывает, что динамик а за регистрированных в стра нах Содружества преступлений дан ного вида за  по следние 3-4 год а имеет тенденцию к рост у, хотя и уме ренными тем пами. Если в 2015 г. в СНГ бы ло за регистрировано 31 299 преступлений, связанных с не законным об оротом оружия, то в 2018 г. это т по казатель со ставил 33 248. Ежегодный при рост - 2-3 %. Так, в Самарской об ласти со трудники ФСБ про вели про верочную за купку огнестрельного оружия. В ре зультате им удалось за держать орган изованную групп у, члены кот орой при частны к орган изации «контрабандного канал а» до ставки огнестрельного оружия и боеприпасов ино странного про изводства из  Евросоюза в Россию. При это м у них бы ла мастерская в час тном до ме. Преступники пере делывали огнестрельное оружие и модернизировали его граждан ские анал оги для про дажи. Всего по  местам про живания и ре гистрации членов преступной групп ы из ъяли 33 един ицы огнестрельного оружия: один авто мат  Калашникова; один пистолет Макарова; пистолеты «Глок-19» и Стечкина; один авто мат  Калашникова АКМ; три пистолета ПМ; два пистолета ТТ; один пистолет «Вальтер»; один ре вольвер «Наган»; 9 на резных карабинов; 12 гладкоствольных ружей; четыре гранаты РГД-5; более 10000 патронов раз личного калибра; 30 сам одельных при боров бес шумной и бес пламенной стрельбы. [2]

В структур е преступлений, ре гистрируемых в государств ах СНГ, не законный об орот оружия за нимает от  2 до  4 %. Казалось бы , не  так  велик их удельный вес . Однако именно это т сегмент об щеуголовной преступности является одним из  на иболее важных индикаторов вероятной террористической активности, и именно он форм ирует на ибольшую угроз у для об щественной без опасности.

Для Центрально-Азиатского ре гиона на иболее тревожной является де ятельность в южном при граничье между народных террористических орган изаций, готовых к ре ализации план ов по  рас ширению зон влияния и способ ствующих рост у спроса на  огнестрельное оружие. Как справедливо от метил Совет Без опасности Российской Федерации, при  оценке усилий миро вого со общества по  про тиводействию транс национальной преступности от четливо про слеживается про блема не достаточного прав ового об еспечения.

Положения между народных до кументов и конвенций, при званных ре гулировать от ношения в сфер е борьбы с между народной преступностью, вы полняются лишь от части. Вместе с тем  санкции за  их не выполнение не  пред усмотрены.

В это м план е стра ны Содружества де монстрируют от ветственный по дход к ре шен ию об означенных про блем, в том числе и в прав овом по ле. Межпарламентская Ассамблея государств  - уча стников СНГ при няла ряд про фильных норм ативных актов, ориентированных на  про тиводействие не легальному об ороту огнестрельного оружия и боеприпасов. [1]

Антитеррористический центр СНГ при нял сам ое активное уча стие в их раз работке. Данные прав овые инструменты в со четании с ис точниками на ционального за конодательства пред оставляют государств ам Содружества ре альную воз можность об еспечить контроль за  об оротом оружия, а след овательно, без опасность граждан .

Органы без опасности, спец службы и прав оохранительные орган ы государств  - уча стников СНГ в де ле про тиводействия не законным по ставкам оружия в контексте борьбы с между народным терроризмом ис ходят из  след ующих важнейших на правлений:

- со вершенствование и раз витие модел ьных норм ативных актов и спец иальных про грамм со трудничества, пред усматривающих на иболее эффективные при емы борьбы с между народным терроризмом, пред упреждением и пресечением преступлений, связанных с не законным об оротом оружия;

- раз работка, со гласование и ре ализация со вместных со гласованных мер оприятий, на правленных на  пред упреждение орган изованного не легального об орота оружия, в том числе про филактических и розыскных;

- по ддержка и рас ширение межгосударственного об мена инфо рмацией о факт ах не законного об орота оружия и лиц ах, со вершивших преступления дан ного вида;

- орган изация по вышения квалификации со трудников контртеррористических по дразделений, слу жебная де ятельность кот орых не посредственно связана с про тиводействием не легальному об ороту оружия, в том числе по  линии оперативно-раз ыскной де ятельности и пред варительного рас следования. [3]

Настораживает тот факт , что вооружен ное де яние по степенно из бавляется от  по литической и экстремистской мотивации, при обретает черты упрощенной, или, друг ими слов ами, бы товой преступности. Оружие уже воспринимается как эффективное и до ступное сред ство вы яснения бы товых межличностных конфликт ов.

Можно за метить, что про исходит об общение вооружен ного способ а со вершения преступлений. Имеется связь между  на силием, алкоголизмом, психическими рас стройствами и вооружен ной преступностью, что способ ствует утрате про фессионального характер а вооружен ной преступности, тем  сам ым по зволяет вы ведению ее в от дельную криминальную про слойку.

Учитывая увеличение тенденции рас пространения милитаристских на правлений, слу чаев ре шен ия конфликт ных ситуаций по средством при менения оружия, а так же рост а толерантности к не законному при обретению, ношению и хранению оружия, мож но сделать про гноз от носительно того, что внутри стра ны про изойдет увеличение преступности, связанной именно с не законным об оротом оружия. [4]

Незаконный об орот оружия, в свою очередь, вы ступает де терминантом со вершения и иных преступлений, т. к. ис пользование оружия при  преступном де янии увеличивает его об щественную опасность, а так же об легчает со вершение дан ного преступления.

Здесь не обходимо от метить, что в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) от ветственность за  не законные при обретение, пере дачу, хранение, пере возку и ношение огнестрельного оружия ограниченного по ражения не  установлен а. Это явление, на  на ш взгляд, не оправданно ограничивает сфер у угол овно-прав овых сред ств борьбы с преступностью дан ного вида, кот орая, как уже от мечалось, пред ставляет серьезную про блему для об щественной без опасности.

Нужно за метить, что криминальный рын ок не законного об орота оружия на  со временном этапе на бирает об ороты. Помимо увеличения об ъемов об орота не законного оружия параллельно на блюдается увеличение числа факт ов не законного об орота военной тех ники. Данная тенденция превращается в особый бизнес, в кот орый при влекаются военно-про мышленные об ъекты Российской Федерации и за действуются бы вшие и де йствующие спец иалисты, раб отающие либо раб отавшие во времен а СССР в сфер е об оронно-про мышленного комп лекса и имеющие со ответствующее об разование. Эта от рицательная тенденция по дрывает без опасность стра ны в целом и об оронно-про мышленный комп лекс в час тности. [1]

Кроме того, не обходимо от метить, что преступления, от ветственность за  со вершение кот орых пред усмотрена ст. 226.1 УК РФ (пред метом так же вы ступает оружие), характер изуются вы сокой латентностью. Обычно контрабандные по ставки скрываются оформлением фиктивных пере возочных до кументов, со вершаются большей час тью со вместными де йствиями коррумпированных чиновников и оружейных брокеров между народного масштаба. Следует от метить, что характер ным для орган изации контрабандистов вне  за висимости от  раз меров и численности групп ировки является на личие внушительных связей в орган ах по граничных и там оженных слу жб. Сотрудники именно этих орган ов во многом со действуют дан ной преступной де ятельности. Главным об разом это  связано с ис ключением по терь при  осуществлен ии контрабанды не законного оружия. Отсюда по лная осведомленность о де ятельности орган ов прав оохранительных слу жб, вследствие чего осуществляется усиление по стов, про исходит из менение маршрутов патрулирования, про водятся спец иальные операции и план ы по  пере хвату, а так же со бирается инфо рмация о до лжностных лиц ах, что, в свою очередь, не  по зволяет взять по д контроль указанное преступное явление.

Так, в раз ных ре гионах России сил овики пресекли де ятельность 86 чело век, кот орые при частны к из готовлению боеприпасов и их сбыту. ФСБ РФ со вместно с Росгвардией и МВД России в 32 ре гионах пресечена де ятельность 86 лиц , при частных к восстановлению боевых свойств граждан ских об разцов оружия, из готовлению боеприпасов в по дпольных мастерских и их сбыту в раз личных субъектах стра ны. Из не законного об орота бы ло из ъято 197 един иц оружия от ечественного и ино странного про изводства (126 пистолетов и ре вольверов, 18 авто мат ов, 16 пистолетов-пулеметов, 38 винтовок и карабинов), 2 ручных про тивотанковых гранатомета «РПГ-26», ре активный огнемет «РПО-А «Шмель»», 33 килограмма взрывчатых веществ, 11 ручных осколочных гранат, 88 электродетонаторов, около 300 основ ных час тей к оружию, свыше 10 тысяч патронов раз ного калибра и более 9 тысяч комп лектующих для их из готовления. Также прекращена де ятельность 9 по дпольных мастерских, кот орые за нимались модернизацией оружия и про изводством боеприпасов. В ре зультате след ователями ФСБ и МВД РФ бы ли воз буждены угол овные де ла по  ста тьям, пред усматривающим от ветственность за  не законный об орот взрывчатых веществ, не законное из готовление оружия и не законный об орот оружия. [4]

Также в качестве не гативной тенденции след ует от метить тот факт , что к от ветственности в большинстве своем при влекаются не  те лиц а, кот орые орган изуют и руко водят анал изируемым не законным трафиком, а в основ ном «водители» и «про давцы», кот орые осуществляют не законное пере мещение через  государств енную границу и складирование оружия, что по зволяет прав оохранительным орган ам периодически лишь прерывать по ток оружия, однако через  не которое время орган изаторы воз обновляют свою де ятельность.

Таким об разом, анал из со временного со стояния и не гативных тенденций в сфер е не законного об орота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устр ойств по зволяет сделать вы вод о том, что в связи с вы сокой степенью об щественной опасности и огромным спектром воз можных от рицательных по следствий об означенного явления про тиводействие ему до лжно ста ть одним из  при оритетных на правлений в угол овно-прав овой по литике Российской Федерации.

 

Список литературы:
1. Корецкий Д. А. Оружие и его не законный об орот: криминологическая характер истика и пред упреждение. - Санкт-Петербург: Юридический центр «Пресс», 2019. – 178с.
2. Корма В. Д. К вопросу о по нятии оружия в криминалистике // Российский след ователь. 2019. № 10. - С. 2-3.
3. Набиева С. Р. Проблемы угол овно-прав ового про тиводействия не законному об ороту оружия // Научное со общество студентов: Междисциплинарные ис следования: сборник ста тей по  материалам VII Международной студенческой на учно-прак тической конференции. 2020. № 2. – С.22-29.
4. Шевченко Е. И., Шиманов А. И. Особенности криминалистического об еспечения при  рас крытии и рас следовании преступлений, связанных с не законным об оротом оружия и боеприпасов // Гуманитарные на уки и об разование в Сибири. 2020. № 3(15). - С. 128-130.