Статья:

Становление и развитие советской адвокатуры

Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Воронцова Е.С. Становление и развитие советской адвокатуры // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(45). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(45).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 119 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Становление и развитие советской адвокатуры

Воронцова Екатерина Сергеевна
студент, Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), РФ, г. Москва
Никитин Павел Владиславович
научный руководитель, проф., канд. юрид. наук, доц.Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), РФ, г. Москва

 

Данная статья посвящена процессу зарождения и развития адвокатуры после свержения императора и прихода к власти большевиков. В работе рассматриваются такие вопросы, как значение института правозащитников, его место в судебной системе СССР, описываются нормативно – правовые акты, регулирующие организацию и направления деятельности адвокатуры в 1920-е – 1930-е годы. Также поднимается вопрос о роле вышеупомянутой организации в формировании нынешней адвокатуры Российской Федерации.

Впервые термин «адвокат» был употреблён в России в 1716 году в Воинских уставах Петра I. Пятая глава именовалась «Об адвокатах и полномочных» и определила их полномочия и задачи. И с этого момента вплоть до Судебной реформы 1864 года принимались различные меры по структурированию и регламентации деятельности профессиональных ходатаев.

Благодаря стремительному развитию экономических отношений и отмене крепостного права, Александром II был проведён ряд значимых реформ, затронувших все сферы жизни населения. В числе этих преобразований – судебная реформа, ставшая одной из самых прогрессивных, т.к. её нововведения просуществовали вплоть до революции 1917 года с минимальными изменениями. Это объяснялось тем, что общество осознало необходимость в создании такого института, как адвокатура, для обеспечения принципов независимости и законности в ходе гражданского и уголовного судопроизводств.

Адвокатура после вышеупомянутой реформы существовала в двух формах: частных и присяжных поверенных. 17 апреля 1866 года были открыты новые суды и 27 присяжных поверенных впервые начали свою работу. А 25 мая 1874 г. утверждены «Правила о лицах, имеющих право быть поверенными по судебным делам», в соответствии с которыми представлять интересы сторон в судебном разбирательстве могли лица, получившие особые свидетельства на право ходатайствовать, выдаваемые мировыми съездами, мировыми съездами, окружными судами и судебными палатами[1]. В том же году мировым судьям было позволено допускать к ходатайству адвокатов, не получивших свидетельства, «но не более как по трем делам в течение года в пределах того же мирового округа».

Эти формы адвокатуры просуществовали до 1917 года, и были ликвидированы статьей 3 Декрета СНК РСФСР от 24.11.1917 «О суде»: «Упразднить доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно и институты присяжной и частной адвокатуры» [2].

Период с 1917 по 1922 гг. именуется переходным от старого строя к новому в условиях гражданской войны, бушевавшей в России. Первая попытка воссоздать институт адвокатуры была предпринята в Инструкции от 19 декабря 1917 года «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний». В статье 7 вышеупомянутого нормативно-правового акта было закреплено, что коллегия, утвержденная при революционном трибунале могла осуществлять свою деятельность как в форме защиты, так и в форме обвинения[3]. Позднее, в Положении о народном суде Российской Социалистической Федеративной Советской Республики от 30 ноября 1918 года в статье 40 утверждалась норма об участии адвокатов в других видах судебных разбирательств: «Для содействия Суду в деле наиболее полного освещения всех обстоятельств, касающихся обвиняемого или интересов сторон, участвующих в гражданском процессе, при Уездных Исполнительных Комитетах Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов (включая и уездный город) и при Губернских Исполнительных Комитетах Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов учреждаются Коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе»[4].

Таким образом, институт правозащитников был в действительности лишь инструментом нового государственного строя, но даже в такой роле не до конца устраивал большевистскую власть. Адвокатов В.И. Ленин называл «либералишками», чьё мировоззрение было противоположно взглядам марксизма. Большая часть адвокатов прежнего, дореволюционного, режима не смогли смириться со своим нынешним положением, и решили отказаться от прежней специальности. В отношении адвокатов предпринимались различные дискриминационные меры: они были выведены из системы социального страхования; с них взимали непомерно большие налоги; квартплата превышала среднюю норму; они часто подвергались насмешкам со стороны судей за использование дореволюционных методов в своей деятельности [5].

Следующим важным шагом в дальнейшем повышении качества работы судебной системы РСФСР было принятие Декрета Совета Народных Комиссаров от 11 мая 1920 года «О регистрации лиц с высшим юридическим образованием». По данному документу эти лица в течение трёх дней после его опубликования должны были прибыть в отделы по учету и распределению рабочей силы местных советов и встать в них на учёт. После этого юристы в порядке отбывания трудовой повинности направлялись в учреждения, где была нехватка квалифицированных кадров. В случае если эти лица отказывались от регистрации, они объявлялись дезертирами и их предавали суду.

21 октября 1920 г. ВЦИК принял дополнение к Положению о народном суде РСФСР, которым коллегии правозащитников были упразднены.

Следующим значимым периодом в становлении советской адвокатуры можно считать послевоенный, длившийся с 1922–1939 год. Накануне НЭПа большинство адвокатов занималось совершенно другой работой: например, в 1921 году на 3000 народных судей – 175 были раньше адвокатами. Многие другие правозащитники были вынуждены заниматься совершенно другим трудом, и, возможно, пополнять свои доходы, занимаясь подпольной практикой.

5 июля 1922 года Народным комиссариатом юстиции РСФСР было принято Положение о коллегии защитников – эта дата ознаменовала рождение советской адвокатуры. В соответствии с данным положением коллегии защитников создавались в каждой губернии при губернских судах. Новый закон обязывал адвокатов работать в юридических консультациях, что властями расценивалось как более эффективный и идеологически приемлемый способ юридической помощи населению [6].

После принятия Циркуляра ЦК от 2 ноября 1922 года «О вступлении коммунистов в коллегии защитников» стало происходить «проникновение в корпорацию коммунистической партии», хотя в 1923 году из 281 защитника только 6 были членами партии. Особенностью коллегии было то, что в её состав не включались лица, работавшие в государственных организациях, а также положение не устанавливало образовательного ценза для вступления в неё.

Чтобы раз и навсегда искоренить буржуазное правосознание среди членов новой советской адвокатуры власти произвели так называемую чистку соваппарата – всех адвокатов с «подмоченной» репутацией добавляли в список «классово чуждых элементов». В центральных регионах в данном процессе состав менялся на удивление мало – было отстранено всего порядка 25–30% членов коллегий. Существенно больший ущерб понесли на периферии: в Калуге – 30%, в Пскове – 50% [7].

7 июня 1923 г. постановлением ВЦИК Положение о коллегии защитников было внесено отдельной главой в начало Положения о судоустройстве.

На протяжении 1927 года возникали сомнения, касаемо того, стоит ли разрешать ведение частной практики адвокатам. Решением центральных партийных органов она запрещалась, однако в последующих Положениях 1934 и 1937 годов она рассматривалась как альтернативная деятельность.

В 1936 году была принята Конституция, в которой закреплялось очень важный принцип, поднявший авторитет советской адвокатуры, – установление права обвиняемого на защиту на конституционном уровне. Это преобразование остановило споры об уничтожении ранее упомянутого института.

Одним из важнейших нормативно-правовых актов, принятых после вышеупомянутых документов, стало Положение об адвокатуре СССР от 16 августа 1939 года. После его принятия вместо понятия «защитник» стало употребляться «адвокат». Существенным нововведением являлось установление образовательного ценза для зачисления в члены коллегии: необходимо либо юридическое высшее образование, либо окончание юридической школы, либо стаж не менее трёх лет в качестве судей, прокуроров, следователей и юрисконсультов (статья 6). Также были предусмотрены меры дисциплинарного взыскания за небрежное выполнение членами коллегии адвокатов своих обязанностей, нарушение таксы и другие правонарушение: замечание, выговор, строгий выговор, отстранение от работы адвоката на срок до шести месяцев и исключение из состава коллегии адвокатов (статья 26). Были чётко определены обязанности адвокатов и структура их организации. Руководство коллегиями осуществлялось Народным Комиссариатом Юстиции через народные комиссариаты юстиции союзных и автономных республик и управления НКЮ союзных республик при областных и краевых советах депутатов трудящихся [8].

Помимо положения существовало ещё множество иных документов, регламентирующих отдельные сферы деятельности адвокатуры: о заработной плате защитников, о подготовке молодых специалистов для автономной деятельности, о дисциплинарной ответственности адвокатов, о трудовой организации и т.д.

Постепенно стал формироваться тип советского адвоката, основными чертами которого, по мнению Андреевского Г.В., [9] считались: приличный вид, значок МОПРа в петличке (МОПР – Международная организация помощи борцам революции), деловой вид речи, знание большого количества различных постановление и декретов, а также употребление в своих речах цитат из трудов и выступлений великий юристов и политиков.

Несмотря на все трудности, с которыми сталкивался институт адвокатуры на протяжении истории своего становления, к концу 1930-х годов у него появились возможности бороться с самоуправством судебной системы, а также он ставил своей главной целью оказание содействия в решении тех проблем, возникающих у населения.

В заключении можно сказать, что с началом гражданской войны в СССР стали предприниматься попытки создать стабильную и успешную систему адвокатуры. Разумеется, возникало множество трудностей, но в целом, строящийся механизм справлялся с поставленными перед ним задачами, и послужил фундаментом для дальнейшего развития данного института, вплоть до адвокатуры Российской Федерации.

 

Список литературы:
1. Декрет СНК РСФСР от 24.11.1917 «О суде» // Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства, № 17.
2. Постановление СНК СССР от 16.08.1939 № 1219 «Об утверждении Положения об адвокатуре СССР» // СП СССР, 1939, № 49, Ст. 394.
3. Положение о народном суде Российской Социалистической Федеративной Советской Республики от 30 ноября 1918 года // СУ РСФСР, 1920, № 83, Ст. 407.
4. Инструкция Наркомюста РСФСР от 19.12.1917 «О Революционном Трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний» // Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства, № 38, Ст. 170.
5. Андреевский Г.В. Москва, 20–30-е годы. – М.: Информполиграф, 1998. 
6. Савостьянова О.Н. Правосознание адвокатов России и русского зарубежья – М: Издательство-торговая компания «Дашков и К», 2015.
7. Смоленский М.Б. Адвокатская деятельность и адвокатура Российской Федерации, 3-е изд., испр. и доп. – Ростов на/Д.: Феникс, 2004.
8. Юридический энциклопедический словарь / гл. ред. О.Е. Кутафин. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.