Статья:

Способы повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой

Конференция: XXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Чекмарева А.С. Способы повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 25(26). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/25(26).pdf (дата обращения: 16.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Способы повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой

Чекмарева Анастасия Сергеевна
студент, ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России, РФ, г. Оренбург
Ляшенко Анна Александровна
научный руководитель, старший преподаватель, ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России, РФ, г. Оренбург
Четвергова Александра Игоревна
научный руководитель, ассистент, ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России, РФ, г. Оренбург

 

Одной из задач государственной социально-экономической политики в Российской Федерации является всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта. При этом расходы государства на занятия граждан физической культурой и спортом являются экономически эффективным вложением в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни граждан России [1].

Студенчество является, исходя из социальных характеристик, наиболее однородной (по возрасту) частью молодежи. Основным видом деятельности студентов является учеба и подготовка к профессиональной деятельности.

В последнее время наблюдается рост количества студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, физического развития и подготовленности. Состояние уровня здоровья современных студентов требует серьезного подхода к решению проблемы формирования потребности к занятиям физической культуры [3].

Исходя из данных исследователей, число студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (это категории студентов с различными отклонениями в состоянии здоровья), может составить 50 % от их общего количества. Увеличивается также число студентов, полностью освобожденных от практических занятий по физической культуре [2, 6].

Основной причиной ограничения доступа к занятиям по физической культуре у студентов спецгрупп являются болезни сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварительной системы, а также опорно-двигательной.

Одна из задач, которая ставится в рамках программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», является модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования.

В педагогической практике большинство физкультурно-оздоровительных мероприятий не приводят к формированию у студентов мотивированной деятельности по самовыздоровлению средствами физической культуры [4].

Поэтому в настоящее время система физического воспитания в высших учебных заведениях должна учитывать интересы и потребности студентов, что будет способствовать их мотивации к двигательной деятельности, формированию спортивной культуры личности студента.

Физическая активность зависит от многих факторов – это пол, убеждения и взгляды, социальное окружение, уровень дохода семьи и т.д. Для студентов одним из важнейших факторов также является отсутствие мотивации и дефицит свободного времени.

Для студентов специальной медицинской группы важным компонентом занятий по физической культуре являются элементы лечебной физической культуры.

В настоящее время есть много форм лечебной физической культуры. Среди которых можно выделить гигиеническую гимнастику, занятия лечебной гимнастики, самостоятельные занятия физическими упражнениями, лечебная дозированная ходьба, дозированное восхождение, элементы спортивных игр и т.д. [7].

Например, для студентов спецгрупп с нарушением зрения на занятиях физической культурой противопоказаны прыжковые упражнения, упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы вниз, подъемами тяжестей, сотрясение тела. Для студентов с прогрессирующей миопией следует осторожно вводить в курс занятий упражнения со значительным напряжением, резким изменением положения головы, опорные и другие прыжки, метания, различные соскоки и кувырки, стойки на голове, спортивные игры. Правильно организованные физические упражнения с умеренной нагрузкой дают свой положительный эффект.

Для таких студентов рекомендуются следующие формы самостоятельных занятий:

1. Утренняя гигиеническая гимнастика.

2. Лечебная гимнастика (гимнастика для глаз).

3. Занятия физкультурой по избранной программе.

4. Физкультурная пауза во время работы или учёбы.

5. Элементы самомассажа.

6. Закаливание организма [5].

Таким образом, если учитывать психофизиологию студентов и корректировать методы используемой лечебной физкультуры для каждого учащегося, можно повысить их уровень двигательной активности, что в свою очередь благотворно отразится на здоровье обучающегося.

Также одним из факторов, который влияет на физическую активность являются особенности городской среды. Они могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние [5].

Например, наличие рекреационных зон в пешей доступности, что позволит включить ежедневные пешеходные прогулки, а в теплый период года и катание на велосипедах, роликах и т.д. Но, к сожалению, во многих городах такие зоны отдыха находятся на значительном удалении. Наличие нескольких таких зон в каждом микрорайоне любого города позволит привлечь к физической активности население в любом возрасте, в том числе и молодежь.

Факторами, которые наиболее эффективно будут влиять на процесс физического воспитания учащихся являются те, которые учитывают их интересы, потребности и мотивы.

Поэтому, если рассматривать такие игровые виды спорта как «Волейбол», «Баскетбол», «Футбол» и др., то они могут позволить студентам проявить на занятиях физической культуры свои лидерские качества. Например, они могут быть ведущими игроками, капитанами команд, судьями или организаторами игр. Это в свою очередь может очень активно стимулировать к занятиям по физической культуры и самостоятельными занятиями спорта.

Поэтому в современном обществе все больше должен делаться упор на индивидуальный подход в развитии физических качеств будущего поколения. Для получения максимального результата от занятий физической культурой необходимо использовать частные формы занятий, методы и средства, что позволит расширить физические способности и качества студентов.

 

Список литературы:
1. Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы" [Электронный ресурс] Режим доступа http://docs.cntd.ru/document/420248844.
2. Хрущ, О.И. Мотивация студентов вуза к занятиям физической культурой и спортом как компонент развития физической культуры личности // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых, 2017. - №3. – с. 145-150.
3. Минина, К.А. Спортивно ориентированная система физического воспитания, как способ повышения мотивации студентов к занятиям физической культуры / К.А. Минина, Г.П. Белова // Физическая культура, спорт, туризм: Научно-методическое сопровождение. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2014. С. 217-219. 
4. Коломийченко, Е.В. Мотивация студентов вуза к занятиям физической культуры и спортом как компонент развития физической культуры личности // Северо-Кавказский психологический вестник, 2012. - №10/1. – с. 35-39.
5. Соловьева, Т.С. Уровень физической активности и мотивированности городского населения // Проблемы развития территории, 2016. - №3(33). – с. 119-131.
6. Михеева, Т.М. Формирование интереса студенческой молодежи к самостоятельным занятиям физическими упражнениями / Т.М. Михеева, В.Г. Купцова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры [Электронный ресурс]: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбург. гос. ун-т. - Электрон. дан. - Оренбург: ОГУ, 2018. - с. 4044-4049.
7. Пархаева, О.В. Лечебная физическая культура как элемент физической культуры обучающихся [Электронный ресурс] / Пархаева О.В., Судакова Ю.Е. // Научная Идея. -2017. -1(1).
8. Куатова, Г.А. Физическая культура студентов специальной медицинской группы с различными заболеваниями зрения / Г.А. Куатова, В.Н.  Сайдулин, А.К. Шойынбекова // «Актуальные научные исследования в современном мире» Выпуск 2 (34) ч. 8. - с. 123-127.