КРАТКИЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОБЗОР РЫНКА СУДОСТРОЕНИЯ
Конференция: CCXXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
CCXXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
КРАТКИЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОБЗОР РЫНКА СУДОСТРОЕНИЯ
Рынок судостроения является важным сектором промышленности и торговли. Производство и экспорт судов оказывает существенное влияние на внешнюю торговлю, промышленное производство и занятость. Судостроение способствует созданию высокооплачиваемых рабочих мест, развитию технологий, снижению зависимости от импорта судов и поддержанию национальной безопасности в морском пространстве.
Количество и специализация заказов (судов) в судостроении отражают мировые геополитические тренды. В современном мире борьба за экологию – одна из самых популярных повесток. На рынок судостроения это повлияло в том числе, в виде перехода на использование более экологических, чистых источников энергии, а также в решении проблем энергетической безопасности.
Все это в совокупности способствовало увеличению количества и росту стоимости газовозов в портфеле заказов верфей. Анализируя статистические данные по числу заказов на строительство флотов период 2020-2022 гг. было выявлено, что в 2022 г. резко сократилось количество заказов на танкеры (-64%) и контейнеровозы (-40%); единственный тип заказов, количество которых выросло в 2022 г., это – СПГ-танкеры (прирост составил 78%).
Также стоит отметить и изменения стоимости заказав на строительство флота. Выявлено, что несмотря на общее снижение числа заказов, их стоимость выросла на 6%, в основном благодаря контрактам на строительство СПГ-танкеров и судов на альтернативных видах топлива. По данным Clarksons Research Services, суммарная стоимость заказов 2022 года составила 124,3 млрд долларов США, из которых 31% приходился на СПГ-танкеры [1]. Страны с наибольшим числом заказов (количество судов): Китай, Южная Корея и Япония.
В 2022 году российские верфи снизили число сданных кораблей и судов в среднем на 20%, однако суммарный тоннаж вырос более чем на половину. 53,2% сданного тоннажа приходится на танкерный флот, в первую очередь благодаря крупнотоннажным судам, сданным ССК «Звезда». Стоит отметить тот факт, что дальнейшее сотрудничество находится под вопросом вследствие существующих сложностей взаимодействия верфи с зарубежными, прежде всего южнокорейскими, партнёрами [2].
В категории более 50 тонн объем сданного флота сократился на 18 ед., до 70. Также построено 35 малых судов и катеров тоннажем менее 50 тонн, что в 2,6 раза меньше уровня 2021 г. (91 ед.). В гражданском судостроении сдано 55 судов, что на 6 ед. меньше, чем в 2021 г. В военном и специальном судостроении сдано почти в два раза меньше кораблей и подводных лодок, чем в 2021 г. - 15 ед. [2].
На рисунках 1 и 2 представлена динамика натурального и стоимостного экспорта из России за последние 4 года.
Рисунок 1. Динамика натурального экспорта судов из России [2]
К 2022 году экспорт судов в натуральном выражении сократился на 20,7%, или на 4,7 тыс. шт., такое снижение обусловлено падением экспорта в Казахстан мелкогабаритных, прогулочных и спортивных судов.
Рисунок 2. Статистика стоимостного экспорта судов из России [2]
В 2021 году замечен резкий скачок стоимостного экспортного оборота судов из России, это произошло вследствие увеличения средних цен на экспорт судов. В 2022 году сохранилась положительная динамика и стоимостной показатель экспорта из России вырос на 31,8% или 411,1 млн. долл. относительно предыдущего года. В период с 2019 по 2022 год, наблюдался стабильный рост показателя экспортных поставок из России. Стоит отметь, что наибольший вклад в этот период внёс рост поставок в Казахстан, Германию и Эстонию.
Важно заключить, что дальнейшее укрепление российского рынка судостроения не только поспособствует разнообразию экономических возможностей, но и устойчивому развитию страны в целом. Наряду с инвестициями в модернизацию и инновации, развитие данной отрасли может стать важным стимулом для роста российской экономики в будущем.