ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ОНЛАЙН ТОРГОВЛИ В РОССИИ
Секция: Экономика
XLIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ОНЛАЙН ТОРГОВЛИ В РОССИИ
Быстрое распространение Интернета значительно оказало влияние на сферу торговли, положив начало новому направлению электронной торговли. В сложных условиях экономики электронная торговля в России – одна из самых процветающих отраслей. Сегодня множество продаж происходит через Интернет. Пользователи ежедневно ищут товары и услуги, предпочитая удобные ресурсы, а также экономию своего времени.
До 2020 года на развитие электронной торговли оказывало влияние увеличение количества активных пользователей, совершенствование их покупательского опыта и рост доверия к интернет-магазинам. А пандемия COVID-19 привела к резкому сокращению социальных контактов, массовому переходу людей на онлайн-обучение и удаленную работу. Режим принудительной самоизоляции и ограниченная мобильность людей по всему миру вызвали стремительный рост спроса на товары и услуги через Интернет.
Актуальность темы исследования, обусловлена тем, что современная электронная торговля – это отрасль, которая динамично развивается и быстро растет, а также мгновенно реагирует на последние тенденции, а пандемия же показала важность развития электронной торговли для сдерживания распространения инфекции.
Основные аспекты важности темы исследования были отражены в работах таких авторов как: И.Ю. Кельцев [1], Ц.З. Кензина [2], О.А. Примакова [3] и другие.
Торговля – это раздел экономики, в которой производятся операции по купле-продаже или обмену товаров. Торговлю можно представлять, как путь товаров от производителя к конечному потребителю.
Современную торговлю можно разделить на две основные категории – это офлайн и онлайн-торговля. Офлайн-торговля – это традиционная торговля, при которой товары продаются через розничные магазины. Еще одна не менее популярная и важная категория розничной торговли – это онлайн-продажи, то есть продажа товаров и услуг через Интернет. Каждая из представленных категорий торговли имеет свои особенности, которые можно комбинировать по ряду характеристик [2].
Электронная торговля – это бизнес, который так или иначе связан с распространением, рекламой, продвижением, продажей услуг или товаров через Интернет. Простыми словами, любая деятельность с коммерческим направлением в сети Интернет подпадает под определение онлайн-торговли [7].
Онлайн-тогровля, как и любой сегмент на рынке, имеет свои плюсы и минусы. Характерным для неё является то, что эта форма имеет значительные преимущества даже перед прогрессивными формами реальной (off-line) торговли. Правда, ей присущи также и недостатки. Преимущества и недостатки могли бы быть разделены между основными субъектами процесса купли-продажи таким способом (таблица 1):
Таблица 1.
Достоинства и недостатки онлайн-торговли [3]
Достоинства |
Недостатки |
---|---|
Для компаний |
Для компаний |
1. Расширение торговли, свободное движение товара, услуги без ограничений и барьеров |
1. Сложность реализации технических, технологических проектов, отсутствие кадров |
2. Непрерывность работы торгового объекта, максимальная интенсивность торгового обслуживания |
2. Несовместимость платежных систем |
3. Уменьшение издержек обращения, а также содержание инфраструктуры |
3. Брак правовых механизмов |
4. Встроенных средства рекламы, маркетинга, информации |
4 Возможность к несанкционированному доступу к товару и к денежным средствам, к конфиденциальной информации |
5. Ускорению расчетов |
- |
6. Отсутствие ограничений в коммерческом бизнесе |
- |
Для покупателя |
Для покупателя |
1. Доступность к товару: территориальная, демографическая, часов |
1. Неуверенность, скованность при осуществлении дорогих покупок |
2. Экономия времени и денег |
2. Перебои с доставкой товара |
3. Удобство и высокий уровень торгового обслуживания |
3. Сложность процесса возврата и обмена товара |
4. Доставка товара по конкретному адресу |
- |
5. Морально-психологическое преимущество при посещении сайта, ознакомления с товаром, его характеристиками |
- |
На основании проведенного анализа, можно сделать вывод – онлайн-торговля, в сравнении с традиционной торговлей, имеет свои неопровержимые преимущества. У обоих типов торговли есть своя аудитория. Поэтому одним из успешных способов ведения бизнеса может стать сочетание традиционных торговых магазинов и реализация продаж на онлайн-платформах, потому что ключевым принципом, на котором основана торговля, является общедоступность, то есть организация неограниченного доступа потребителя к использованию (покупке) товаров и услуг конкретной организации.
Электронная торговля соединяет в себе такие глобальные категории –онлайн-продажи, онлайн-банкинг, бронирование билетов и отелей, переводы платежных систем, онлайн-маркетинг и рекламу [7]. Исходя из этого она подразделяется на виды в зависимости от целевой аудитории, с которой работает та или иная компания [5]:
1. Схема B2C «Бизнес-Потребитель» – самая распространенная схема. Она предполагает торговлю в розницу через онлайн-магазины. Данная схема предназначена для области Интернет-торговли, ориентированной на работу предприятий с физическими лицами, являющимися потребителями товаров и услуг. Основные формы организации Интернет-площадок – мегамаркеты, сайты-агрегаторы и другие.
2. Схема B2B «Бизнес-Бизнес» – создана для упрощения торговых операций в корпоративном сегменте, увеличения их скорости и прозрачности. Основные формы организации Интернет-площадок – отраслевые Интернет-порталы и другие.
3. Схема C2C «Потребитель-Потребитель» подразумевает онлайн совершение торговых сделок между физическими лицами. Основные формы организации Интернет-площадок - электронные доски объявлений, электронные аукционы.
4. Схема G2C – «Правительство-Потребитель» – ориентирована на бизнес-отношения государства и граждан (оплата налоговой пошлины и др.). Основные формы организации Интернет-площадок – Интернет-порталы государственных слуг и другие.
5. Схема G2B – «Правительство-Бизнес» – предназначена для формирования отношений между корпоративным сектором и государством. Интернет-порталы для взаимодействия с юридическими лицами.
В настоящее время наблюдается устойчивый рост онлайн-торговли. Частично это имеет связь с таким активным сезоном для сегмента, как осень, когда наступает учебный год, везде идут распродажи Black Friday, и люди готовятся к наступающим новогодним каникулам. С другой стороны, такое воздействие оказал новый постковидный рынок, на изменение стандартов потребления: процесс онлайн-покупок стал еще выгоднее, удобнее, быстрее и экономнее [8].
Проанализировав исследования компании RetailCRM были выявлены товары, который в наибольшей степени пользовались популярностью в интернет-магазинах за 2020 год (Рисунок 1).
Рисунок 1. Распределение покупок в российских Интернет-магазинах в 2020 г. по товарным категориям [6]
Судя по рисунку 1 видно такое распределение покупок в крупнейших российских интернет-магазинах: на первом месте электроника и техника, на втором месте одежда и на третьем месте товары для дома.
Рассмотрев оценки компании RetailCRM можно сделать вывод, что на 20% увеличился объем продаж российских интернет-магазинов из-за пандемии. По оценкам аналитиков, в первой половине 2020 года доля российского рынка электронной торговли возросла с 6% до целых 10,9% [8].
Проанализировав покупки и работу интернет-магазинов за 2020 год можно сделать прогноз по российской динамике роста рынка e-commerce (Рисунок 2).
Рисунок 2. Прогноз по российской динамике роста рынка e-commerce [8]
Исходя из рисунка 2, можно понять, что пандемия в России поспособствовала резкому росту в развитии рынка электронной торговли. Ранее прогнозировалось, что к 2024 году сегмент возрастет до 5,6 трлн, но сейчас эксперты уверены в его росте до 7,2 трлн [8].
Наш рынок Интернет-торговли стремительно развивается, а также соответствует всем общемировым трендам. Тенденция последних лет такова, что от перенасыщенного сегмента рынка ЦФО Интернет-торговля идет (начинает активно развиваться) в регионы [4].
Локдаун 2020 года дал толчок к быстрому развитию и без того постоянно растущего рынка электронной торговли. Электронная торговля устойчиво процветает и в недалеком будущем опередит офлайн-продажи. Все участники рынка энергично соперничают за покупателей, из года в год улучшая условия комфорта потребителей, это повышает потребности и ожидания покупателей. Поиск подходящего решения, способного удовлетворить клиента, порождает новые тенденции.
Таким образом, чтобы выйти на новый уровень нужно усовершенствовать развитие Интернет-торговли в России:
1. Необходимо модифицировать сайты Интернет-магазинов таким образом, чтобы посетители могли легко сравнить цены. Еще одним шагом на пути к успеху отрасли является подготовка специалистов по работе со вспомогательными направлениями Интернет-торговли, поскольку в настоящее время большинство пользователей обращают внимание, прежде всего, на результаты поисковых систем, что еще раз доказывает актуальность обучения кадров для работы с поисковыми системами.
3. Поиск квалифицированных специалистов. Практика показывает, что на данный момент очень трудно найти грамотных специалистов по Интернет-торговле, так как данный сегмент еще пока относительно новый, а специалисты по маркетингу, управлению торговлей, программисты часто не хотят вникать в суть нового сегмента и пытаются работать на Интернет-рынке, основываясь на опыте работы на реальных рынках.
4. Совершенствование нормативной базы, непосредственно, регулирующей российский сектор Интернет-торговли, в том числе:
1) в сфере защиты прав потребителей;
2) в сфере соблюдения требуемых стандартов качества и безопасности товаров, приобретаемых через Интернет-магазины;
3) в сфере пресечения мошеннических действий и обмана покупателей.
5. Активно использовать социальные сети.
Рост продаж через социальные сети – ключевая причина нынешнего роста рынка электронной торговли в России.