Статья:

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОТ ВОЗМОЖНОСТИ К НЕОБХОДИМОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(305)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Маковецкий Д.Ю., Гусев Д. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОТ ВОЗМОЖНОСТИ К НЕОБХОДИМОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 38(305). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/305/155580 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОТ ВОЗМОЖНОСТИ К НЕОБХОДИМОСТИ

Маковецкий Данил Юрьевич
студент, Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮУ), РФ, г. Москва
Гусев Д.А.
студент, Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮУ), РФ, г. Москва
Короткова Ольга Валерьевна
научный руководитель, доцент, Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮУ), РФ, г. Москва

 

Аннотация. В данной статье рассмотрено нормативно-правовое регулирование искусственного интеллекта предпринимательской деятельности в России, способы внедрения искусственного интеллекта в бизнес, а также правовые меры для борьбы с утечкой данных о деятельности субъектов предпринимательской деятельности. В статье также был рассмотрен экспериментальный правовой режим в целях создания и внедрения технологий искусственного интеллекта в городе Москве. Сделаны выводы о преимуществах внедрения искусственного интеллекта в сфере бизнеса.

 

Ключевые слова: искусственный интеллект, экспериментальный правовой режим, цифровые апробации, бизнес.

 

Искусственный интеллект преуспел во многих областях производства, коммерческих операциях и различных сферах жизнедеятельности людей. Роботы и компьютеры постепенно вытесняют человека на предприятиях, в сельском хозяйстве и других областях, где работа связана с большим объемом информации. Такие сферы, как банковское дело, бухгалтерский учет, юриспруденция, госуслуги, военное дело, реклама и страхование, также подвергаются влиянию искусственного интеллекта. Если говорить о самых важных областях, то можно выделить правоохранительную деятельность, которая отвечает за сохранение общественного порядка и безопасности, как граждан, так и государства в целом.

Понятие «искусственный интеллект» было введено на законодательном уровне Указом Президента РФ от 10 октября 2019 года № 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации"[1], в соответствии с которым «искусственный интеллект — это комплекс технологических решений, которые могут имитировать когнитивные функции человека и получать результаты, сопоставимые с результатами интеллектуальных процессов, выполняемых людьми.»  Важная особенность искусственного интеллекта заключается в том, что он может самообучаться и, к сожалению, не поддается контролю разработчика. Искусственный интеллект используется в разных сферах жизни, поэтому необходимо урегулировать вопросы, для обеспечения защиты прав потребителей, предотвращения злоупотреблений и обеспечения справедливости и прозрачности в бизнесе.

Законодательство Российской Федерации в области искусственного интеллекта основывается на Федеральном законе Российской Федерации «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных» от 24.04.2020 N 123-ФЗ[2], который устанавливает цели и задачи установления экспериментального правового режима.

Так, согласно данному закону целями установления экспериментального правового режима являются: повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов в ходе внедрения технологий искусственного интеллекта, а также формирование комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта, по результатам установления экспериментального правового режима. Задачами установления экспериментального правового режима являются: создание благоприятных правовых условий развития технологий искусственного интеллекта; апробация технологий искусственного интеллекта и результатов его применения в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и оценка эффективности и результативности установления специального регулирования по результатам установления экспериментального правового режима.

Также хотелось бы отметить некоторые условия, необходимые для создания и внедрения технологий искусственного интеллекта и последующего использования их результатов. Во-первых, необходимо определить задачи и целевые параметры бизнеса. Чтобы выбрать правильное техническое решение, нужно понять, какие задачи бизнеса необходимо решить. Также следует установить целевой параметр, который поможет выявить эффективность внедрения ИИ. Во-вторых, необходимо установить факторы, влияющие на целевой параметр. Это поможет выбрать подходящее техническое решение и корректировать его, исходя из реалий, например, сезонности. В-третьих, необходимо понимание, собирает ли бизнес достаточно данных. Если речь идёт о разработке модели ИИ с нуля, то нужно знать, хватает ли данных, чтобы обучить её. В-четвёртых, важно выбрать подходящий способ внедрения ИИ. Возможны три варианта: нанять разработчика в штат, использовать готовое решение или обратиться за разработкой модели ИИ в специализированную фирму. В-пятых, необходимо провести пилотные испытания. Готовое решение проходит тестирование в компании. Это позволяет понять, справляется ли программное обеспечение с задачами бизнеса, и оценить его качество перед тем, как внедрять в бизнес. В-шестых, нужна оценка эффективности проекта. На этапе тестирования может оказаться, что данных для работы модели ИИ недостаточно или они плохо подготовлены. Если это так или выяснились другие проблемы, то техническое решение можно скорректировать.  В-седьмых, запуск полноценного проекта. После достижения нужной точности модели ИИ переходят к её полноценному внедрению.  В-восьмых, Адаптация бизнеса к искусственному интеллекту. На этом этапе проводится обучение сотрудников. Предварительно их важно убедить в необходимости внедрения ИИ. Последнее условие- это дообучение и переобучение модели ИИ. Так как реалии постоянно меняются, со временем может потребоваться переобучение технического решения с использованием новых данных.

Ближайшие несколько лет, Президент России В.В. Путин постоянно утверждает перечень поручений, включающий в себя принятие Правительством Российской Федерации мер по созданию отдельного Федерального проекта «Искусственный интеллект». Планируется проведение пятилетнего эксперимента по внедрению технологий искусственного интеллекта в Москве в рамках Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Также стоит отметить, что Федеральным законом от 31.07.2020 № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»[3]  введено понятие экспериментальный правовой режим, который подразумевает под собой применение в отношении его участников в течение определенного периода времени специального регулирования в сфере цифровых инноваций. Законом закреплено, что специальное регулирование характеризуется отличием от общего регулирования и устанавливается в отношении определенного круга участников экспериментального правового режима на срок его действия и, если не предусмотрено иное, на определенной территории. В перечне целей экспериментального правового режима: формирование новых видов экономической деятельности, развитие конкуренции, расширение состава, качества или доступности товаров, работ и услуг. По мимо этого, предусмотрено, что экспериментальные правовые режимы могут устанавливаться по следующим направлениям разработки и апробации цифровых инноваций: медицинская деятельность, в том числе телемедицинские технологии и технологии сбора и обработки сведений о состоянии здоровья и диагнозах граждан, фармацевтическая деятельность; проектирование, производство и эксплуатация транспортных средств, в том числе высокоавтоматизированных транспортных средств и беспилотных воздушных судов, аттестация их операторов, предоставление транспортных и логистических услуг и организация транспортного обслуживания; электронное обучение и дистанционные образовательные технологии; финансовый рынок; продажа товаров, работ, услуг дистанционным способом; архитектурно-строительное проектирование, строительство, капитальный ремонт, реконструкция, снос объектов капитального строительства, эксплуатация зданий, сооружений; предоставление государственных и муниципальных услуг и осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; промышленность.

Как и было ранее сказано, экспериментальный правовой режим устанавливается на пять лет с 1 июля 2020 года (срок проведения эксперимента). Принятые в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы утрачивают силу по истечении срока проведения эксперимента, за исключением нормативных правовых актов, указанных в части 6 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Положения нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, устанавливающие условия экспериментального правового режима, не могут исключать, изменять или вступать в противоречие с положениями федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, относящихся в соответствии с Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации или совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 Результатом установления экспериментального правового режима не может быть ограничение конституционных прав и свобод граждан, введение для них дополнительных обязанностей, нарушение единства экономического пространства на территории Российской Федерации или иное умаление гарантий защиты прав граждан и юридических лиц, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как мы видим в РФ достаточно точно определены условия и сферы внедрения ИИ в рамках экспериментальных правовых режимов, но при этом остается открытым вопрос необходимости правовой защиты данного новшества. Одним из ключевых аспектов в правовом регулировании использования искусственного интеллекта в предпринимательской деятельности является защита персональных данных. Рост количества данных, которые собираются и обрабатываются при помощи ИИ, требует ужесточения законов о защите данных и обеспечения конфиденциальности информации.

Следующий важный аспект, который мы хотели бы раскрыть в рамках нашей научной статьи- это ужесточение законодательства о защите данных и обеспечении конфиденциальности информации.  Приведем несколько ключевых мер: Во-первых, это обновление существующих законов с учетом современных технологий и угроз. Это может включать принятие новых стандартов и требований для обработки персональных данных. Во-вторых, это увеличение штрафов и санкций. Повышение штрафов за нарушение законодательства о защите данных, чтобы создать более серьезные стимулы для соблюдения правил. В-третьих, ужесточение требований к согласию. Уточнение и усиление требований к получению согласия на обработку персональных данных, включая обеспечение прозрачности и доступности информации для пользователей. В-четвёртых, это обязательное уведомление о нарушениях. Введение обязательных требований по уведомлению регуляторов и пострадавших лиц в случае утечки данных в кратчайшие сроки. В-пятых, это усиление контроля и надзора. Расширение полномочий и ресурсов надзорных органов для более эффективного контроля соблюдения законодательства. В-шестых, обязательная оценка воздействия на защиту данных. Введение требований к проведению оценки воздействия на защиту данных для новых проектов и технологий, которые могут затрагивать персональные данные. В-седьмых, обучение и сертификация. Обязательное обучение сотрудников, работающих с персональными данными, а также сертификация компаний в области защиты данных. В-восьмых, требования к безопасности данных. Установление минимальных стандартов и требований к техническим и организационным мерам по защите данных. В-девятых, ужесточение трансграничной передачи данных, а именно введение строгих правил для передачи персональных данных за пределы страны, включая необходимость соблюдения аналогичных стандартов защиты. И последнее, это расширение прав субъектов данных.  Увеличение прав и возможностей пользователей в отношении управления своими данными, включая право на переносимость данных и право на забвение. Эти меры могут способствовать более надежной защите персональных данных в предпринимательской деятельности и повысить доверие пользователей к компаниям, обрабатывающим их данные. Кроме того, необходимо разработать правила использования ИИ в сфере маркетинга, чтобы предотвратить возможные случаи дискриминации потребителей на основе данных, собранных с использованием ИИ.  (Например, онлайн-магазины могут устанавливать разные цены в зависимости от региона или страны проживания покупателя. В регионах с более высокой покупательной способностью цены могут быть выше. Также некоторые компании могут анализировать, с какого устройства или браузера заходит пользователь, и предлагать разные цены. Например, пользователям, заходящим с более дорогих устройств, могут предлагаться более высокие цены. Поэтому важно установить механизмы контроля за решениями, принимаемыми ИИ, чтобы избежать непредвиденных последствий для бизнеса и общества.

Также, немало важно установить правовые меры, с целью предотвращения дискриминации потребителей в сфере маркетинга с использованием искусственного интеллекта (ИИ): Во-первых, прозрачность алгоритмов.  Законодательное требование к компаниям раскрывать информацию о том, как их алгоритмы принимают решения, чтобы обеспечить прозрачность в отношении обработки данных и избежать дискриминации. Во-вторых, оценка алгоритмов на предмет дискриминации. Обязательная проверка алгоритмов на наличие дискриминационных практик до их внедрения. Это может включать проведение независимых аудитов и тестов на справедливость. В-третьих, управление предвзятостью. Разработка и внедрение стандартов для минимизации предвзятости в алгоритмах ИИ, включая обязательное обучение разработчиков и специалистов по данным методам снижения предвзятости. В-четвертых, обязательная отчетность. Введение требований по регулярной отчетности о влиянии алгоритмов на различные группы потребителей, чтобы выявлять и устранять дискриминационные практики. В-пятых, право на объяснение. Предоставление потребителям права получать объяснения решений, принятых алгоритмами, которые могут повлиять на их опыт или доступ к услугам. В-шестых, расширение прав потребителей. Укрепление прав потребителей в отношении управления своими данными, включая возможность оспаривания решений, принятых на основе ИИ. В-седьмых, создание надзорных органов. Создание специализированных органов, ответственных за контроль и регулирование использования ИИ в маркетинге, с целью предотвращения дискриминации. В-восьмых, закрепление этических стандартов. Разработка и внедрение этических стандартов для использования ИИ в маркетинге, которые будут обязательны для соблюдения компаниями. В-восьмых, введение санкций за нарушение. Установление строгих санкций за использование дискриминационных алгоритмов, чтобы стимулировать компании к соблюдению правовых и этических норм. Все эти меры помогут создать более справедливую и этичную практику использования ИИ в маркетинге, снижая риск дискриминации потребителей

Итак, мы можем сделать определенные выводы в рамках научной статьи. Искусственный интеллект намного быстрее выполняет задачи, на которые человек обычно тратит много времени. ИИ используется в разных отраслях бизнеса, увеличивая эффективность его работы. Современные технологии позволяют предугадывать потребности потребителей, быстрее обслуживать клиентов, выявлять мошеннические действия, определять кредитоспособность заёмщиков в банках и многое другое. Количество компаний, работающих в сфере искусственного интеллекта, увеличивается примерно в 5 раз каждые 4 года. По состоянию на 2022 год, около 31,7 миллиарда долларов уже вложено в развитие машинного обучения. Как следует из результатов опроса, проведенного сервисом «ЮKassa», ИИ для бизнеса использует уже больше 70 % опрошенных представителей российских организаций. 36 % респондентов считают, что нейросети положительно влияют на результаты бизнеса. В целом внедрение ИИ в любой бизнес даёт следующие преимущества: экономия времени, денег и человеческих ресурсов; увеличение продаж; улучшение бизнес-аналитики; повышение производительности и эффективности труда; улучшение качества обслуживания клиентов; минимизация производственных и других рисков.

 

Список литературы:
1. Указ Президента РФ от 10 октября 2019 года № 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";
2. Федеральном законе Российской Федерации от 24.04.2020 N 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных»;
3. Федеральным законом от 31.07.2020 № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»;