Статья:

Академическая мобильность как инструмент мотивации и качества обучения

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Голубятникова А.М. Академическая мобильность как инструмент мотивации и качества обучения // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(41).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 180 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Академическая мобильность как инструмент мотивации и качества обучения

Голубятникова Анна Михайловна
студент, Тихоокеанский государственный университет, РФ, г. Хабаровск
Хальзова Наталья Александровна
научный руководитель, канд. экон. наук, доц., Тихоокеанский государственный университет, РФ, г. Хабаровск

 

Внутрироссийская и международная академическая мобильность студентов и преподавателей является важнейшей деятельностью современных университетов, способствующей обновлению и модернизации отечественного образования, повышению качества обучения, созданию инновационной среды для профессионального роста студентов, аспирантов и преподавателей.

Главной целью академической мобильности является предоставление возможности студентам, ученым и преподавателям получить качественную подготовку образовательного, научного и педагогического характера в крупнейших университетах Европы, мира, нашей страны. Академическая мобильность гарантирует доступ в большинство исследовательских центров, при которых сформированы ведущие научные школы. Академическая мобильность позволяет иностранным студентам почувствовать себя гражданином другой страны на период обучения.

Однозначного определения термина «академическая мобильность» не существует. Исходя из того, что термин понимается в мировом образовательном пространстве по-разному, то авторами далее академическая мобильность рассматривается в широком смысле. Под академической мобильностью мы понимаем эффективный способ развития образовательных возможностей на индивидуальном уровне. Таким образом, академическая мобильность выступает инструментом мотивации и повышения качества обучения. В контексте проводимого исследования целесообразно рассмотреть как положительные, так и отрицательные аспекты образования студентов за рубежом. Обозначим плюсы образования за рубежом:

1.  Престиж диплома (приложения) европейского университета. Если выпускник настроен на международную карьеру, то одним из главных его преимуществ на рынке труда является, европейской диплом полученный по результату академической мобильности в процессе обучения.

2.  Языковая подготовка. Обучение за границей – постоянное общение, чтение, выполнение заданий на иностранном языке. Это позволяет совершенствовать и оттачивать знания языка.

3.  Опыт проведения научно-исследовательской проектной деятельности. Фактически все зарубежные вузы имеют превосходное техническое оснащение, сверхсовременные исследовательские центры.

4.  Практическая стажировка. Образование за границей больше ориентировано на практическую деятельность, то есть студент сможет пройти стажировку в зарубежной компании, с дальнейшей возможностью трудоустройства. Так же западные университеты помогают студентам начать карьеру, то есть предоставляют возможность найти работу еще до получения диплома (благодаря сообществам бывших выпускников, ярмаркам вакансий и предприятиям-партнерам).

5.  Опыт международного общения. Обучаясь в зарубежном вузе студент будет частью многонационального студенческого объединения, а это позволит ему общаться с представителями различных культур, что в свою очередь положительно скажется на построении международной карьеры.

6.  Возможность выбора дисциплин. В отличие от студентов российских вузов, все зарубежные университеты предоставляют свободу выбора некоторых дисциплин для обучения. Так же существуют и обязательные дисциплины, которые необходимы для профессиональной подготовке специалиста.

Минусы образования за рубежом:

1.  Финансовый вопрос. В зарубежных вузах цены на образование все-таки высоки для среднестатистического российского гражданина. Но в большинстве европейских государств образование, как для граждан этой страны, так и для иностранных студентов бесплатное.

2.  Языковой барьер. Для своевременной акклиматизации в образовательном пространстве необходим высокий уровень владения языком. Иначе студент может столкнуться с непониманием учебного процесса, что может стать причиной плохой успеваемости.

3.  Сложность в адаптации. Не все легко переносят выход из зоны комфорта. Для многих это может обернуться большим стрессом. Необходимо учитывать, что способность человека быть мобильным способствует успешной карьере и профессиональному росту в течении всей жизни личности.

4.  Невозможность начать международную карьеру. В Германии, Голландии, Канаде, Австралии выпускник университета имеет право остаться в стране для поиска работы. Но такую возможность предлагают не все страны. Иногда выпускники возвращаются в Россию, чтобы получить опыт работы, а затем уезжают работать за границу. Это опять же проявление у человека способностей к мобильности. Так же отметим, что карьера связана с овладением разнообразными навыками, которые способствуют развитию конкурентоспособных преимуществ у работника на рынке труда.

После того, как студент принял решение уехать учиться за границу необходимо определиться со страной и программой обучения. Одной из самых популярных программ студенческой мобильности является «Erasmus Mundus». «Программа призвана придать высшему образованию отчетливую европейскую направленность. Ее основная цель состоит в укреплении сотрудничества и международных связей в сфере высшего образования на основе поддержки высококачественных европейских программ». Данная программа реализуется по трём направлениям: Action 1 – совместные магистерские и докторские программы, предусматривающие стипендиальную поддержку; Action 2 – партнерства университетов; Action 3 – повышение привлекательности европейского высшего [3].

К другим популярным программам относятся: FIRST (Finland), VISBY (Sweden), Fellowship Program for Studies in the High North (Norway), DAAD (Germany), North to North, Quota program (Norway), Barents Plus, Exchange program Arkhangelsk-Tromsø (Norway), Programs of exchange in frameworks of bilateral agreements, International Summer Schools [4].

Автором-студентом статьи в 2016 году был выигран образовательный грант European Community Mobility Programme Erasmus Mundus Action 2 (Aurora II) Финляндия. Обучение проводилось в университете города Турку по специальности математика в течении одного семестра. Образовательные дисциплины криптография и статистический анализ данных – это результат личного выбора. В рамках университетского проекта автор статьи анализировал большой объем данных, предоставленный компанией, работающей на базе университета. Цель исследования – изучение мотивации студентов к разработке проектов. В процессе исследовательской деятельности проведен анализ следующих данных: сколько студентов выполняет определенное количество заданий; сколько человек взялись за работу над проектом; сколько справились; выявлены тенденции выполнения количественных показателей студентами-математиками; определён ряд факторов влияющих на работу студентов-иностранцев, если они находились в равных условиях; измерены результирующие показатели при замене преподавателя руководящего проектной деятельностью. Исследование проводилось в рамках научно-проектной деятельности университета.

Таким образом, рассмотренные теоретические аспекты международной академической мобильности, полученный практический опыт обучения в Финляндии и проведенные там различные исследования по данному вопросу позволяют авторам сделать следующие выводы. В рамках реализации программ академической мобильности университетам предстоит оперативно: организовать обучение иностранным языкам по углубленной и профильной программам; адаптировать систему зачетных единиц (кредитов) применяемых в иностранных университетах в академическую отчетность студента; начать реализацию образовательных программ на базе университета-партнера в соответствии с договором об академической мобильности студентов и аспирантов; разработать рекомендации по методам и приёмам психологической адаптации в чужой стране студента участвующего в академической мобильности; зачесть академическую мобильность и выдать европейское приложение к диплому выпускника российского университета.

Академическая мобильность обучающихся студентов и научно-педагогических сотрудников университетов укрепит и расширит международное сотрудничество, ускорит освоение инновационных технологий проведения научных исследований, позволит адаптировать научную среду российского образования в практическую деятельность предприятий различных отраслей экономики.

 

Список литературы:
1. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 № 2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы».
2. Программы Европейского союза. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.tempus-russia.ru/erasm.htm (Дата обращения 10.01.2016).
3. Международные проекты. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL:http://www.spbstu.ru/international-cooperation/international-activities/international-project/ (Дата обращения 10.01.2016).
4. Хальзова Н.А. Исследование рынка образовательных услуг как составная часть маркетинговой стратегии ВУЗа. Ученые заметки ТОГУ, т.6, № 1, 2015 – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2015/TGU_6_12.pdf (Дата обращения 10.01.2016).