Языковые средства средства проявления агрессии в школьной среде на материале современной художественной литературы о школе
Конференция: XXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Филология
XXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Языковые средства средства проявления агрессии в школьной среде на материале современной художественной литературы о школе
В современном мире наблюдается широкая распространенность явления вербальной агрессии, что обусловлено значительной социальной лояльностью. Речевая агрессия получила большое распространение в масс- медиа, кинокартинах и литературе.
Вербальную агрессию чаще воспринимают как социально приемлемую и более предпочтительную агрессии физической.
В особенности проявление агрессии наблюдается в подростковом возрасте, что обусловлено психологическими и социальными причинами возникновения данного явления.
Как единый термин, номинирующий проявление агрессии в вербально выраженной форме, нами будет использоваться определение Ю.В.Щербининой, которое, на наш взгляд, наиболее полно отражает особенности данного явления:
«Речевая (вербальная) агрессия – обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной речевой ситуации форме» [Щербинина 2004, с.4].
Причины появления речевой агрессии, в частности, в детской речевой среде, можно разделит на следующие группы: социальные, психологические, социокультурные, собственно коммуникативные.
Речь детей обладает некоторыми особенностями, на основании которых мы можем приравнять ее к отдельному пласту речевой культуры или особую языковую подгруппу.
При анализе речи детей и подростков, важно помнить и учитывать, что вульгарное и инвективное словоупотребление само по себе не выражает речевую агрессию, но однозначно создает грубо-неприемлемую тональность речи, опошляет общение, может провоцировать ответную грубость.
Важно отличать проявления вербальной агрессии от специфических форм речевого поведения в детской и молодежной субкультуре.
Большая роль в формировании культуры речевого общения отводится урокам русского языка и внеурочным формам работы, которые развивают лингвистическую, языковую, культуроведческую, коммуникативную компетенции.
Мы разделили средства речевой агрессии на две группы по способу выражения: эксплицитная лексика (явно выражающая речевую агрессию) и имплицитная (замаскированная, неявно выраженная речевая агрессия).
Эксплицитно агрессивные слова несут враждебность, как правило, в своем основном лексическом значении. Например:
– Что, сучонок? Революции захотел?
В большом словаре русских прозвищ под редакцией Валерия Михайловича Мокиенко, дается следующее определение:
СУЧОНОК, -нка. м. Вологодское. Презрит. Прозвище мужчины, родившегося вне брака.
Это ярко окрашенное в эмоциональном плане слово, несущее в себе явное намерение оскорбить и унизить человека.
Имплицитная агрессия выражается при помощи различных второстепенных, периферийных средств языка, в то время как эксплицитная агрессия – при помощи центральных, основных.
Среди отечественных современников немало авторов, использующих агрессивную лексику. Например, в рассказе юного писателя М. Самарского «Сирота» также можно встретить бранные слова «дура», «придурок» и т.д.
Если на лексическом уровне речевая агрессия осуществляется, например, с помощью инвективной лексики, то на уровне синтаксиса речевую агрессию создают конструкции, основу которых составляет такая лексика. Например, частицы, передающие имплицитную агрессию, часто употребляются в комбинации с синтаксическими конструкциями, чьей функцией является выражение непрямой агрессии, такими как псевдо-императив или вопрос:
- Как же так, а? Куда все ушли? [Прилепин 2006, С. 36]
Имплицитная агрессия может находить выражение в:
- использовании псевдоимперативов для выражения угрозы;
- употреблении гиперболы для выражения отрицательной оценки действий адресата;
- применении частиц для выражения неодобрения, недоверия, угрозы, упрека.
Перед учителями, а прежде всего учителями-словесниками, стоит задача обучения учеников речевому общению, формированию коммуникативных навыков, помимо основной программы русского языка и литературы.
Все школьные курсы русского языка ставят перед собой, наряду с образовательной, воспитательную задачу.