НАЛОГОВАЯ ВЫГОДА ПРИ ДРОБЛЕНИИ БИЗНЕСА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(299)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(299)
НАЛОГОВАЯ ВЫГОДА ПРИ ДРОБЛЕНИИ БИЗНЕСА
TAX BENEFIT FROM BUSINESS SPLITTING
Yekaterina Glukhenko
Master’s student at Siberian Law University, Russia, Omsk
Larisa Burnysheva
Scientific supervisor, Senior Lecturer at the Department of Constitutional and Administrative Law, Siberian Law University, Russia, Omsk
Аннотация. Создание группы компаний и индивидуальных предпринимателей не запрещается ни Налоговым кодексом РФ, ни законодательством в сфере государственной регистрации юридических лиц и ИП. Вместе с тем в обиход и практику налогового контроля вошло понятие «дробление бизнеса». В статье проведен анализ схемы «дробления бизнеса» с точки зрения получения необоснованной налоговой выгоды, рассмотрены основные признаки, указывающие на незаконное применение схемы.
Abstract. The creation of a group of companies and individual entrepreneurs is not prohibited by either the Tax Code of the Russian Federation or the legislation in the field of state registration of legal entities and individual entrepreneurs. At the same time, the concept of "business splitting" has entered into common usage and practice of tax control. The article analyzes the "business splitting" scheme from the point of view of obtaining an unjustified tax benefit, and considers the main signs indicating the illegal use of the scheme.
Ключевые слова: дробление бизнеса, необоснованная налоговая выгода, превышение пределов осуществления прав, налоговая оптимизация, деловая цель.
Keywords: business splitting, unjustified tax benefit, exceeding the limits of exercising rights, tax optimization, business goal.
Как такового определения «дробление бизнеса» Налоговый кодекс РФ не содержит, между тем, еще в Основных направлениях налоговой политики РФ на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. (одобрены Правительством РФ 25.05.2009) утверждалось, что «законодательство о налогах и сборах будет предусматривать положения, предотвращающие злоупотребления использованием упрощенной системы налогообложения путем дробления бизнеса, создания компаний-сателлитов и прочих способов для целей получения необоснованной налоговой выгоды».
Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» впервые на законодательном уровне введено следующее понятие дробления бизнеса – это разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами (организациями, индивидуальными предпринимателями) (далее - группа лиц), в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, направленное исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов путем применения специальных налоговых режимов с превышением предусмотренных статьей 54.1 Налогового кодекса РФ пределов осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налогов. Исходя из ст. 54.1 Налогового кодекса РФ превышение пределов осуществления прав налогоплательщиков может быть связано, в частности, с искажением фактов хозяйственной деятельности, совокупности таких фактов и объектов налогообложения (п. 1). В качестве одного из примеров такого искажения ФНС в своих рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса РФ как раз и приводит создание схемы «дробления бизнеса», направленной на неправомерное применение специальных режимов налогообложения. То есть, дробление бизнеса рассматривается как способ получения необоснованной налоговой выгоды, если производится исключительно для уменьшения налоговой нагрузки, а не в целях ведения предпринимательской деятельности
Как указано в пунктах 3 и 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).
При оценке налоговых последствий использования схемы «дробления бизнеса» важное значение имеет наличие деловой цели разделения бизнеса, направленного исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды, а не обусловленной разумными экономическими причинами оптимизация деятельности.
Таким образом, рассматривая наличие либо отсутствие признаков схемы «дробления бизнеса» в деятельности налогоплательщика, подлежат оценке следующие критерии:
- самостоятельность участников «группы»;
- наличие деловой цели разделения бизнеса, направленного исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды, а не обусловленной разумными экономическими причинами оптимизация деятельности.
К доказательствам, свидетельствующим об отсутствии самостоятельности участников «группы», ведении организационно единой деятельности, контролируемой одними и теми же лицами, могут относиться, в частности, совпадение учредителей и (или) руководителей организаций, идентичные виды деятельности, нахождение по одному адресу, трудовая миграция внутри «группы», общее ведение кадрового и бухгалтерского учета, совпадение IP-адресов, единые телефоны, электронная почта, вывески, сайт, представление интересов «группы» одним лицом, значительное совпадение контрагентов, несение расходов участниками схемы друг за друга и т.п.
В своих правовых позициях ФНС указывает на то, что в принципе никакого закрытого перечня формальных признаков «дробления» бизнеса не существует. Основания вменения данной схемы при проведении налоговых проверок устанавливаются применительно к фактическим обстоятельствам деятельности группы формально самостоятельных лиц в каждом конкретном случае. Кроме того, в принципе любое определение каких-либо параметров допустимого или недопустимого структурирования бизнеса будет являться основой для обхода закона недобросовестными налогоплательщиками.
Таким образом, по мнению автора, предъявление претензий к налогоплательщикам в дроблении бизнеса контролирующим органом, в принципе, основано только на субъективной оценке финансово-хозяйственной деятельности группы лиц, имеющих между собой некие общие параметры (единый вид деятельности, общее руководство, взаимозависимость, централизованное ведение бухгалтерского учета и пр.). При этом законодательство не содержит запрета на одновременное осуществление руководства или совмещения трудовых обязанностей в нескольких организациях, регистрацию нескольких юридических лиц по одному адресу или ведение бухгалтерского и кадрового учета в одной аудиторской компании (что несомненно приведет к совпадению IP-адресов).
Кроме того, подконтрольность организаций само по себе не свидетельствует о недобросовестности действий налогоплательщика при условии, что они являются самостоятельными субъектами хозяйственных и налоговых отношений, самостоятельно исполняют обязательства в рамках уставной деятельности, самостоятельно ведут учет своих доходов и расходов, исчисляют налоги и представляют в налоговый орган по месту учета налоговую отчетность. Сама по себе налоговая оптимизация, т.е. структурирование коммерческой деятельности таким образом, чтобы платить меньше налогов, является вполне правомерной. Злоупотребление имеет место лишь тогда, когда некоторые операции признаются «не обусловленными разумными экономическими или иными причинами, то есть целями делового характера».
В качестве аргументов обоснования деловой цели применительно к случаям установления осуществления предпринимательской деятельности несколькими субъектами, участвующими, по мнению налогового органа, в схеме «дробления бизнеса», судами приняты следующие:
- разные направления бизнеса (опт и розница) (Постановление АС Уральского округа от 30.06.2023 № А50-14490/2022);
- охват новых сегментов рынка и отсутствие общего бренда (Постановление АС Поволжского округ от 08.10.2019 № А12-2866/2019);
- расширение производства и разные годы создания компаний (определение ВС от 26.01.2022 № 306-ЭС21-21905);
- угроза закрытия и обоснованные цены (Постановление АС Поволжского округа от 11.03.2021 № А12-5142/2020).
Таким образом, на стадии принятии управленческих решений, связанных с оптимизацией бизнеса, собственникам необходимо самостоятельно оценить возможные риски, связанные с дроблением бизнеса, в том числе готовность подробно объяснить деловую цель. На этом этапе и возникает одна из опасностей, подстерегающих налогоплательщиков, которые, не имея соответствующей квалификации, самостоятельно используют методы налогового планирования для снижения налоговых обязанностей. Между законной налоговой оптимизацией и уклонением от уплаты налогов в виде получения необоснованной налоговой выгоды очень тонкая грань, не урегулированная в достаточной мере на законодательном уровне. Таким образом, дробление бизнеса может быть как законным методом налоговой оптимизации, так и серьезным риском, связанным с негативными последствиями. Компании, рассматривающие данный подход, должны тщательно анализировать свои действия и учитывать законодательные риски. Налоговая оптимизация должна быть осуществлена в рамках правового поля, чтобы избежать возможных санкций. В конечном итоге, качественное понимание всех аспектов дробления бизнеса поможет компаниям не только законно оптимизировать свою деятельность, но и развиваться устойчиво и ответственно.