Статья:

Налоговый контроль за исчислением и уплатой налогов с физических лиц

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(30)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Грищенко К.С., Выжитович А.М. Налоговый контроль за исчислением и уплатой налогов с физических лиц // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 9(30). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/30/35448 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Налоговый контроль за исчислением и уплатой налогов с физических лиц

Грищенко Константин Сергеевич
студент, Сибирский институт управления (филиал РАНХиГС), РФ, г. Новосибирск
Выжитович Александр Михайлович
канд. экон. наук, доц. Сибирский институт управления (филиал РАНХиГС), РФ, г. Новосибирск

 

В настоящих условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, а также составляющим финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Экономическая сущность налога на доходы физических лиц (НДФЛ) заключается в определении роли и места данного вида налога в налоговой системе страны.

Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики, в этом заключается его роль. «Важнейшим определяющим аспектом налога на доходы физических лиц является то, что объектом обложения по данному налогу служит именно доход, реально полученный налогоплательщиком» [6].

НДФЛ – достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются основные расходы, связанные с жизнеобеспечением населения. «Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно. Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика» [3].

НДФЛ – самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам. Преимущество этого налога заключается в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, в результате чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. Одновременно с этим именно подоходном налоге с физических лиц наглядно реализуются такие важнейшие принципы построения налоговой системы, как всеобщность и равномерность налоговых обязанностей.

В сегодняшних российских условиях налог на доходы физических лиц не стал доминирующим в налоговой системе страны. Несмотря на то что его отчисления увеличились в общей сумме всех доходов бюджета по сравнению с централизованной экономикой и по объему поступлений в бюджет и он занимает теперь третье место, уступая лишь налогам на добавленную стоимость и на прибыль, все же его доля в доходах консолидированного бюджета – около 10 процентов – явно недостаточна.

Термин «налоговый контроль» в широком смысле понимается ряд мероприятий, предпринимаемых государством для обеспечения финансовой безопасности. В узком смысле – меры борьбы с предпринимателями, которые уклоняются от уплаты налогов. Они позволяют не только обеспечивать законность в налоговом праве, но и контролируют хозяйственную деятельность предпринимателей на каждом ее этапе. Объекты контроля – ресурсы предприятий: как материальные, так и человеческие. Пристальное внимание уделяется денежному обороту: валютные операции, декларации, бухгалтерская отчетность формируют предмет контроля. В роли субъектов выступают налоговая инспекция, внебюджетные фонды и таможня.

Данные ведомства созданы для того, чтобы: обеспечивать экономическую безопасность страны путем создания внебюджетных денежных фондов; контролировать формирования доходов налогоплательщиков и разумного использования имеющихся средств; проверять, насколько хорошо частные предприниматели и юридические лица выполняют свои налоговые обязательства перед государством, в частности как они используют налоговые льготы; пресекать любые попытки нарушить закон.

По поводу форм проверок можно сказать, что для того чтобы предприниматели понимали, как следует правильно вести бухгалтерский и налоговый и что произойдет при допущении ошибки, им следует разобраться в сущности налогового контроля. «Согласно 82 статье НК РФ, данную проверку проводят сотрудники соответствующего ведомства, выражается она в следующих формах:

– проверка документации;

– получение объяснений налогоплательщиков;

– изучение данных налогового и бухгалтерского учета;

– осмотр помещений, используемых для получения прибыли» [4].

На основе данных учета федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. Сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено статьей 102 НК РФ.

«На 2018 год ожидается стабильно высокий уровень нагрузки по некоторым налогам, одним из которых является НДФЛ.

Основополагающим принципом любых реформ и мер по настройке налоговой системы, которые будут реализованы в 2018 году и плановом периоде 2019-2020 годов, является принцип фискальной нейтральности – то есть приоритетным для правительства Российской Федерации будет недопущение увеличения налоговой нагрузки на экономическую составляющую государства» [5].

В целом налоговая политика нашего государства на 2018-2020 годы имеет не самые худшие перспективы, несмотря на имеющиеся экономические проблемы, в том числе и международные санкции.

К тому же необходимо понимать, что прогнозы сбываются далеко не всегда и в один момент все может резко измениться. 

Существует связь налога на доходы физических лиц и льгот при уплате плательщиками госпошлины. «Госпошлина – платеж в бюджет, взимаемый с плательщика в случаях обращения в госорганы, в том числе и местного самоуправления, либо к должностным лицам, которые наделены полномочиями совершать действия юридически значимого характера в пользу обратившегося» [2]. Например, встречаются случаи, когда использование объекта недвижимости невозможно без прохождения процесса государственной регистрации и, соответственно, уплаты государственной пошлины.

То есть приобретаемое недвижимое имущество будет доведено до состояния, в котором оно пригодно для использования, только после государственной регистрации права (п. 1 ст. 257 НК РФ).

В таких ситуациях государственная пошлина будет увеличивать первоначальную стоимость объекта недвижимости.

«Одной из проблем является отсутствие в НК РФ уточнения о возможности применения при расчете имущественных вычетов и налоговой базы при реализации недвижимости сумм государственной пошлины в связи с оформлением на нее права собственности. 

Кроме того, имеются различные случаи неверного исчисления пошлин при ее уплате через органы местного самоуправления, что может привести к неверному оформлению документов для проведения сделок с недвижимостью» [1, с. 73].

Вносимые в курс экономической реформы уточнения и дополнения и разразившийся финансовый кризис, поставивший вопрос о пересмотре самой парадигмы реформ, неизбежно отражаются на необходимости корректировки отдельных элементов системы налогообложения.

Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но незнание законов не освобождает от ответственности за их несоблюдение.

По результатам исследования можно сделать вывод о том, что налог на доходы физических – неотъемлемая часть функционирования экономики любой страны. Он играет большую роль в формировании бюджета государства наряду с такими налогами, как НДС и акцизы. В настоящее время система налогообложения доходов граждан, как и налоговая система РФ в целом, нуждается в совершенствовании. Чтобы решить имеющиеся проблемы, необходимо ввести прогрессивную шкалу ставок, что поможет наиболее равномерно распределить налоговую нагрузку между слоями населения путем сокращения налоговых ставок на предметы первой необходимости. В то же время граждане, которые имеют наиболее высокий доход и являются покупателями предметов роскоши, как ожидается, будут платить налог по завышенной ставке. Это поможет устранить проблему двойного налогообложения, главной причиной которого является то, что в настоящее время действуют налоговые соглашения между Российской Федерацией и 44 странами, поэтому в отношениях с государствами, с которыми соглашений нет, может иметь место двойное налогообложение по отдельным видам налогов.

А также, по мнению автора, было бы полезным создание в налоговых органах автоматической системы оповещения, которая могла бы при каком-либо изменении налогового законодательства сообщать налогоплательщикам о данных изменениях, к примеру через электронную почту, что существенно упростило бы получение информации налогоплательщиками.

 

Список литературы:
1. Выжитович А.М. Актуальные вопросы уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий на территории органов местного самоуправления // Развитие территорий. – 2016. – № 2 (5). – С. 70-75.
2. Госпошлина // Первый юрист: юридический интернет-журнал [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://urist.one/obshhestvo/nalogi-i-sbory/chto-takoe-gosposhlina.html (дата обращения:12.04.2018).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1.: Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018), ст. 84 // Консультант Плюс [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 12.04.2018).
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1.: Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018), ст. 87 // Консультант Плюс [Электронный ресурс] –  Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 12.04.2018).
5. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов // Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=119695  (дата обращения: 12.04.2018).
6. Электронные сервисы // Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn54/about_fts/el_usl/ (дата обращения: 12.04.2018).