Цветосимволизм в крымском тексте Л. Н. Толстого"Севастопольские рассказы"
Секция: Филология
XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Цветосимволизм в крымском тексте Л. Н. Толстого"Севастопольские рассказы"
Крымский текст как продолжение крымского мифа сформировался в литературе XIX века. В условиях возрастающего внимания к сверхтексту крымский текст выходит на первый план проблем современного литературоведения. Обращение к любому аспекту крымского текста как регионального (локального, топического) сверхтекста русской литературы предполагает уяснение творческих интенций русских писателей, обусловленных крымским материалом.
Крым как лингвокультурный феномен повлиял на творчество ряда писателей, а в особенности таких как: М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, С.С. Бобров, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. Крымскому тексту посвящено большое количество работ российских и украинских филологов и культурологов: Е.К. Беспаловой, М.П. Билык, И.М. Богоявленской, Л.М. Борисовой, Р.М. Горюновой, В.П. Казарина, О.Л. Калашникова, Н.А. Кобзева, С.О. Курьянова, В.В. Курьяновой, А.П. Люсого, М.А. Новиковой, Л.А. Ореховой, И.В. Остапенко и др.
С.О. Курьянов утверждает, что представление о Крыме у древнерусских книжников проходило опосредованно, как у переводчиков произведений древнерусского происхождения [2, с. 3–5]. Исследователь подчеркивает, что воспринимать крымский текст нужно как совокупность запечатленных в художественных произведениях явлений внехудожественной реальности, связанных с центром (ядром) и на этом основании собирающиеся в воспринимающем сознании в единый сверхтекст [2].
В статье Н.А. Купиной, Г.В. Битенской «Сверхтекст и его разновидности» содержится наиболее лаконичное определение термина: «Сверхтекст – это совокупность текстов, высказываний, ограниченная темпорально и локально, объединенная содержательно и ситуативно, характеризующаяся цельной модальной установкой, достаточно определенными позициями адресанта и адресата, и особыми критериями нормального/анормального» [3, с. 215].
С.О. Курьянов утверждает, что «термин «крымский «явился своеобразной реакцией на работы В.Н. Топорова, а особенно на его книгу «Петербургский текст русской литературы». Термин «крымский текст» ввел А.П. Люсый. Крымский текст в русской литературе исходит из крымской темы и крымского мифа (мифа Тавриды) [4, с. 7]. В. В. Курьянова определяет понятие крымский текст как «семантически связанную с Крымом систему представлений о человеке и мире, которая отражает неповторимости крымской земли, является ее знаковой манифестацией и закреплена в произведениях писателя (писателей)» [2, с. 5].
Внимание реципиента в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого привлекает колоративная лексика произведения. Колоративная лексика основывается на базовом концепте «Цвет». Семантически лексема «цвет» обозначает один из видов красочного радужного свечения от красного до фиолетового, а также их сочетаний или оттенков. Цвет на протяжении всего времени существования человечества тесно связан с философским и эстетическим осмыслением мира.
Б.А. Базыма под колоративной лексикой понимает группу слов, выражающую значение цвета. Языковую или речевую единицу, в состав которой входит корневой морф, который на семантическом или этимологическом уровне связан с цветономинацией исследователь называет «колоризмом» [1, с. 26]. На данном этапе развития науки существует несколько направлений исследований цветообозначений: собственно сопоставительный аспект, эволютивный, психолингвистический, словообразовательный, когнитивный. Цветообозначения в художественном тексте выступает отдельным направлением лингвистических исследований. Лингвисты, при изучении вербализации цветового восприятия, подразделяет цвета на основные группы: абсолютные и оттеночные. Абсолютные, в свою очередь, детерминируются на хроматические (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические (черный, белый, серый).
В исследуемом произведении используются следующие лексемы для цветообозначения: черный (черная фигура, черная земля, черное небо, черная борода, черное пальто, черная линия горизонта, черный воротник, почернелое лицо и др.); серый (серые солдаты, серое пальто, серенький графин, серые глаза, светло-серый горизонт); белый (белая линия, белое облачко, белый дымок, белая рубашка, белый туман с черного моря, белый затылок, белые блестящие зубы, белый флаг и белая тряпка (в значении флага), белесый арбуз, белокурое личико, белобрысый офицер); желтый (желтая грязь, желтая бумага, желтая сигарочница, желтые горы с производными гипонимами бледно-желтоватое лицо, нездоровый желтоватый загар, желтовато-грязная рубашка); красный (красный воротник, красный платочек, красные губы, красная рубашка, ярко-красное одеяло, красный ярлык); розовый (розовые лучи, розовое платье, розовый гроб, розовая рубашка, розовая лампадка, отрадно-розовый цвет); голубой (голубые глаза, голубое облако); синий (синяя одежда, синее небо, темно-синее небо); лазурный (лазурный, светло-лазурный горизонт); коричневый (коричневое лицо); лиловый (лиловатый цвет шинели, чепец с лиловыми лентами, лиловатые облака); зеленый (позеленелая медь, зеленые ветки, зеленоватые волны); нанковый (нанковый сюртук).
В «Севастопольских рассказах» цветосимвол «черный» наделен негативными характеристиками, такими как: разрушительность, подавление, депрессия, пустота, такой «загадочный цвет» поглощает все цвета вокруг и означает окончание чего-либо. Цветосимвол «серый» соединяет в себе противоположные качества черного и белого, в контексте включает все свои негативные характеристики: боязнь утраты, меланхолия, болезнь, печаль, депрессия. «Белый» как цветосимвол «Севастопольских рассказов» включает в себя как позитивные, так и негативные характеристики: долголетие и жизненная радость, периферия между жизнью и смертью, нейтралитет.
Цветосимвол «желтый» этимологически происходит от латинского «желчь, желчный пузырь». И данный цветосимвол приобретает в тексте негативные характеристики и ассоциируется со старостью, грязью и болезненным состоянием. Цветосимвол красный наиболее характерен для текстов с главным концептом «война» и употребляется с коннотацией лидерства, упорства, борьбы за свои права, созидания, динамичности, настойчивости, физического насилия, нетерпимости, жестокости, разрушения, упрямства.
Лексема «розовый» этимологически происходит от латинского «роза» и цветосимвол имеет значение романтичности, доброты, любви и страсти, в негативном направлении толкования – ослабление влияния красного. Цветосимвол лазурный восходит к ср.-лат «голубой камень» и означает воздух, высоту и духовную свободу.
«Коричневый» по своей цветовой природе имеет коннотацию жизненности, которая потеряла свою активность.
Цветосимвол «лиловый» восходит к др.-инд. «темно-синий» от арабск. «сирень» и оказывает мягкое воздействие.
«Нанковый» цветосимвол ассоциируется с грубостью и войной из-за отнесенности к исходной лексеме «нанк» (о грубой хлопчатобумажной ткани).
В «зеленом» сочетаются покой и неподвижность из-за слияния синего и желтого цветов.
Таким образом крымский текст Л.Н. Толстого «Севастопольские рассказы» как топосный сверхтекст является репрезентантом символьного цветообозначения, которое красочно отражают и наличие концепта «война» в исследуемом произведении.