Статья:

НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА: ПРОБЛЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(306)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Еремина А.А. НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА: ПРОБЛЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 39(306). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/306/155991 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА: ПРОБЛЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ

Еремина Альбина Андреевна
студент, Ливенский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, РФ, г. Ливны
Псарева Ольга Викторовна
научный руководитель, Ливенский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, РФ, г. Ливны

 

Аннотация. Стратегические основы правильного исчисления налоговой нагрузки обосновывают необходимость соблюдения эффективности фискальной политики государства. При присутствии различных налоговых режимов и объектов обложения имущественной или предпринимательской деятельности весьма важным выступает анализ проблем исчислений налоговой нагрузки.

 

Ключевые слова: налоговая нагрузка, проблемы исчисления налоговой нагрузки.

 

Налоговая нагрузка является важнейшим элементом экономической политики любого государства, поскольку она напрямую влияет на эффективность функционирования предприятий, а также на общую экономическую стабильность. В то время как налоговые поступления обеспечивают финансирование государственных нужд, чрезмерная налоговая нагрузка может негативно сказаться на развитии бизнеса и инвестиционной привлекательности страны. В связи с этим правильное исчисление налоговой нагрузки становится одной из ключевых задач в области налогообложения [1].

Наша страна при формировании бюджетных доходов и их использовании вобрала все отрицательные стороны от двух моделей экономических систем, существующих в развитых странах. Россия же взяла от социальной модели высокие налоги, от либеральной - низкие социальные расходы, а вся эта разница уходит на профицит бюджета. Эти излишки поступают на финансирование внебюджетных фондов-«стабилизаторов», а также на создание резервов Центрального банка РФ [2]. Один из основных аспектов, с которым сталкиваются как налогоплательщики, так и государственные органы, — это сложность определения правильного уровня налоговой нагрузки. В процессе расчёта налоговой нагрузки важным фактором является учёт различных видов налогов, как прямых, так и косвенных, а также способов их распределения. Прямые налоги, такие как налог на прибыль, налог на имущество или подоходный налог с физических лиц, взимаются непосредственно с источников дохода, в то время как косвенные налоги, например НДС, акцизы и таможенные сборы, увеличивают стоимость товаров и услуг, что также сказывается на экономике [3].

Налоговая нагрузка в Российской Федерации распределена очень неравномерно по отраслям деятельности. При всех достигнутых высотах в налоговом администрировании существующая налоговая система страны не обеспечивает условия для развития инновационного бизнеса и увеличения уровня собственного производства, не связанного с эксплуатацией природных ресурсов. Одной из проблем, связанных с расчётом налоговой нагрузки, является неоднозначность подходов к её оценке. В разных странах используются различные методы расчёта и понятия налоговой нагрузки, что затрудняет сопоставимость и анализ данных. В одних странах налоговая нагрузка определяется как отношение совокупных налоговых поступлений к валовому внутреннему продукту (ВВП), в других — как отношение налоговых обязательств конкретного субъекта к его доходам или прибыли. Такое разнообразие подходов может приводить к разночтениям в расчётах и искажению реальной картины. Более того, различия в налоговых системах разных стран создают дополнительные трудности при сравнении налоговой нагрузки и попытках выявить закономерности, что особенно актуально для многозадачных глобальных анализов [2]. Не учёт доли каждого уплаченного налога в выручке от реализации. Например, формула, предложенная ФНС, не учитывает долю каждого налога в выручке, что не позволяет оценить влияние размера уплаченных налогов на финансовое состояние компании.   Для решения этих проблем рекомендуется использовать не один метод оценки налоговой нагрузки, а их совокупность, чтобы учитывать все внешние и внутренние факторы. Важным аспектом также является проблема налоговых льгот и исключений, которые усложняют расчёт реальной налоговой нагрузки. Предприятия, пользующиеся различными льготами, могут фактически иметь значительно меньшую налоговую нагрузку по сравнению с другими, несмотря на схожие объёмы деятельности. Такие исключения делают налоговую нагрузку менее прозрачной, что затрудняет её адекватную оценку и планирование. Это также может приводить к неравенству между различными участниками рынка, когда крупные корпорации или определённые сектора экономики пользуются льготами, а малые и средние предприятия вынуждены платить более высокие налоги [3].

Тем самым, рациональное и оправданное исчисление налоговой нагрузки для налоговых субъектов выступает основой для стабилизации фискальной функции организации на долгосрочном временном интервале.

Анализ тенденций в области налоговой нагрузки показывает, что для обеспечения эффективного налогового бремени важно поддерживать оптимальный баланс между налоговыми ставками и доступностью налоговых льгот, учитывая при этом специфику отраслей и характер экономики. Тенденции последних лет демонстрируют стремление к реформированию налоговых систем с целью упрощения процедуры исчисления налогов и их администрирования. В этом контексте важным шагом является цифровизация налоговых процессов, которая позволяет повысить точность расчетов, уменьшить количество ошибок и повысить степень прозрачности.

 

Список литературы:
1. Водопьянова В. А., Горлова В. В. Совершенствование налогового контроля как основной формы налогового администрирования в РФ // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9, № 3 (32). С. 127-130.
2. Шурдумова Э. Г., Канкулова Д. М. Налоговое администрирование как основа реализации налоговой политики государства // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2013. № 22. С. 130-135.
3. Ряховский Д. И., Крицкий В. И. Трансформация экспертизы в налоговом контроле // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). 2016. № 5. С. 41-48.