ВАЛЕРИЙ ГРОХОВСКИЙ: МЕЖДУ КЛАССИКОЙ И ДЖАЗОМ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(299)
Рубрика: Искусствоведение
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(299)
ВАЛЕРИЙ ГРОХОВСКИЙ: МЕЖДУ КЛАССИКОЙ И ДЖАЗОМ
Вклад Валерия Александровича Гроховского в развитие русского джаза невозможно переоценить. Потребность более глубокого изучения творческой деятельности Валерия Гроховского обусловлена уникальностью его творческого наследия.
На современном этапе джаз окончательно сформировался как автономный жанр. Он отошел от различных форм эстрадно-развлекательной музыки и исполнения функции бытового музицирования. Джаз стал всё чаще апеллировать не к нашему чувству ритма, а к нашему сознанию, интеллекту. Стилистические границы джаза раздвинулись – появились сплавы с фольклором, с современной симфонической и классической музыкой.
Уникальность творчества Валерия Гроховского, обусловлена тем, что классика и джаз в его творчестве равноценны. Он выступает как с классическим репертуаром, так и с джазовыми импровизациями и собственными сочинениями на концертных площадках России, Европы и США.
Валерий Гроховский создал джазовые импровизации на произведения Баха, Моцарта, Мендельсона. В своих джазовых аранжировках Гроховский мастерски осуществляет смешение стилей. Основная особенность его аранжировок в том, что он сохраняет концепцию композитора и лишь добавляет некоторые детали в джазовой стилистике.
Истинным синтезом классического и джазового исполнительства является двойной альбом Гроховского, в котором он играет сочинения Баха в оригинале, а затем в джазовом трио. При создании джазовой аранжировки целью композитора было реализовать задумку Баха джазовыми средствами и при этом сохранить полифоническую форму произведения и мелодическую линию. В аранжировке Гроховского, сохранено количество тактов, а эффект свинга достигается за счёт непрерывности движения. В результате вышел двойной альбом Гроховского, в котором он играет Концерты Баха ре и фа-минор, а также Партиту №1 в оригинале, а затем в джазовом трио с барабанщиком Джерри Гиббсом и контрабасистом Хамилтоном Прайсом.
Остановимся более подробно на джазовой версии ре минорного концерта Баха для клавира с оркестром.
Данная аранжировка предполагает замену оркестра на контрабас и ударную установку. Партия фортепиано в данном контексте практически остаётся неизменённой за исключением партии левой руки, которая насыщена синкопированными аккордами, отражающими джазовый дух и гармонизацию на протяжении всего произведения.
В нескольких эпизодах вместо традиционной барочной орнаментики введены джазовые фразы, подчёркивающие стилистику данной обработки. Партия контрабаса немного изменена – для большего чувства свинга и гармонического разнообразия. Она исполняется pizzicato и добавляет яркое ощущение непрерывного развития и свингового движения.
Партия ударной установки является знаковой и стилеобразующей. В ней подробно отмечены вся ритмическая структура и акцентировка. Несмотря на это, исполнителю партии ударных предоставляется возможность вносить изменения в ритмические рисунки в заполнениях и стоп-таймах.
В музыкальных программах Гроховского также звучат обработки Моцарта такие, как соната Си-бемоль-мажор – с элементами свинга, Вариации до мажор – в свободной джазовой форме и Маленькая ночная серенада. Валерий Александрович отмечает трудности в переложении музыки Моцарта в джазовом стиле - непрерывность и текучесть музыки Моцарта трудно сочетаема с джазовыми средствами выразительности, в особенности с таким важным элементом джаза, как свинг.
Впоследствии джазовая аранжировка си бемоль мажорной сонаты Моцарта была записана в Лондоне с контрабасистом (Рон Картер) и барабанщиком (Билли Кобэм).
В заключении статьи, важно отметить, что Валерий Гроховский внёс неоценимый вклад в развитие русского джаза, уникальность творческого наследия Валерия Александровича Гроховского заключается в мастерском смешении стилей и создании уникальных джазовых аранжировок классических произведений.