Статья:

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(303)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Горностаева Д.С. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 36(303). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/303/154460 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Горностаева Дарья Сергеевна
студент, Ливенский филиал, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, РФ, г. Ливны
Псарева Ольга Викторовна
научный руководитель, Ливенский филиал, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, РФ, г. Ливны

 

Аннотация. Статья рассматривает особенности налогообложения юридических лиц в Российской Федерации, включая развитие законодательной базы, влияние налогового режима на предпринимательскую деятельность и меры по предотвращению налогового уклонения. Подробно анализируются нормы налогообложения взаимозависимых лиц, контролируемых иностранных компаний (КИК) и особенности налоговых режимов, применяемых к малому бизнесу.

 

Ключевые слова: налоги, юрлица, реформа, взаимозависимость, КИК, льготы.

 

Российская Федерация уже давно сталкивается со сложной задачей оптимизации своей налоговой базы для увеличения доходов юридических лиц при одновременном создании условий, благоприятствующих экономическому росту, за счет снижения налоговых обязательств. Существующая налоговая инфраструктура, отличающаяся своей сложностью и неэффективностью, не в состоянии адекватно удовлетворить важнейшие потребности страны. В ответ на это стратегия правительства предусматривает проведение комплексных законодательных реформ, направленных на устранение существующих недостатков и повышение эффективности налоговой системы [3].

Юридические лица в России испытывают значительное влияние налогового режима, который может либо стимулировать, либо ограничивать их деятельность путем внедрения или корректировки налоговых структур, изменения ставок или введения налоговых льгот. Крайне важно, чтобы налоговые льготы не привели к чрезмерному налоговому бремени, которое ограничивает предпринимательские возможности этих организаций.

Законодательный путь к совершенствованию налоговой системы начался в 1998 году с принятия первой части Налогового кодекса Российской Федерации, определяющей основополагающие принципы налогообложения, применимые к юридическим лицам. Вслед за этим в 2001 году была введена окончательная классификация налогов, взимаемых с юридических лиц, которая была отражена во втором разделе Налогового кодекса. В соответствии с этим законодательством как российские, так и международные организации классифицируются как юридические лица-налогоплательщики.

Если говорить подробнее о структурных нюансах, то юридические лица могут осуществлять свою деятельность через отдельные подразделения, такие как филиалы или представительства. Эти подразделения, которые могут представлять собой любую территориально обособленную единицу со стационарным рабочим местом, созданным более месяца назад, находятся под пристальным вниманием. Согласно пунктам статей 11 и 55 Налогового кодекса, информация, относящаяся к таким филиалам, должна быть зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц. Более того, Федеральная налоговая служба обладает полномочиями самостоятельно выделять рабочее место в качестве отдельного юридического лица, независимо от его описания в организационных документах юридического лица. Это подтверждается статьей 89 Налогового кодекса, которая предусматривает проведение налоговых проверок филиалов и представительств как независимых организаций, подлежащих надзору со стороны регулирующих органов [1].

С помощью этой законодательной базы российское правительство продолжает стремиться к созданию сбалансированной налоговой системы, которая поддерживает развитие бизнеса и обеспечивает получение достаточных доходов для государственных нужд.

В рамках российского налогообложения ключевую роль играет особая категория, известная как «взаимозависимые лица». Это определение относится к экономическим и правовым отношениям, которые связывают юридические или физические лица посредством взаимного влияния на условия или результаты их соответствующих сделок. Основным показателем этой взаимозависимости является два аспекта: наличие четко выраженного соглашения и совместное участие компаний в капитале.

Такая взаимозависимость дает определенные преимущества и недостатки. С положительной стороны, это способствует созданию более благоприятных условий для экономической деятельности за счет согласования интересов и ресурсов. Однако, с отрицательной стороны, это создает потенциал для уклонения от уплаты налогов, создавая существенный риск для финансовой целостности.

Для снижения таких рисков и обеспечения справедливого сбора налогов Налоговый кодекс Российской Федерации содержит положения, специально предназначенные для взаимозависимых лиц. Эти положения призваны обеспечить полный и точный сбор налогов и пресечь любые попытки скрыть или уменьшить налогооблагаемый доход путем совместных финансовых маневров [2].

Международные компании, в частности холдинги, занимают уникальную нишу в рамках этой нормативно-правовой базы. Эти организации, которые могут быть похожи на общества с ограниченной ответственностью (ООО) или акционерные общества (АО), действуют в соответствии с российским законодательством в качестве субъектов с двойным статусом юридического лица. Этот двойной статус возникает, когда иностранная организация решает изменить свое персональное законодательство в соответствии с заранее определенной юридической процедурой, что приводит к применению как российского, так и потенциально иностранного законодательства.

Одним из важнейших этапов признания международной компании в российской юрисдикции является подтверждение того, что не существует юридических препятствий, которые могли бы помешать ее регистрации. После регистрации такие компании должны раскрывать информацию о своих бенефициарных владельцах, хотя эта информация остается конфиденциальной и не подлежит публичному доступу.

Еще одним значимым субъектом в соответствии с российским налоговым законодательством является консолидированная группа налогоплательщиков (КГН), как указано в статье 25.1 Налогового кодекса. Эта группа формируется на основе договорного соглашения между входящими в нее юридическими лицами, в соответствии с которым назначается ответственная сторона, отвечающая за расчет и перечисление налогов на прибыль от имени группы. Это соглашение позволяет агрегировать все прибыли и убытки, что приводит к общему финансовому результату, исходя из которого начисляются и уплачиваются налоги.

Это подробное исследование российской системы налогового регулирования в отношении взаимозависимых лиц и специализированных организаций отражает сложность и динамичный характер налогового управления, направленного на поддержание прозрачности и справедливости в экономической экосистеме.

В рамках налогообложения контролируемых иностранных корпораций (КИК) регулирующие органы используют подход двойного регулирования для смягчения последствий отсрочки исполнения налоговых обязательств и пресечения стратегий уклонения от уплаты налогов. Суть законодательства о КИК заключается в том, чтобы препятствовать уклонению от уплаты налогов на прибыль, полученную от пассивной деятельности. Основным объектом налогообложения в соответствии с этим законодательством являются сегменты пассивного дохода, а именно дивиденды, роялти и процентные доходы КИК.

В Российской Федерации механизм расчета налогооблагаемой прибыли КИК предусматривает вычеты, эквивалентные дивидендам, выплаченным в течение финансового года. Примечательно, что Налоговый кодекс Российской Федерации (статья 25.15) признает промежуточные дивиденды, выплаченные в течение финансового года, для целей немедленного налогообложения. Различные режимы налогообложения, такие как Упрощенная система налогообложения (УСН), предлагают освобождение от уплаты налогов на прибыль, имущество и НДС, специально разработанные для повышения экономической эффективности без бюрократического бремени традиционных налоговых систем.

УСН, применяемый преимущественно в сельскохозяйственном секторе, служит заменой подоходному налогу, налогу на имущество организаций и НДС. И наоборот, патентная система налогообложения (PSN) применяется исключительно к индивидуальным предпринимателям, в то время как соглашения о разделе продукции (СРП) используются заинтересованными сторонами при разведке и добыче минеральных ресурсов. В ходе исторических преобразований российской налоговой системы был введен Единый налог на вмененный доход (ЕНВД), который был ориентирован на вмененный доход, рассчитываемый не с помощью традиционного бухгалтерского учета, а с помощью предписывающих критериев. Хотя когда-то эта система была необязательной, ее применение было постепенно прекращено, что привело к ее отмене в 2021 году [3].

Кардинальный сдвиг запланирован на 1 июля 2022 года, когда будет введена автоматизированная система налогообложения (АСН) в четырех российских юрисдикциях — Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане. Этот новый режим, в первую очередь предназначенный для микропредприятий и малого бизнеса, отличается тем, что устраняет необходимость в детальном учете и сокращает частоту проверок на местах. В рамках ASN налоговые расчеты и контроль за соблюдением требований значительно упрощены, при минимальном контроле, но при более высоких налоговых ставках. Ожидается, что в случае успеха эта пилотная схема будет распространена на всю страну после 31 декабря 2023 года, что ознаменует собой значительное изменение налогового законодательства для небольших хозяйствующих субъектов в России.

Цель данного документа – представить подробный обзор текущей и эволюционирующей налоговой политики, влияющей на КИК в России, подчеркивая как стратегические цели, стоящие за такой политикой, так и ее практическое значение для создания послушного, но экономически активного корпоративного сектора.

Так, налоговая система России стремится к балансу между стимулированием экономического роста и обеспечением прозрачности. Эволюция налогового законодательства, ориентированного на упрощение и адаптацию под нужды бизнеса, помогает создать благоприятную среду для юридических лиц и международных компаний, минимизируя возможности для налогового уклонения.

 

Список литературы: 
1. Апкаев, Д. М. Особенности налогообложения юридических лиц / Д. М. Апкаев, Д. А. Зыков // Аграрное и земельное право. – 2024. – № 6(234). – С. 92-95
2. Бедаш, Ю. А. Особенности налогообложения юридических лиц / Ю. А. Бедаш // Экономика и социум. – 2022. – № 1-1(92). – С. 340-345.
3. Шаповалов, В. М. Особенности законодательства о правовом режиме недвижимого имущества как объекта налогообложения юридических лиц / В. М. Шаповалов // Вопросы устойчивого развития общества. – 2022. – № 3. – С. 312-318.