ПОМОЩЬ СТУДЕНТАМ В ОБУЧЕНИИ. КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(297)
Рубрика: Медицина и фармацевтика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(297)
ПОМОЩЬ СТУДЕНТАМ В ОБУЧЕНИИ. КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
ASSISTANCE TO STUDENTS IN THEIR STUDIES. THE QUALITY OF EDUCATION AT THE MEDICAL UNIVERSITY
Anastasia Toropova
Resident, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education, Bashkir State Medical University, Russia, Ufa
Gulgena Mustafina
Scientific supervisor, Сand. Med. Sciences, Associate Professor Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Bashkir State Medical University, Russia, Ufa
Аннотация. Работа посвящена изучению особенностей организации педагогической поддержки студентов, получающих высшее образование и испытывающих трудности в процессе обучения. Проведен анализ качества обучения в медицинском вузе посредством опроса студентов-медиков.
Abstract. The work is devoted to the study of the features of the organization of pedagogical support for students receiving higher education and experiencing difficulties in the learning process. An analysis of the quality of education in a medical university was conducted through a survey of medical students.
Ключевые слова: студенты, педагогическая помощь, медицинский университет, обучение, качество обучения.
Keywords: students, pedagogical assistance, medical university, education, quality of education.
Цель исследования. Изучить особенности педагогической поддержки студентов вуза и определить представления студентов медицинского вуза о качественном медицинском образовании.
Методы и материалы. Исследование основано на сочетании количественных (массовый опрос) и качественных (интервью) методов. Для изучения представлений студентов о качестве образования было проведено анкетирование, в котором приняли участие 88 студентов медицинского вуза.
Результаты исследования. В современном высшем образовании определена главная цель – подготовить высококвалифицированных специалистов, которые обладают необходимыми личными и профессиональными качествами для конкурентоспособности на рынке труда в своей экономической сфере.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач, включая: создание условий для раскрытия и развития широкого спектра личностных талантов студентов, помощь в построении карьерных путей и поддержка в определении жизненных приоритетов.
Среди студентов высших учебных заведений важно выделять группы, которые требуют особого внимания со стороны преподавателей. Это включает как талантливых и одарённых студентов, так и тех, кто сталкивается с трудностями в освоении учебного материала. Особенно сложной в педагогическом сопровождении оказывается работа с последней группой. Для них должны быть тщательно продуманы методы обширной поддержки, учитывающие их личные и психологические характеристики[2, с. 87].
Ключевым аспектом педагогической поддержки для студентов является необходимость формирования у них уверенности в собственных силах, осознанности своих возможностей и акцентирования внимания на способности преодолевать трудности, возникающие в процессе получения высшего образования. Не все студенты способны самостоятельно адаптироваться к условиям учебного заведения и сталкиваются с различными трудностями, вызванными изменениями в привычной структуре жизни и учёбы после поступления в вуз. Также важно отметить, что студенты старших курсов испытывают такую же потребность в поддержке и индивидуальной помощи со стороны преподавателей. Отсутствие необходимой помощи может вызвать у выпускников неуверенность в своём будущем и усугубить уровень тревожности.
Процесс оказания педагогической поддержки должен начинаться с анализа факторов, которые вызывают трудности у студентов в учебном процессе. Без данного анализа дальнейшие действия преподавателя могут оказаться неэффективными. К таким факторам относятся: социальные (принадлежность к определенной нации, социальный статус), личностно-психологические (уровень самоконтроля, самостоятельность, чувство ответственности), психолого-педагогические (подготовленность к требованиям вуза, степень профессиональной ориентации, готовность к изучению выбранной профессии), а также педагогические (осознание взаимосвязей между предметами, уровень квалификации преподавателей, общее качество учебного процесса, включая материально-техническое обеспечение).
К основным методам поддержки студентов, испытывающих трудности в обучении, также относится разъяснительная работа преподавателей. В рамках этой деятельности проводятся устные беседы, на которых обсуждаются возникшие у студентов сложности и проблемы, а также объясняются причины их появления[5, с. 142].
Дальнейшие предложения для преодоления трудностей и совместное построение индивидуальных траекторий успеха в обучении являются частью педагогической поддержки, которая относится к такому направлению как активное консультирование. Работая в этом направлении, преподаватель способен не только предложить конкретные рекомендации для преодоления препятствий в процессе получения высшего образования, но и изменить акценты профессиональных интересов (например, переключившись с одного предмета на другой). Опыт показывает, что именно активное консультирование, которое включает в себя определение индивидуальных мотивационных факторов для каждого студента, в конечном итоге может помочь отстающему студенту занять ведущие позиции в учебном процессе.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, требования к качеству образовательных услуг определяются как интеллектуальный продукт, однако в настоящее время первостепенное значение имеет удовлетворенность пользователей качеством этих услуг.
Оценка удовлетворенности качеством медицинского образования имеет особенно важное значение, так как связана не только с рисками недостаточной профессиональной подготовки выпускников, но также с социальными аспектами, такими как доверие к медицинским работникам, соблюдение рекомендаций врачей и ранняя диагностика заболеваний.
Профессия врача всегда была одной из самых почитаемых в любой стране, ведь врач несет ответственность за здоровье общества и спасение жизней. Чтобы стать квалифицированным специалистом в этой области, необходимо пройти обучение в медицинском университете на протяжении шести лет, а затем завершить ординатуру или интернатуру. Кроме того, через каждые пять лет требуется прохождение аккредитации, повышение квалификации, повышение категории и пр.[1, с. 73].
Качество образовательного процесса охватывает три ключевых аспекта: профессиональные навыки педагогов, соответствие квалификаций выпускников требованиям рынка медицинских услуг и их способность адаптироваться на протяжении карьеры, а также развитие корпоративной культуры в университете.
Чтобы исследовать уровень удовлетворенности студентов обучением и их предложений по улучшению процесса обучения, было проведено анкетирование, в ходе которого были проанализированы мнения 88 студентов шестого курса, изучавших специальные дисциплины в ординатуре по направлениям «Дерматовенерология», «Акушерство и гинекология», «Анестезиология и реаниматология»[3, с. 125].
Прежде всего, стоит отметить, что выбор профиля ординатуры среди студентов 6-го курса был тщательно обдуман и обоснован. На вопрос «Что подтолкнуло вас выбрать ординатуру по данному профилю?» большинство участников (от 75% до 88%, в зависимости от профиля) ответили: «Я долго мечтал стать дерматовенерологом (акушером-гинекологом, анестезиологом-реаниматологом)» или «Профессия стала интересной во время обучения в университете». 12,5% студентов подчеркнули привлекательность специальности. Никто не заявил, что «Выбор был случайным» или что «Лучшее предстоящее распределение».
На вопрос «Удовлетворены ли вы процессом обучения в ординатуре?» подавляющее большинство студентов ответило «Да» (100% среди анестезиологов-реаниматологов и 80,4% или 91,7% в других группах ординаторов). Остальные участники выразили, что «В целом удовлетворены».
Третий вопрос касался «Ваших пожеланий по обучению в ординатуре». Многие студенты выразили мнение о необходимости «Большего внимания к практическим занятиям» или «Большего внимания освоению практических навыков». В ординаторских группах по направлениям «Акушерство и гинекология», «Анестезиология и реаниматология», «Дерматовенерология» эти ответы составили 81,5%, 79,2% и 62,6% соответственно. Немалое количество студентов также указало, что «Удовлетворены подготовкой» (19%, 12,5% и 25% соответственно). Кроме того, студенты выразили желание «Увеличить количество лекций по специальности» в группах «Акушерство и гинекология» (8,3%) и «Анестезиология и реаниматология» (12,5%)[4, с. 218].
Из 88 опрошенных ни один респондент не признал ошибку в выборе профиля специальности во время обучения. Также в анкетах студентам предлагали оценить подготовку ординаторов на профильных кафедрах и в ЛПО по пятибалльной шкале.
Студенты 6-го курса высоко оценили подготовку на кафедрах (средний балл – 4,76) и в лаборатории практического обучения (4,78). Большинство опрошенных (68%) пожелали увеличить частоту занятий или уделять больше времени освоению практических навыков.
Заключение и выводы. Таким образом, поддержка студентов в высших учебных заведениях является важной и призвана содействовать обучающимся: закреплять осознанный выбор своей профессии; готовить их к самостоятельному преодолению трудностей учебного процесса; развивать их способности к саморазвитию, самообразованию и самоопределению и другим аспектам.
Высококачественная подготовка будущих врачей занимает центральное место в современной системе высшего медицинского образования. Результаты опроса продемонстрировали, что студенты медицинского университета сознательно выбирают ординатуру и удовлетворены образовательной системой. По общему мнению, обучение практическим навыкам с помощью ЛПО, а также применение симуляционных технологий существенно усиливает интерес к медицине, поднимает мотивацию к учебе, развивает познавательные способности и формирует ответственное отношение к активному и самостоятельному освоению необходимых навыков.