Статья:

Языковые средства средства проявления агрессии в школьной среде на материале современной художественной литературы о школе

Конференция: XXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Шубина В.С. Языковые средства средства проявления агрессии в школьной среде на материале современной художественной литературы о школе // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(30). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/7(30).pdf (дата обращения: 28.11.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Языковые средства средства проявления агрессии в школьной среде на материале современной художественной литературы о школе

Шубина Виктория Сергеевна
студент, Северо-Кавказский Федеральный Университет (Гуманитарный институт), РФ, г. Ставрополь
Лаврик Эльвира Петровна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, Северо-Кавказский Федеральный Университет (Гуманитарный институт), РФ, г. Ставрополь

 

В современном мире наблюдается широкая распространенность явления вербальной агрессии, что обусловлено значительной социальной лояльностью. Речевая агрессия получила большое распространение в масс- медиа, кинокартинах и литературе.

Вербальную агрессию чаще воспринимают как социально приемлемую и более предпочтительную агрессии физической.

В особенности проявление агрессии наблюдается в подростковом возрасте, что обусловлено психологическими и социальными причинами возникновения данного явления.

Как единый термин, номинирующий проявление агрессии в вербально выраженной форме, нами будет использоваться определение Ю.В.Щербининой, которое, на наш взгляд, наиболее полно отражает особенности данного явления:

«Речевая (вербальная) агрессия – обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной речевой ситуации форме» [Щербинина 2004, с.4].

Причины появления речевой агрессии, в частности, в детской речевой среде, можно разделит на следующие группы: социальные, психологические, социокультурные, собственно коммуникативные.

Речь детей обладает некоторыми особенностями, на основании которых мы можем приравнять ее к отдельному пласту речевой культуры или особую языковую подгруппу.

При анализе речи детей и подростков, важно помнить и учитывать, что вульгарное и инвективное словоупотребление само по себе не выражает речевую агрессию, но однозначно создает грубо-неприемлемую тональность речи, опошляет общение, может провоцировать ответную грубость.

Важно отличать проявления вербальной агрессии от специфических форм речевого поведения в детской и молодежной субкультуре.

Большая роль в формировании культуры речевого общения отводится урокам русского языка и внеурочным формам работы, которые развивают лингвистическую, языковую, культуроведческую, коммуникативную компетенции.

Мы разделили средства речевой агрессии на две группы по способу выражения: эксплицитная лексика (явно выражающая речевую агрессию) и имплицитная (замаскированная, неявно выраженная речевая агрессия).

Эксплицитно агрессивные слова несут враждебность, как правило, в своем основном лексическом значении. Например:

– Что, сучонок? Революции захотел?

В большом словаре русских прозвищ под редакцией Валерия Михайловича Мокиенко, дается следующее определение:

СУЧОНОК, -нка. м. Вологодское. Презрит. Прозвище мужчины, родившегося вне брака.

Это ярко окрашенное в эмоциональном плане слово, несущее в себе явное намерение оскорбить и унизить человека.

Имплицитная агрессия выражается при помощи различных второстепенных, периферийных средств языка, в то время как эксплицитная агрессия – при помощи центральных, основных.

Среди отечественных современников немало авторов, использующих агрессивную лексику. Например, в рассказе юного писателя М. Самарского «Сирота» также можно встретить бранные слова «дура», «придурок» и т.д.

Если на лексическом уровне речевая агрессия осуществляется, например, с помощью инвективной лексики, то на уровне синтаксиса речевую агрессию создают конструкции, основу которых составляет такая лексика. Например, частицы, передающие имплицитную агрессию, часто употребляются в комбинации с синтаксическими конструкциями, чьей функцией является выражение непрямой агрессии, такими как псевдо-императив или вопрос:

- Как же так, а? Куда все ушли? [Прилепин 2006, С. 36]

Имплицитная агрессия может находить выражение в:

- использовании псевдоимперативов для выражения угрозы;
- употреблении гиперболы для выражения отрицательной оценки действий адресата;
- применении частиц для выражения неодобрения, недоверия, угрозы, упрека.

Перед учителями, а прежде всего учителями-словесниками, стоит задача обучения учеников речевому общению, формированию коммуникативных навыков, помимо основной программы русского языка и литературы.

Все школьные курсы русского языка ставят перед собой, наряду с образовательной, воспитательную задачу.

 

Список литературы:
1. Щербинина Ю.В. Русский язык: Речевая агрессия и пути ее преодоления / Ю.В. Щербинина. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 224 с.: ил.
2. Прилепин З. Санькя. АСТ, 2006. - 320 стр.
3. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. М: Высшее образование, 2008 356 с.
4. Жельвис В.И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема / В.И. Жельвис // - Научное издание. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Ладомир, 2001 — 352 с.: ил.
5. Гловинская М.Я. Гипербола как проявление речевой агрессии // Сокровенные смыслы. Сборник статей в честь Н. Д. Арутюновой (в печати).