Статья:

К вопросу о спорных территориях на примере Республики Дагестан

Конференция: XXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Таибов А.Т., Очиров Д.В., Кензеев О.А. К вопросу о спорных территориях на примере Республики Дагестан // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(27). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/5(27).pdf (дата обращения: 13.10.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о спорных территориях на примере Республики Дагестан

Таибов Амир Теймурович
студент, Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова, РФ, г. Элиста
Очиров Дорджи Викторович
магистрант, Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова, РФ, г. Элиста
Кензеев Очир Аркадьевич
магистрант, Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова, РФ, г. Элиста
Батырев Дольган Николаевич
научный руководитель, кан. филос. наук, доцент, Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова, РФ, г. Элиста

 

TO THE QUESTION OF DISPUTED TERRITORIES ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

 

Amir Taibov

Student, Kalmyk State University named after BB Gorodovikova, Russia, Elista

Dorji Ochirov

Undergraduate Kalmyk State University named after BB Gorodovikova, Russia, Elista

Ochir Kenzeev

Undergraduate Kalmyk State University named after BB Gorodovikova, Russia, Elista

Dolgan Batyrev

Scientific director, Can Philos. sciences, associate professor Kalmyk State University named after BB Gorodovikova, Russia, Elista

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы правового регулирования спорных территорий. Авторы отмечают, что стремление государства к нерушимости границ, к стабильности приграничных территорий и режима установленного для них является гарантией безопасности государства, которая ведет к предотвращению территориальных споров и конфликтов. В статье подробно рассматривается территориальный спор на границах Российской Федерации и Республики Азербайджан.

Abstract. This article discusses the problems of legal regulation of disputed territories. The authors note that the state’s desire for inviolability of borders, for the stability of border areas and the regime established for them is a guarantee of state security, which leads to the prevention of territorial disputes and conflicts. The article discusses in detail the territorial dispute on the borders of the Russian Federation and the Republic of Azerbaijan.

 

Ключевые слова: государственная граница, территориальный спор, демаркация границы, делимитация границы, территория, ратификация, изменение границы.

Keywords: state border, territorial dispute, border demarcation, border delimitation, territory, ratification, border change.

 

Нерушимость государственных границ, стабильность приграничных территорий и режима установленного для них, являются гарантом безопасности государства, ведущая к предотвращению конфликтов и территориальных споров. Споры по поводу государственной принадлежности территории имеют древнюю историю. Территориальные претензии испокон веков оказывали существенное влияние на государственную политику многих стран. Поэтому проблема разрешения территориальных споров и конфликтов была и будет актуальной ещё долгое время.

События минувших дней часто порождают территориальные споры и в наши дни, особенно это проявляется тогда, когда у государств возникает интерес к определенным территориям в связи с обнаружением месторождений полезных ископаемых или по другим стратегически важным для государств причинам.

Общепризнанно, что только государства могут быть субъектами территориального спора, так как правовая функция верховенства в пределах государственной территории является прерогативой только государства. Территориальные конфликты и споры затрагивают практически все участки границы Российской Федерации, за исключением границы Монголии, Южной Осетии, Белоруссии и КНДР.

Чаще всего объектом территориального спора выступает либо принадлежность определенной территории, либо вопросы о прохождении пограничной линии. В первом случае речь чаще всего идет о принадлежности   островов или отдельных участков территории. В случае с границами характер спора и способы его разрешения во многом зависят от наличия или отсутствия документов об их демаркации и делимитации.

Демаркация границы— проведение государственной границы на местности с обозначением её специальными пограничными знаками. Делимитация границы — определение общего положения и направления государственной границы между сопредельными государствами путём переговоров.

Под территорией, в международном праве, понимается весь земной шар, включая сухопутные, водные пространства, недра и воздушное пространство над ними, а также космическое пространство. Согласно нормативно-правовым актам международного права, все эти пространства подразделяются на следующие виды: земли государств, территории со смешанным режимом и с международным  режимом и у каждой из этих территорий имеется свой международно-правовой статус.

Под  территорией государства понимают пространства, в  пределах которой государства, которым принадлежат территории, осуществляют свой суверенитет, верховенство и юрисдикцию. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Конституции РФ «суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию» [1].

Объект и предмет спора должны совпадать; если субъекты говорят о разных территориях или о разных правовых нормах или правоотношениях, относящихся к самому объекту, то спора не будет. Если стороны договорились о едином объекте и предмете спора, то говорят о существовании территориального вопроса, который является и спором в международно-правовом смысле, и разногласием, поэтому решающим фактором при определении наличия спора является его признание противоборствующими сторонами. Процесс договорного оформления границ Российской Федерации ещё не завершён и в настоящее время территориальные споры в приграничных зонах ещё остаются. К таким территориям относятся воды Азовского и Керченского пролива; континентальный шельф в Баренцевом море, на которые претендует Норвегия; спорный участок морских пространств и шельфа в Беринговом море, по которому Российская Федерация не ратифицировала соглашение с США, подписанное в 1990 г; Несколько Курильских островов, на которые претендует Япония; континентальный шельф в Каспийском море, который является предметом разногласий между Казахстаном, Азербайджаном, Туркменистаном, Ираном и Россией.

Не оформлена государственная граница с Латвией, США, Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Японией и Украиной.

Территориальные и пограничные споры должны разрешаться мирным путем в соответствии с императивным принципом мирного разрешения международных споров. Споры должны решаться только на основе международного права и справедливости. Территориальный спор не должен приводить к вооруженным конфликтам ставя   под угрозу международный мир и безопасность.

Законным основанием изменения территории государства является суверенное волеизъявление граждан, а также различные соглашения между сторонами (государствами).

Яркий тому пример-объединение Германии (немецкое воссоединение).  Вхождение ГДР и Западного Берлина в состав ФРГ в соответствии с конституцией ФРГ состоявшееся 3 октября 1990 года. Нового государства создано при этом не было, а на объединенных территориях (нем. Beitrittsgebiet) была введена в действие конституция ФРГ 1949 года. Правовой основой для объединения ФРГ и ГДР считают, «Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии» [2].

Изменение границы государства возможно как при увеличении, так и при уменьшении ее территории. В современной истории Российской Федерации границы изменялись в основном за счёт уменьшения территории, исключение полуостров Крым. Основная часть государств мирового сообщества признают эту спорную территорию, за республикой Украина.

Очень характерная спорная ситуация на юге России, в одном из субъектов РФ, в республике Дагестан.  28 августа 2010 года, между РФ и Республикой Азербайджан было заключено соглашение № 1416-р «О делимитации границы и использовании ресурсов р. Самур» [3].

В 2011 году Россия передала Азербайджану сёла Храх-Уба (Палыдлы) и Урьян-Уба (Урьяноба), ранее бывшие анклавами Российской Федерации на территории соседнего государства, с населением около 600 человек.

Данные села, до образования СССР, входили в состав Дагестанской области. В состав советского Дагестана села вошли в 1920 году (Храх-Уба) и в 1940 году (Урьян-Уба). Данное событие было закреплено постановлением № 1023 Совмина СССР от 28 мая 1954 года, действие которого в 1984 году продлили на 20 лет.

Срок постановление N 1023 истек в 2004 году и привел к территориальному спору. Сёла было решено передать Азербайджану, что было оформлено договором «О государственной границе» [4] Российской Федерации.

Данным договором определенно прохождение государственной границы между Россией и Азербайджаном на всем её протяжении от начальной точки на западе до Каспийского моря на востоке. За основу была принята существовавшая административно-территориальная граница между РСФСР и Азербайджанской ССР на момент распада СССР. В справке к закону отмечается, «начальная точка — это точка стыка государственных границ РФ, Азербайджана и Грузии, местоположение которой будет определено отдельным трехсторонним договором».

Стоит отметить, что эти события вызвали бурю негодования у местных жителей, которые были не согласны с изменением границы. По мнению  специалистов, такое изменение границы нанесло большой ущерб и урон жизни и хозяйству местных жителей.  В начале марта ещё до наступления карантинных мероприятий связанных с COVID – 19, глава республики Дагестан Владимир Васильев встретился с советником Президента РФ Русланом Эдельгериевым, по проблеме спорного вопроса бассейна реки Самур. Недостаток водных ресурсов неблагоприятно влияет на производительность сельского хозяйства южных районов республики. Необходимо вернуться к пересмотру прежних договоренностей. Не принятые вовремя принципиальные меры по защите прав и интересов граждан Российской Федерации приводят к негативным последствиям, что может привести к обострению ситуации на южной границе, вплоть до межнациональных конфликтов.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ): http://www.consultant.ru.
2. Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии (Вместе с «Согласованной протокольной записью к Договору об окончательном..», «Письмом министрам иностранных дел четырех держав от имени Правительств ГДР и ФРГ») (Подписан в г. Москве 12.09.1990) из информационного банка «Международное право»: http://www.consultant.ru.
3. https://ndelo.ru.
4. http://docs.cntd.ru.