Статья:

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

Конференция: XLIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Комарницкая А.Н. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(44). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/11(44).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

Комарницкая Анастасия Николаевна
студент, Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М. Кирова, РФ, г. Санкт-Петербург
Захаренкова Ирина Анатольевна
научный руководитель, доцент, Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М. Кирова, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Основным направлением реализации функций налогов в лесопромышленном комплексе (ЛПК) Российской Федерации является достижение целей социально-экономического развития отрасли и государства. В настоящее время налоги являются самым эффективным инструментом влияния государства на производство предприятий ЛПК, его динамику и структуру, на развитие науки, инноваций и техники.

Актуальность исследования особенностей налогообложения предприятий лесопромышленного комплекса России обусловлена тем, что от налогообложения зависит инвестиционная привлекательность данной сферы хозяйственной деятельности.

При этом степень налоговой нагрузки и возможность решения проблем налогообложения и оптимизации налогов на предприятиях лесопромышленного комплекса формируют тенденции и перспективы ее дальнейшего развития в структуре национальной экономики государства.

Налогообложение предприятий лесопромышленного комплекса России способно решать следующие задачи, как [4]:

  1. стимулировать инвестиционную активность организаций;
  2. создавать устойчивую финансовую основу;
  3. регулировать экономическое развитие отрасли;
  4. устранение проблем в сферах общественной жизни в соотношении с функциями государства.

В структуре налогов, уплачиваемых предприятиями ЛПК ведущее место занимает налог на прибыль, что обусловлено экспортной направленностью отрасли и особенностями российской налоговой системы, позволяющей экспортерам возвращать НДС, уплаченный при производстве экспортируемых видов продукции [1].

При этом на структуру и характеристику налогообложения предприятий лесопромышленного комплекса России влияют следующие особенности нормативно-правовой базы налогообложения отрасли:

- сезонность производственных работ (из-за этого организации, функционирующие в данной отрасли, имеют законное право на получение налоговых каникул в период календарного года, когда не ведутся производственные работы);

- осуществление платежей за пользование лесным фондом;

- лесные подати, которыми являются налоговые платежи за пользование лесным фондом для физических и юридических лиц в краткосрочном периоде;

- при осуществлении платежей за пользование лесным фондом в налоговом и бухгалтерском учете данный вид расходов указывается в статье «прочие затраты» (их размер влияет на расчет налогообложения прибыли, поэтому указание платежей за пользование лесным фондом снижает степень налоговой нагрузки на предприятия ЛПК).

По нашему мнению, актуальной проблемой реализации основных функций налогообложения в лесопромышленном комплексе экономики РФ является неустойчивость системы налогового администрирования, характеристика основных трудностей которой приводят к невыполнению доходной части федерального бюджета государства.

Неустойчивость системы налогового администрирования лесопромышленной отрасли государства отражается в наличии следующих актуальных проблем [2]:

- дефицит налоговых специалистов в органах налогового администрирования и регулирования;

- изменения налогового законодательства, из-за чего происходят налоговые нарушения налогоплательщиков;

- отсутствие защиты интересов налогоплательщиков в органах судебной власти;

- высокий уровень коррупции в органах налогового регулирования.

Еще одной проблемой налогообложения в ЛПК России является сложности налогового законодательства и высокий уровень налоговой нагрузки (см. рисунок 1), который с каждым годом увеличивается (так, с 2017 по 2020 гг. фискальное бремя на предприятия отрасли выросло с 6,8% до 8%) [3].

 

Рисунок 1. Динамика уровня налоговой нагрузки предприятий лесопромышленного комплекса РФ за период 2017-2020 гг., в % [3]

 

Увеличение налогового бремени делает не только не привлекательной отрасль лесопромышленного производства, но и приводит к уходу многих мелких компаний ЛПК в «теневой секторе» экономики.

Из-за этого, федеральный бюджет РФ недополучает налоговые доходы от деятельности предприятий лесопромышленного комплекса, а их производственные работы невозможно регулировать с точки зрения соблюдения налогового и экологического законодательства.

По нашему мнению, перспективы развития данной отрасли, в большей степени, зависят от решения таких актуальных проблем, как высокий уровень налогового нагрузки и неустойчивость системы налогового администрирования (куда относятся дефицит налоговых специалистов; частые изменения налогового законодательства; отсутствие защиты интересов налогоплательщиков и высокий уровень коррупции в органах налогового регулирования).

 

Список литературы:
1. Есенжулова Л.С., Стародубцева О.В. Особенности налогообложения лесопромышленного комплекса Красноярского края. URL: http://www.rusnauka.com/8._NPE_2007/Economics/18354.doc.htm (дата обращения: 01.10.2021).
2. Кузнецов Л.Д. Налоговое администрирование как элемент налоговой системы России // Вестник Московского университета МВД России. 2020. №1.
3. Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55729/c5bf610f4f4a5a6d1e04bf6a41ff3c849e831c2e/ (дата обращения: 16.10.2021).
4. Николаенко М.В. Налоги – экономическая основа государства // Вестник Омского университета. Серия: право. 2020. Т. 17. № 2. С. 38-47.