Статья:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НАЛОГИ В РОССИИ КАК МЕРА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОХРАНЕНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(305)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Осипов Р.В. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НАЛОГИ В РОССИИ КАК МЕРА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОХРАНЕНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 38(305). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/305/155362 (дата обращения: 05.01.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НАЛОГИ В РОССИИ КАК МЕРА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОХРАНЕНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ

Осипов Рубен Васильевич
студент, кафедра экономики и управления, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Каспарьянц Надежда Михайловна
научный руководитель, канд. экон. наук, доц., Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

В России, как и во многих передовых странах взимается плата за загрязнение окружающей природной среды. Экологические налоги являются одним из инструментов экологической политики, используемой во всем мире. По данным Министерства природных ресурсов РФ в 1994—2004 гг. уровень промышленного загрязнения воздуха, воды и почвы ежегодно рос в среднем на 5 %. В 2005 г. экологические платежи составили: в электроэнергетике — 0,05 % от затрат предприятий на производство, в топливной промышленности — 0,04 %. Самая высокая доля затрат на экологические мероприятия в цветной металлургии и производстве целлюлозы — 0,1 % и 0,12 % соответственно [3]. Доля «экологических» затрат предприятий ЕС, США и Канады в десятки раз выше средних по России.

Экологический налог не предполагает повышения налоговой нагрузки на юридических лиц. Раньше компании платили деньги за вывоз мусора, захоронение отходов, сброс вредных веществ в воду, воздух, а также другие негативные воздействия на окружающую среду. Вносить платежи за загрязнение окружающей среды и экологический налог по отдельности не нужно. Правительство РФ переработало функцию налогообложения, заменив несколько платежей единым налогом. Экологический налог был введён Министерством финансов 1 января 2020 года для организаций и ИП [1]. Это позволило лучше контролировать платежи, вести более строгий учет и сохранять прежний уровень налоговой нагрузки на бизнес. Налогоплательщиками по новому закону являются физические и юридические лица, в результате действий которых возникают отходы. Производители обязаны обеспечить утилизацию отходов от использования товаров в соответствии с нормами утилизации. Установленными Правительством РФ. Объектами налогообложения считаются:

  • негативные воздействия из-за выброса вредных веществ из стационарного источника;
  • негативные воздействия из-за сброса в воду вредных веществ;
  • создание, хранение, накопление и захоронение вредных веществ.

Налогоплательщик самостоятельно рассчитывает налоговую базу. Она определяется как масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления. В соответствии с данными экологического производственного контроля определяются необходимые показатели, по которым рассчитывается сумма налогов. Расчет ставки производится исходя из 1 тонны загрязняющих веществ. При минимизации негативного воздействия на окружающую среду налогоплательщик может рассчитывать на компенсацию и возврат до 70% от суммы налога. Единой формулы расчета, которая подойдет каждой компании, не существует. Бизнес в зависимости от своей деятельности может рассчитывать на разные ставки в зависимости от влияния на окружающую среду. Также экологический сбор может быть увеличен, если компания существенно превышает нормативы, установленные государством. Поэтому в каждом отдельном случае расчет размера налога производится индивидуально, так как на него одновременно влияет множество факторов. Срок выплаты налогового сбора за год пролонгирован с 31 декабря до 15 апреля. Кроме того, организации обязаны предоставлять Роспотребнадзору ежегодно следующие отчёты: расчет суммы экологического сбора, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и декларация о количестве выпущенных в обращение на территории России товаров и упаковок. Сроки сдачи отчетов варьируется в пределах апреля года, который следует за отчетным. Процесс отправки отчётов в Роспотребнадзор в настоящее время упростился, можно подать их онлайн через портал «Госуслуги». Если не платить сборы, не отправлять отчеты, наказание от Роспотребнадзора не заставит себя долго ждать. Но в начале организация попробует решить вопрос мирно и отправит письмо, где обозначит крайние сроки – 15 дней. В случае, если Роспотребнадзор не получит ответ, организация обратится в суд, и с компании (или физического лица) взыщут штрафы. Должностное лицо заплатит всего от 5 до 7 тысяч руб. Индивидуальный предприниматель – не меньше 250 000 руб,  а компания – от полумиллиона.

Экологическая обстановка в мире во многом зависит от деятельности человека. Работа заводов, фабрик и частных предприятий зачастую наносит ущерб природе вредными выбросами в атмосферу и в водные ресурсы. Для предотвращения этого вредного воздействия необходим ряд мер, в том числе налоговых, для достижения целей природоохранной политики. Данные меры предусматривают формирование гражданской ответственности за сохранение благоприятной экологической ситуации в стране и в мире.

 

Список литературы:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 года №1060 «О порядке взимания экологического сбора». Доступно по ссылке: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/71348763/ (дата обращения: 01.01.2023).
2. Богданов, И.П., Петрова, М.А. «Гражданская ответственность за экологические правонарушения: проблемы и пути решения / И.П. Богданов, М.А. Петрова. Вестник экологического права. 2021 г., Т.15 №1. С. 12-20.
3. Ковалёв, А.В. «Экологические налоги, как инструмент государственной экологической политики / А.В. Ковалёв. Экономика и управление: проблемы, решения. 2020г., №2. С 45-50.