Статья:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(307)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Тхор Ж.С., Маногарова Е.А. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 40(307). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/307/156386 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тхор Жасмин Станиславовна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Маногарова Елизавета Александровна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Строй Галина Владимировна
научный руководитель, канд. психол. наук, доц., Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь

 

Воображение представляет собой уникальную составляющую человеческой психики, выделяющуюся среди других психических процессов и одновременно занимая центральное положение между восприятием, мыслительной деятельностью и памятью. Отличительной чертой этого психического феномена является то, что воображение, возможно, является свойством исключительно человека и имеет странные связи с функциями организма, оставаясь при этом одним из самых "психических" процессов. Это означает, что именно в области воображения проявляется идеальный и загадочный аспект сознания. Можно предположить, что именно воображение и стремление понять его привлекали внимание к психическим явлениям с древних времён, поддерживали интерес и продолжают вдохновлять его в настоящее время. [7].

Тем не менее, феномен воображения по-прежнему остается объектом загадки в наше время. Человечество практически ничего не знает о механизме воображения, включая его анатомическую и физиологическую основы. Вопросы о том, какие участки мозга отвечают за воображение и какие известные нервные структуры с ним взаимодействуют, до сих пор не решены. Мы можем утверждать, что информации об этом у нас значительно меньше, чем о таких процессах, как ощущение, восприятие, внимание и память, которые изучены гораздо более глубоко.

Воображение - это особый процесс восприятия, состоящий в создании новых идей и образов путём трансформации уже известных понятий. Углубление воображения происходит через улучшение механизмов замещения реальных предметов на воображаемые и процесс их воссоздания. Постепенно человек начинает на основе существующих текстов, рассказов и сказок строить всё более сложные образы и их конструкции. Эти образы становятся более насыщенными и многогранными. Творческое воображение активно развивается, когда ребенок не только осознаёт различные способы выразительности, такие как гипербола и метафора, но и применяет их в своём творческом процессе. Воображение начинает приобретать целенаправленный и осознанный характер.

Воображение тесно пересекается с другими аспектами психической деятельности, такими как эмоции, память и мышление.

Сильные эмоции побуждают активизировать воображение. Например, когда люди испытывают страх, они начинают представлять различные угрозы, зачастую значительно их преувеличивая. Невпечатляющее чувство уверенности связано с воображаемыми «косыми взглядами» окружающих или с упреками в абсолютно нейтральных ситуациях. С другой стороны, положительные эмоции, как, например, ожидаемая радость, провоцируют воображение на создание ярких образов достижения желаемого.

Но не только чувства вызывают воображение, но и воображение усиливает переживания [2].

Связь между воображением, памятью и жизненным опытом человека всегда была глубокой. Существует мнение, что воображение детей отличается большей яркостью и многообразием по сравнению со взрослой фантазией. Однако это заблуждение, так как, несмотря на более гибкое мышление, дети обладают ограниченной способностью к созданию оригинальных идей. Их стремление выразить эмоциональные переживания через фантазию не ведет к созданию новых вселенных; их основная задача — снять эмоциональное напряжение. В результате содержание и форма детских рассказов не являются для них источником глубоких размышлений, а их переживания в основном сводятся к стандартным фразам и сюжетам, взятым из общения со взрослыми, фильмов или сказок. Этот стереотип демонстрирует, что дети более охотно открываются с своими желаниями и страхами, чем взрослые, однако их содержание часто оказывается далеким от жизни, поскольку они не имеют соответствующего жизненного опыта. [1].

Значение памяти и знаний особенно проявляется в репродуктивном воображении, так как человек не способен представить себе факты, которые ему не знакомы. Воображение берет на себя функцию мысли в сложных ситуациях, помогая восполнить недостаток информации с помощью воображаемых элементов.

Выделяют два типа креативности: образную и вербальную, что подразумевает предрасположенность к созданию новизны в визуальном или словесном формате. Развитие креативности указывает на чувствительность творческого мышления по определенной схеме, поскольку вербальное творчество, как правило, не может развиться без предшествующего ему образного этапа. У взрослых уже формируются индивидуальные предпочтения в области творческой деятельности, причем продуктивность редко бывает на одинаково высоком уровне в обоих аспектах.

Ключевым аспектом является несоответствие между уровнем креативности и уровнем интеллекта, особенно в контексте мышления. Исследования показали, что интеллект может способствовать развитию творчества лишь до определенной стадии, тогда как высокоразвитое мышление, в частности вербально-логическое, иногда даже мешает креативности, перенаправляя интеллектуальные усилия на быстрое достижение корректного, но неоригинального результата. Связь творческих способностей оказывается более тесной с памятью, чем с мышлением; при этом наличие хорошей механической памяти может свидетельствовать о высоком уровне креативности, но ее отсутствие вовсе не указывает на низкие творческие способности. [4].

Человечеству свойственно творить благодаря своему воображению, что позволяет ему разумно организовывать и контролировать свою деятельность. Практически все достижения человеческой материальной и духовной культуры — это результат воображения и креативности. 

Воображение переносит человека за рамки его настоящего, напоминая о прошлом и открывая горизонты будущего. Когда способность к фантазии ослабевает, личность человека обедняется, возможности его творческого мышления сокращаются, а интерес к искусству и науке угасает.

Обогащая внутренний мир, воображение играет ключевую роль в развитии индивидуальности, позволяя исследовать и сохранять богатство культурного наследия. Снижение креативности ведет не только к утрате личных талантов, но и к обезличиванию общества в целом, где ценности искусства и науки становятся менее доступными и значимыми. Таким образом, важно поддерживать и развивать воображение как фундаментальное качество, способствующее прогрессу и богатству человеческой культуры.

Воображение представляет собой высшую психическую деятельность, которая отображает реальную действительность. Тем не менее, оно позволяет нам мысленно выходить за рамки того, что мы непосредственно воспринимаем. Главная его функция заключается в создании представления о ожидаемом результате до его реального достижения. Благодаря воображению мы можем создать образ объекта, ситуации или условий, которые никогда не существовали или не существуют в данный момент. [8].

Воображение представляет собой уникальную психическую способность, присущую исключительно человеку. Оно неразрывно связано с возможностью людей изменять окружающий мир, трансформируя реальность и создавая нечто новое. Каждый акт воображения продуцирует инновационные идеи, изменяя восприятие действительности. Эти метаморфозы могут проявляться в том, что, основываясь на имеющихся знаниях и жизненном опыте, человек визуализирует образы, которые он никогда не наблюдал в реальной жизни. Например, известие о космических полетах побуждает нас представлять себе удивительное существование в невесомости, среди звезд и планет.

Воображение человека обладает множеством функций. Среди его ключевых аспектов можно выделить:

1) гностико-эвристическую — она позволяет мысли находить и отображать в образах наиболее важные и значимые аспекты реальности;

2) защитную — эта функция помогает регулировать эмоциональное состояние (удовлетворять потребности, снижать стресс и так далее);

3) коммуникативную — она предполагает взаимодействие как в процессе создания воображаемого продукта, так и при оценке его результата;

4) прогностическую — она заключается в том, что результат воображения представляет собой цель, к которой стремится человек. [5].

Р.С. Немов подчеркнул, что воображение охватывает умственный, эмоциональный и поведенческий опыт личности, а также активно участвует в различных видах ее деятельности.

Таким образом, воображение можно охарактеризовать как умение сознания формировать образы, представления и идеи, а также управлять ими. Оно играет важную роль в таких психических процессах, как моделирование, планирование, творческая деятельность, игры и человеческая память.

У человека различают следующие основные виды воображения: активное и пассивное, продуктивное и репродуктивное. Отдельно выделяют такие разновидности воображения, как сновидения, галлюцинации, мечты и грезы.

Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей. Её психическая активность надсознательна, интуитивна. Активное воображение включает в себя творческое, воссоздающее и антиципирующее [6].

Воссоздающее воображение подразумевает формирование образа на основе словесного описания или условного представления восстанавливаемого объекта. Психологи определяют воспроизводящее воображение как деятельность психики, когда мы вновь представляем в сознании ряд образов, которые ранее пережили, даже в отсутствие прямых стимулов для этого воспоминания.

Творческое воображение представляет собой особый тип воображения, ориентированный на создание новых образов, имеющих общественное значение, и являющийся основой творческой деятельности. Это процесс независимого создания оригинальных, новых образов. Художественное воображение позволяет художнику визуально воссоздавать картины событий прошлого, значимые моменты в жизни общества, а также образы будущего, которые часто бывают лишь подразумеваемыми или фантастическими. Образы, возникающие в творческом воображении, формируются с помощью различных умственных приемов.

Таким образом, различают следующие виды воображения: произвольное, непроизвольное, воспроизводящее, творческое, мечта, грезы, галлюцинации.

Существуют рекомендации для педагогов по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста:

  1. предлагайте ребёнку решать возникающие у них проблемы творчески
  2. вместе с творческим воображением развивайте восприятие, внимание, память и мышление;
  3. Создайте для ребёнка художественную эстетическую среду. При этом в оформлении активное участие принимает ребенок. Рекомендуется широко использовать детские рисунки.
  4. Во всем должна присутствовать вариативность. Необходимо разнообразить формы, средства и методы обучения, материалы для работы, предоставляемые ребенку.
  5. Приводите с детьми занятия с использованием нетрадиционных техник рисования у детей дошкольного возраста:
    «Волшебные кляксы», «В стране мыльных пузырей»   рисование мыльными пузырями, Занятие с использованием техники Монотипия
  6. Расширяйте сенсорный опыт детей; «Игры с бросовым материалом», «Игры с бумагой»
  7. Обеспечьте ребенку максимальную самостоятельность в творчестве, не сдерживать инициативы детей;
  8. Каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и к результатам деятельности. Поэтому следует создавать доброжелательную атмосферу к детскому творчеству.

Достаточно развитое воображение является необходимым условием успешного обучения и играет большую роль в жизнедеятельности человека во все последующие годы жизни. И поскольку основная воспитательная установка педагогической работы заключается в направлении поведения школьника по линии подготовки его к будущему, постольку развитие и упражнение его воображения являются одной из основных сил в процессе осуществления этой цели.

Дошкольный и младшего школьный возраст, очень важный, так как это как период, определяющий весь дальнейший процесс личностного развития человека. Именно в школе начинается активно развиваться воображение, а значит, любому педагогу и воспитателю необходимо знать законы развития воображения и условия необходимые для его развития.

Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программ в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может быть средством создания образов, не программирующих активную деятельность, но заменяющих ее.

Творческое воображение - это разновидность высшего уровня, так как предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Творческое воображение формируется только в творческой деятельности. Следовательно, необходимо так выстраивать занятия, чтобы они стимулировали детей к творческой деятельности.

 

Список литературы:
1. Дружинин, В. Н.  Психология общих способностей : учебное пособие для вузов / В. Н. Дружинин. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 349 с.
2. Катаева Л.И. Изучение познавательных процессов детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2011
3. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие,// Психологический журнал .2012
4. Маклаков А.Г. Общая психология . : учебник для вузов , 2016
5. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития и бытия личности : Учебник для студентов ВУЗов: В 2 т. Т. 1 / В.С. Мухина – 18-е изд., перераб. и доп. – М. : Наука, 2022 .
6. Немов, Р. С.  Психология : учебник для вузов / Р. С. Немов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 501 с.
7. Немов, Р. С.  Психология : учебник для среднего профессионального образования / Р. С. Немов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 501 с.
8. Скоробогатов В.А., Коновалова Л.И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. М.: Союз, 2012