Статья:

ГТО как основа физического воспитания студентов

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(31)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Галимова Л.Н., Культелеева Ж.А. ГТО как основа физического воспитания студентов // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 10(31). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/30/34967 (дата обращения: 31.03.2020).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ГТО как основа физического воспитания студентов

Галимова Лианара Наилевна
студент, Оренбургский государственный медицинский университет, РФ, г. Оренбург
Культелеева Жанара Агнаевна
ассистент, Оренбургский государственный медицинский университет, РФ, г. Оренбург

 

В последние годы все ярче проявляется тенденция к ухудшению здоровья, физического развития и физической подготовки среди студентов различных высших учреждений; растет число студентов, состоящих в специальной группе или освобожденных от занятий физической культурой.

И не удивительно, что сегодня, спустя два десятилетия от распада СССР, достигнутые в то время наработки по физическому развитию и воспитанию молодежи, снова становятся актуальными. Внедрение спортивной пропаганды нужно снова возрождать среди населения, в частности молодежи. Правда, с некоторыми коррективами на современность.

Конечно, сегодняшняя ситуация в мире несколько отличается от той, которая была при СССР, но развитие здоровой физически и морально нации никогда не будет лишним для любой, даже самой технологически продвинутой страны. Поэтому частичный возврат к нормам ГТО на уроках физкультуры достаточно эффективный прием подготовить молодёжь для жизни в непростых условиях современного мира, научить мыслить нестандартно, принимать различные решения в условиях, когда найти правильный путь оказывается весьма проблематично. Ведь эффективность этой системы подготовки уже была проверена ранее на поколении наших родителей и показала весьма неплохой результат.

Оздоровление студентов проводится средствами физических воспитаний, как одними из самых доступных и основных методов оздоровления. ГТО была взята в качестве основы для построения учебной программы.

Еще в 1929 году во всех высших учебных заведениях нашей страны было введено физическое воспитание как один из основных пунктов обучения. Занятия физической культурой проводились по учебным программам и были обязательны для всех студентов. Для оценки были установлены нормативные показатели. Для оценки эффективности получаемых знаний в области физической культуры студентов наряду со знаниями теоретического раздела, были введены испытания, которые выявляли уровень подготовки каждого студента. В 1931 году был введен комплекс ГТО, который просуществовал до 1990 года по 1990(1)г. и включал в себя 21 норматив, в соответствии с которыми оценивалась физическая подготовленность студентов.

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — это полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации.

Возродили Комплекс ГТО в 2014 году по приказу Президента РФ Владимира Путина, с целью дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения. Несмотря на то, что преследовалась  немного иная цель, нежели в советские времена, было решено сохранить название комплекса как дань уважения традициям минувших поколений.

Современный комплекс ГТО состоит из одиннадцати  ступеней в соответствии с возрастными группами, включающих население в возрасте  от 6 до 70 лет и старше. В новом комплексе ГТО предусмотрены как обязательные задания, так и  испытания по выбору. Так же есть возможность проявить себя в национальных видах спорта

Одно из преимуществ современного комплекса, это его интерактивная форма и применение поощрительных наград, а так же распространенность по всей территории России. Однако комплекс ГТО имеет и свои недостатки, среди которых проявляется слабая материально-техническая база, нехватка соответствующих кадров и сама система поощрений. К тому же, немалый процент студентов имеет различные хронические заболевания и физические недостатки, в следствие чего есть необходимость расширить базу нормативов, ибо высокие требования могут лишь ухудшить ситуацию. Другим обстоятельством является то, что система не предусматривает участия лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды, которые так же являются студентами высших учебных заведений.

Вовлеченность данных групп учащихся в физкультурно-спортивное движение страны является наиболее точным индикатором уровня физической подготовки всей России на современном этапе ее социально-экономического развития.

Программа ГТО для лиц с отклонениями в состоянии здоровья должна соответствовать таковой для здоровых, но с учетом специфики заболевания и уровня двигательных ограничений.

Одно из необходимых условий это применение навыков, полученных при сдачи нормативов, а так же их использование  в дальнейшей профессиональной деятельности . Существенное замечание было замечено со стороны общественников: «Сами по себе знак отличия ГТО и присвоенный спортивный разряд несут определенную ценность, однако не предоставляют получателю каких-либо преимуществ. Представляется, что для достижения целей комплекса ГТО необходимо законодательно определить дифференцированные преференции для граждан, получивших знаки отличия ГТО и спортивные разряды».  Действительно, можно было бы применить довольно-таки различные бонусы  для отличившихся. К примеру, такие бонусы как надбавка к стипендии, различные льготы или же просто небольшие материальные выплаты. Еще одним важным условием является то, что данный комплекс популярен среди студентов и молодежи. И действительно радует, что спорт и ГТО привлекает и интересует молодежь все больше. Для того, чтобы данный комплекс продолжал завлекать все больше людей, необходимо пропагандировать и интересовать различными способами граждан, например проводить небольшие агитационные кампании, различные мастер-классы и мероприятия. Отдельным инструментом в повышении популяризации данного комплекса может стать включение в него новых спортивных движений, которые охватывают на данный момент широкий спектр молодежи. Для наглядности можно рассмотреть такое одно из самых популярных и динамично развивающихся направлений молодежных культур, как Street Workout (Стрит Воркаут). Воркаут – это выполнение различных гимнастических упражнений на турнике, брусьях и других снарядах, которые вы сможете найти во дворе. Самое распространенное упражнение – подтягивание. Существуют десятки вариантов его выполнения. Для популяризации street workout и других направлений в массы, стоит устанавливать в городе больше спортивных площадок со свободным посещением, где люди могли бы заниматься спортом в свободное от учебы и работы время. Тренировки на открытых площадках могли бы дать хороший пример подрастающему поколению, тем самым осуществляя принцип преемственности.  Ведь главная образовательная задача физического воспитания – это формирование физической культуры личности обучающегося, включая физические качества, двигательные навыки, техническую подготовку, мотивацию и ценностное отношение, знания в области физической культуры, личный опыт, способность к самооценке и самосознанию.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что именно в настоящее время тема возрождения комплекса «ГТО» как никогда актуальна, поскольку содержит нормативную основу физического воспитания студенческой молодежи и является критерием определения уровня физической подготовленности. Однако мало просто возродить комплекс «ГТО», следует его улучшать и развивать, так, чтобы со временем все больше и больше людей поддерживали когда-то забытые традиции ГТО. Современная модель, установленная приказом президента Российской Федерации в 2014 году, все еще недостаточно развита и продумана. Надеемся, что данная идея единой подготовки студентов и остальных слоев населения не потеряет своей популярности и будет улучшать их физическую культуру личности, формировать духовно-нравственное и патриотическое воспитание.

 

Список литературы:
1. Дугнист П.Я., Романова Е.В. Мотивация молодежи к занятиям физической культурой и спортом // Мат-лы VI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием «Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма» (Нижневартовск, 17-18 марта 2016 г.). – Нижневартовск: Нижневартовский гос. ун-т, 2016. –  164 с.
2. История развития ГТО в России // Инфоурок [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/istoriya-razvitiya-gto-v-rossii-1481600.html (дата обращения: 20.04.18).
3. Курамшин Ю.Ф. Комплекс ГТО в системе физического воспитания студентов: история создания и развития / Ю.Ф. Курамшин, Р.М. Гадельшин // Теория и практика физической культуры. – 2014. – № 7. – 9 с.