РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА ГЛАЗНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУССКОЯЗЫЧНОГО МЕДИАДИСКУРСА)
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(308)
Рубрика: Филология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(308)
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА ГЛАЗНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУССКОЯЗЫЧНОГО МЕДИАДИСКУРСА)
В России, как и за рубежом, за последние десятилетия проблема инклюзивного образования получила довольно широкое рассмотрение из-за возросшего количества детей, которые нуждаются в адаптированных программах обучения в силу особенностей своего развития. Инклюзивное образование призвано помочь детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детям-инвалидам получить образование, а преподавателям создать образовательные программы, в которых приоритетными направлениями являются не только образовательная составляющая, но и коррекционно-развивающая среда.
После детального изучения пособия Дружиной Л.А.: «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования», которое предназначено для студентов факультетов коррекционной педагогики, следует отметить наличие таких терминов инклюзивного образования как слабовидящие дети, дети с косоглазием, дети, страдающие амблиопией и зрительной агнозией.
Прежде всего нужно отметить, что процесс обучения детей ОВЗ с нарушением зрения носит название тифлопедагогики. Этот термин, согласно толковому словарю С.И. Ожегова, появился от двух греческих слов: typhlos (слепой) и педагогика paidagōgos. Впервые тифлопедагогика появилась еще в начале XVII века во Франции. Родоначальником данной области педагогической деятельности считается В. Гаюи, открывший несколько учебных заведений в Российской Империи и во Франции. Благодаря Ю.Д. Жаринцевой в 30- х годах прошлого столетия в нашей стране стали появляться коррекционные классы, предназначенные для слабовидящих детей.
Тифлопсихология (от греческого typhus - слепой) в буквальном переводе - психология (psyche - душа, logos - наука), в свою очередь, - раздел психологии слепых и плохо видящих. Обстоятельства складываются таким образом, что люди, страдающие нарушениями зрительной функцией, сталкиваются не только с полной или частичной потерей зрения, но и с нервно-психическими отклонениями, нарушениями в когнитивной деятельности и задержкой в развитии.
Выделяют три основных группы детей с нарушениями зрения. К первой группе относят полностью или же частично слепых детей, которые страдают значительным, в некоторых случаях, полным отсутствием зрения в силу врожденных особенностей или после перенесения различного рода инфекционных, в том числе, глазных болезней.
Вторая группа детей- это слабовидящие дети. В этом случае у ребенка наблюдается снижение остроты зрения из-за последствий развития таких заболеваний как глаукома, косоглазие, астигматизм, амблиопия.
Огромное число детей, у которых в детском возрасте было диагностировано косоглазие, выделены в третью большую группу. На самом деле, данный вид глазной дистрофии является не просто косметическим дефектом, но и по-настоящему опасным заболеванием, в результате которого происходит несогласованность в работе глазных мышц.
Здесь будет уместно обратиться к тексту Л.А. Дружининой для нахождения лексики, относящейся к инклюзивному образованию: слабовидящие дети, дети с нарушениями зрения [15, c.27]. Проанализировав терминологический аппарат, используемый автором в пособии, становится вполне очевидно, Л.А. Дружина чаще руководствуется термином «нарушение зрения», тем самым, лишь в скользь касаясь медицинской терминологии глазных заболеваний.
Для психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения существуют специальные дидактические сенсорные игры для улучшения качества восприятия окружающего мира; игры и упражнения для развития слухового восприятия [1, c.34]. Кроме того, довольно широко используются игры, направленные на улучшения навыков осязательного анализа и тактильно – двигательных ощущений, в том числе, шрифт Брайля.
Теоретический анализ главы, посвященной игровой коррекции нарушений зрения, позволяет обнаружить отсутствие каких-либо терминов, напрямую связанных с глазными заболеваниями. Автором широко используются термины из тех областей чувственных восприятий, которые весьма сильно связаны со зрительным анализатором: осязание и слух.
В отличие от своей коллеги, Кожанова Н.С. и Беззубова А.С. дают более детальную характеристику терминов, нашедших свое отражение в инклюзивном образовании слепых и слабовидящих детей. Например, помимо уже известных терминов: косоглазие, амблиопия, Кожанова Н.С. и Беззубова А.С. вводят несколько новых: астигматизм, гиперметропия, нарушение глазодвигательного аппарата, нарушение рефракции, аметропия, глаза с гиперметропической / дальнозоркой рефракцией [2, c.47].
Чтобы обосновать основные различия между учебной литературой авторов Кожановой Н.С., Беззубовой А.С. и Л.А. Дружининой, необходимо, прежде всего, выяснить значение вышеупомянутых терминов.
Глазодвигательный аппарат обеспечивает поворот глаза, фиксацию взора на объекте. Способность глаза преломлять и фокусировать в определенном месте лучи, входящие на него параллельно, и собирать их на сетчатке глаза, называют рефракцией.
Дальнозоркость и гиперметропия являются синонимами и используются для обозначения фокусировки изображения позади сетчатки, а не на ней.
Под астигматизмом понимают рассеивание световых лучей, обусловленное несферической формой хрусталика глаза или роговицы, что, в свою очередь, приводит к восприятию изображения в искаженном виде. А любое изменение преломляющей способности человеческого глаза принято называть аметропией, которая приводит к появлению амблиопии- явлению, при котором мозг не способен обрабатывать информацию от одного плохо видящего или совсем невидящего глаза, и вся анализаторская функция достается другому глазу.
Становится очевидно: Кожанова Н.С., Беззубова А.С. более удачно систематизировали характеристику глазных заболеваний, с которыми возможно столкнуться учителю во время инклюзивных занятий детей ОВЗ. Более того, представляется возможным отметить тот факт, что при более детальном изучении, удалось найти дополнительные способы развития и понимания окружающего мира. Данные способы основаны на восприятии художественных изображений детьми дошкольного возраста, однако, на наш взгляд, они могут использованы для детей разных возрастных групп и не только для развития эстетического вкуса.
Одним из этих способов является наглядный метод, когда происходит выделение объекта из общей массы с целью ознакомления с этим предметом. В дальнейшем ребенком может быть освоен метод словесной наглядности, при котором нужно найти, показать, соотнести, найти ошибку, и рассказать о найденных отличиях обсуждаемого объекта. Метод беседы и словесный диктант, когда педагогом уточняются уже имеющиеся у ребенка знания о предмете, могут дополнить пробелы в образном представлении об окружающем мире.
Все лексические единицы, которые встретились во время анализа психолого-педагогической литературы по глазным заболеваниям, представляется возможным отобразить в таблице 1. В русскоязычном медиадискурсе нам удалось выявить употребление 15 терминов, напрямую относящихся к глазным заболеваниям.
Таблица 1.
Языковая репрезентация инклюзивного образования (зрительная дисфункция)
Термин |
Значение |
Нарушение зрения |
ухудшение четкости зрения |
Полная слепота |
отсутствие зрения на обоих глазах |
Частичная слепота (остаточное зрение) |
состояние, при котором зрительная функция почти утрачена |
Слабовидящий |
снижение остроты зрения |
Косоглазие |
нарушение положения глаз, при котором выявляется отклонение одного или обоих глаз поочередно при взгляде прямо |
Слуховое восприятие |
способность воспринимать информацию через слуховой канал |
Тактильно-двигательные ощущения |
соприкосновение объектов с наружными покровами тела человека |
Амблиопия |
снижение качества зрения |
Астигматизм |
искажение зрения, когда изображение теряет четкость |
Гиперметропия (дальнозоркость) |
фокусирование света не на сетчатке глаза, а за ней |
Нарушение глазо-двигательного аппарата |
изменение глазных мышц |
Нарушение рефракрации |
фокусирование лучей света не на сетчатке глаза |
Аметропия |
общие нарушения глазодвигательных функций |
Близорукость |
лучи света фокусируются перед сетчаткой |
Здесь следует отметить очевидный факт: в психолого-педагогическом медиадискурсе русскоязычных источников наблюдается наличие обширной терминологической базы языковых ресурсов, служащих для передачи концепции инклюзивного образования среди детей, страдающих глазными заболеваниями. Объяснением этого, на наш взгляд, может служить более высокая тенденция к наличию подобного рода заболеваний среди современных детей.