Способы повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой
Конференция: XXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Медицина и фармацевтика
XXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Способы повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой
Одной из задач государственной социально-экономической политики в Российской Федерации является всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта. При этом расходы государства на занятия граждан физической культурой и спортом являются экономически эффективным вложением в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни граждан России [1].
Студенчество является, исходя из социальных характеристик, наиболее однородной (по возрасту) частью молодежи. Основным видом деятельности студентов является учеба и подготовка к профессиональной деятельности.
В последнее время наблюдается рост количества студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, физического развития и подготовленности. Состояние уровня здоровья современных студентов требует серьезного подхода к решению проблемы формирования потребности к занятиям физической культуры [3].
Исходя из данных исследователей, число студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (это категории студентов с различными отклонениями в состоянии здоровья), может составить 50 % от их общего количества. Увеличивается также число студентов, полностью освобожденных от практических занятий по физической культуре [2, 6].
Основной причиной ограничения доступа к занятиям по физической культуре у студентов спецгрупп являются болезни сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварительной системы, а также опорно-двигательной.
Одна из задач, которая ставится в рамках программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», является модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования.
В педагогической практике большинство физкультурно-оздоровительных мероприятий не приводят к формированию у студентов мотивированной деятельности по самовыздоровлению средствами физической культуры [4].
Поэтому в настоящее время система физического воспитания в высших учебных заведениях должна учитывать интересы и потребности студентов, что будет способствовать их мотивации к двигательной деятельности, формированию спортивной культуры личности студента.
Физическая активность зависит от многих факторов – это пол, убеждения и взгляды, социальное окружение, уровень дохода семьи и т.д. Для студентов одним из важнейших факторов также является отсутствие мотивации и дефицит свободного времени.
Для студентов специальной медицинской группы важным компонентом занятий по физической культуре являются элементы лечебной физической культуры.
В настоящее время есть много форм лечебной физической культуры. Среди которых можно выделить гигиеническую гимнастику, занятия лечебной гимнастики, самостоятельные занятия физическими упражнениями, лечебная дозированная ходьба, дозированное восхождение, элементы спортивных игр и т.д. [7].
Например, для студентов спецгрупп с нарушением зрения на занятиях физической культурой противопоказаны прыжковые упражнения, упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы вниз, подъемами тяжестей, сотрясение тела. Для студентов с прогрессирующей миопией следует осторожно вводить в курс занятий упражнения со значительным напряжением, резким изменением положения головы, опорные и другие прыжки, метания, различные соскоки и кувырки, стойки на голове, спортивные игры. Правильно организованные физические упражнения с умеренной нагрузкой дают свой положительный эффект.
Для таких студентов рекомендуются следующие формы самостоятельных занятий:
1. Утренняя гигиеническая гимнастика.
2. Лечебная гимнастика (гимнастика для глаз).
3. Занятия физкультурой по избранной программе.
4. Физкультурная пауза во время работы или учёбы.
5. Элементы самомассажа.
6. Закаливание организма [5].
Таким образом, если учитывать психофизиологию студентов и корректировать методы используемой лечебной физкультуры для каждого учащегося, можно повысить их уровень двигательной активности, что в свою очередь благотворно отразится на здоровье обучающегося.
Также одним из факторов, который влияет на физическую активность являются особенности городской среды. Они могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние [5].
Например, наличие рекреационных зон в пешей доступности, что позволит включить ежедневные пешеходные прогулки, а в теплый период года и катание на велосипедах, роликах и т.д. Но, к сожалению, во многих городах такие зоны отдыха находятся на значительном удалении. Наличие нескольких таких зон в каждом микрорайоне любого города позволит привлечь к физической активности население в любом возрасте, в том числе и молодежь.
Факторами, которые наиболее эффективно будут влиять на процесс физического воспитания учащихся являются те, которые учитывают их интересы, потребности и мотивы.
Поэтому, если рассматривать такие игровые виды спорта как «Волейбол», «Баскетбол», «Футбол» и др., то они могут позволить студентам проявить на занятиях физической культуры свои лидерские качества. Например, они могут быть ведущими игроками, капитанами команд, судьями или организаторами игр. Это в свою очередь может очень активно стимулировать к занятиям по физической культуры и самостоятельными занятиями спорта.
Поэтому в современном обществе все больше должен делаться упор на индивидуальный подход в развитии физических качеств будущего поколения. Для получения максимального результата от занятий физической культурой необходимо использовать частные формы занятий, методы и средства, что позволит расширить физические способности и качества студентов.