ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ МИГРАНТОВ В РФ В КОНТЕКСТЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(301)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(301)
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ МИГРАНТОВ В РФ В КОНТЕКСТЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ
PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF LABOR RELATIONS OF MIGRANTS IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF CHANGES IN THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION
Dmitry Myasnikov
Master's student, State University of Management, Russia, Moscow
Alexander Miroshnik
PhD in Philosophy, Associate Professor, Moscow State University. M. V. Lomonosova, Russia, Moscow
Аннотация. Автор в статье исследует проблемы несоответствия механизмов. определяющих юридический статус иностранных работников в РФ. На практике складывается ситуация, когда правовой статус трудового мигранта остается неопределенным, что вызывает споры в науке. Это во многом актуализирует по мнению исследователя изучение трудового мигранта в качестве особого субъекта правового регулирования. Современное отечественное законодательство в вопросах регулирования правоотношений с мигрантами реализуется в соответствии с принципом, в соответствии с которым иностранцы правомочны пользоваться правами наравне с россиянами. Исследователи более детально изучают отдельные нормы административного права, регламентирующие совокупность трудовых отношений, касающихся иностранных граждан, тем самым определяя их специальную правосубъектность в системе трудовых отношений и указывает на наличие ограничений в правосубъектности. Это во многом обусловлено наличие пробелов в регулировании деятельности мигрантов в РФ, что требует пересмотра сущности иностранный работник» в РФ. Отрицательные значения подобных пробелов следует решить путем правотворчества.
Abstract. The author of the article examines the problems of inconsistency of mechanisms determining the legal status of foreign workers in the Russian Federation. In practice, a situation arises where the legal status of a labor migrant remains uncertain, which causes controversy in science. This largely actualizes, according to the researcher, the study of a labor migrant as a special subject of legal regulation. Modern domestic legislation in matters of regulating legal relations with migrants is implemented in accordance with the principle according to which foreign citizens enjoy rights equally with citizens of the Russian Federation. However, the expert pays special attention to administrative law, which regulates labor relations of foreign citizens, determining their special legal capacity in the system of labor relations and indicates the presence of restrictions in legal capacity. This is largely due to the presence of gaps in the regulation of migrants' activities in the Russian Federation, which requires a revision of the essence of a "foreign worker" in the Russian Federation. The negative implications of such gaps should be resolved through lawmaking.
Ключевые слова: иностранный работник, миграционный поток, трудовая миграция, трудовое законодательство, административные барьеры.
Keywords: foreign worker, migration flow, labor migration, labor legislation, administrative barriers.
Современная ситуация в мировом сообществе развивается в условиях массовой миграции миллионов людей в поисках работы. Интеграционные сдвиги в мире во многом побуждают миллионы людей мигрировать в поисках работы и новых мест для жизни. Для обеспечения стабильности на рынке труда необходимо внедрять правовые инструменты, регулирующие данные процессы. Большие потоки мигрантов существенно деформировали рынок труда России, который расширен за счет трудовых мигрантов из 100 стран мира. Сложным остается вопрос правового регулирования, поскольку в РФ длительный период законодатель более комплексно не исследовал данный вопрос. Законодатель в ТК РФ определил отдельные аспекты регулирования правоотношений в сфере занятости. Причем данная правовая проблема является системной, поскольку требует решения при помощи внедрения поправок к трудовое и административное право. Одной из ключевых проблем остается регулирование правового статуса иностранца, занятого в РФ трудовой деятельностью. На практике это позволяет рассматривать иностранных граждан в качестве субъекта правоотношений. Отдельные аспекты регулирования правоотношений между иностранцев в России за последние годы исследуются в контексте поправок в ТК РФ и иные нормативные акты РФ и СНГ. В работе для исследования проблемы был применен метод правового анализа и количественного анализа миграционных потоков в РФ. На основе анализа нормативной базы и статистики МВД РФ за последние годы были определены основные проблемы ситуации. Проблемы регулирования правоотношений мигрантов трудящихся в РФ во многом касаются вопросов ограничений правоспособности таких лиц[6, c.356]. Во многих странах мира сформирован особый государственный режим, определяющий перечень прав и обязанностей, закрепленных за иностранцами наравне с гражданами страны. Как показывает практика, этот вопрос предполагает наличие ограничений для иностранцев в отдельных отраслях экономики. Действительно, юридический статус иностранцев в сфере трудовых правоотношений различный. Это во многом обуславливает важность юридического регулирования положения иностранных трудящихся. Как показывает практика, административное право ограничивает правосубъектности иностранных граждан, что позволяет защитить отечественный рынок и рабочих. Эксперты отмечают, что конструктивное правовое регулирование правоотношений мигрантов в российском правовом поле вызывает споры. Именно правовые ограничения статуса иностранных граждан позволяет обеспечить финансовую стабильность на рынке труда. В исследовании правоведа Мирошника А.Н. отмечается, что на практике частыми являются противоречия, касающиеся вопросов регулирования трудовой деятельности мигрантов. Одним из спорных моментов в правоведении остается проблема единой трактовки категории «иностранный работник», что отражено в ФЗ от 25.07.2022 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан РФ. Так, законодатель в ст. 2 Закона №115 – ФЗ понятие «иностранный работник» трактуется в качестве гражданина иностранного государства, осуществляющего трудовую деятельность в РФ. Наряду с этим законодатель в ст.327.1 ТК РФ отмечает, что между работником -иностранцем и работодателем для возникновения отношений должен быть заключен договор на неопределенный срок в соответствии ст.59 ТК РФ – «срочный трудовой договор». Законодатель тем самым разводит понятия «иностранный работник» по закону №115- ФЗ и «работник». Это объясняется рядом факторов. Во-первых, в законодательстве отмечается, что иностранец может осуществлять деятельность при наличии гражданского договора. Также законодатель указывает на законное осуществление деятельности этим лицом, но в то же время временно проживающий в РФ иностранец неправомочен заниматься трудовой деятельностью. Это указывает на важность конкретизации данной категории «иностранный работник» и «временно пребывающий». Наряду с этим пробелом нерешенным остается вопрос квотирования иностранцев, работающих в РФ. По мнению правоведа Мирошник А.Н. до сих пор системно не определены основания для привлечения иностранцев. Эксперт отмечает, что для совершенствования системы квотирования иностранцев важно конкретизировать систему критериев квотирования. Причем данная система должна быть научно обосновано в соответствии с методикой расчета количественной иностранной рабочей силой. Этот вопрос также не проработан в российском законодательстве. Помимо этого, эксперты указывают на ряд проблем. Во-первых, в РФ нет единой правовой базы, которая адаптировала иностранцев к российскому правоприменению. Для этого важно разработать систему «вторичной социализации» для лиц, осуществляющих трудовую деятельность в рамках бессрочного трудового соглашения. Совокупность данных проблем показывают важность пересмотра инструментария их решения работодателем, органами опеки и попечительства, МВД РФ. Для этого важно повысить уровень языковой компетенции и правовой культуры. Для разрешения данной проблемы в РФ с 2011 года реализуется программа образовательных курсов для мигрантов по истории, русскому языку, культуре России. Эта мера реализуется в разных регионах страны. В данном контексте важно внедрить рекомендации, которые включают обязательства по обеспечению таких лиц. При наличии в ТК РФ компонентов, которые регулируют правоотношения недостаточным остается решенным остается вопрос внедрения административно-правовых механизмов. На мой взгляд, сегодня важно разработать меры институционального характера, а также разработать федеральный закон, регулирующий правоотношения в трудовой сфере. Правовое положение иностранцев существенно определяется статусом иностранного лица, вынужденного переселенца или иностранного военнослужащего или студента. Законодатель рассматривает вынужденного переселенца в качестве беженца, который получил убежище в РФ временно [4, c.161]. Как правило, данная категория лиц незащищены. Законодатель в этом случае в ст. 8 ФЗ «О беженцах» указывает право на труд по найму или предпринимательство наравне с гражданами РФ. Это положение позволяет утверждать, что эта категория лиц относится к общей категории иностранцев. Законодатель определил срок пребывания в РФ рамками действия свидетельства о получении убежища. Законодатель отмечает, что правовой статус мигранта изменчив. Как правило, если трудовой мигрант прибыл из стран с безвизовым режимом, то его деятельность может регламентироваться нормами Договора о ЕАЭС. Так, в ст. 97 данного соглашения указывается, что трудовая деятельность данной категории лиц определяется номами международного права и национального законодательства[3, c. 15-16] Также следует выделить ряд особенностей таких трудящихся в РФ: период временного пребывания трудящегося определяется действием самого соглашения; при этом следует отметить, если трудовой договор досрочно расторгается до истечения 90 суток с момента въезда в РФ, то иностранный трудящийся правомочен в течение 15 суток заключить новый трудовой договор или договор ГПХ, без обязанности выезда из страны в рассматриваемый период; трудящиеся освобождаются от обязательной регистрации в течение месяца 30 суток с даты въезда; если период пребывания в РФ не превышает 30 суток с даты въезда, трудящийся освобождается от обязательства применять миграционную карту.
Заключение Таким образом, правовое регулирование вопросов правового статуса иностранцев трудящихся в РФ существенно отличается. Законодатель указывает на наступление ответственности в случае нарушения законодательства государства, в результате чего может быть аннулирован патент на труд в соответствии со ст. ст. 32 ТК РФ. Безусловно, положения о трудовой правосубъектности иностранного работника не находит отражения в российском праве. Для иностранных работников установлены правила трудоустройства в соответствии с российским законодательством, однако, определенные правовые ограничения заниматься трудовой деятельностью определены международными соглашениями.