Использование жаргонной лексики и уголовного арго в средствах массовой информации
Конференция: LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Филология
LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Использование жаргонной лексики и уголовного арго в средствах массовой информации
Любой эпохе присущи наборы слов, которые становятся популярными и широкоупотребительными. Они получили название «Массовая болезнь языка». Это выражение чаще всего употребляется лингвистами и филологами. В настоящее время русский литературный язык находится под натиском со стороны ненормативной, обсценной лексики (одним из примеров такой лексики является мат), жаргонизмов и фразеологизмов. Наблюдается прилив заимствований, преимущественно англицизмов.
Языком называют «практическое, действительное сознание», которое отражает не столько общественно-исторический опыт человечества, сколько социальный статус определенного слоя общества [1, c.98].
Я считаю, что эти слова являются наиболее точным определением языка. Конечно, навыки людей в речи с каждым десятилетием всё более совершенны. Тяжело сравнить даже не столь далёкий двадцатый век и наше время. Ведь столькими новообразованиями и языковыми средствами к данному времени обогатился наш язык. И как раз это определяет социальный статус современного общества.
Люди всегда улучшают язык и конкретно свою речь, используя различные формы языка такие как жаргонизмы, слова своей сферы деятельности, считается речь богатой, если человек использует различные научные определения. Язык обычно используется в разных сферах деятельности человека: в бытовой, научной, культурной, общественной, социальной и политической сферах. Существует огромное множество ситуаций и обстоятельств, от которых зависит выбор и употребление различных слов и выражений, т.е. языковых средств. В каждом конкретном случае люди употребляют подходящие слова либо выражения. Так, ваши намерения что-либо сказать должны совпадать с задачами, критериями общения в обществе, в котором вы находитесь/социальной обстановки, от возраста людей, окружающих вас и т.д. . Так появляется функциональное расслоение русского языка. Каждому определённому слою языка соответствует индивидуальная система стиля. Например, в общественной и политической сферах – публицистическая, в быту – бытовая, в юридической и административной сферах – деловая. Так же выделяются социальные диалекты, которые обычно делят на три большие группы: жаргоны, условно-профессиональные языки и арго.
Важную роль играют СМИ в образовании новых слов и в появлении их в речи граждан, особенно это касается телевидения, которое смотрят практически все. Респектабельная речь притесняется жаргонизмами и с помощью средств массовой информации сильно и резко отражается на языке всего народа.
На сегодняшний день очень модно использование криминального арго среди журналистов. Конечно, ещё несколько десятилетий назад употребление преступной лексики в каком-либо журнале или газете вызвало бы у читателей потрясение, но сегодня такая лексика вполне приемлема и понятна. Жаргонизмы часто используются для интригующих заголовков: «Рынок для «лохов» (БГ, 2002, 17 февр.), «Лоху кругом плохо» (Газета «Труд», 2001, 19 июня) и т. д. Слово лох довольно часто встречается и в прессе, и на телевидении, и в радиопередачах. Его можно встретить не только из речей молодого поколения, но также и от людей среднего возраста, конечно, от людей связанных с криминалом, например, от тех, кто отбыли наказание в тюрьмах, и даже от людей из благородных семей. Данное слово внесено в словарь Т. Г. Никитиной «Так говорит молодежь»[8, с. 232], в значении ‘жертва преступления’, данное слово также встречается в «Толковом словаре уголовных жаргонов»[11, с. 100], в «Толковом словаре русского общего жаргона»[4, с. 99], в «Словаре русского арго» [3].
На основе жаргонизма «лох» в периодической печати встречаются следующие новообразования, однокоренные слова от корня «лох»: лохушка (лохня, лохнезия, лохиня), что означает «неопытная женщина, девушка»; лохонуться, то есть «упустить шанс или попасть в неприятную ситуацию», лохотрон (игра, лотерея, в ходе которой выманивают у участников деньги, и любой способ заставить что-либо делать).
Сейчас уже в молодежном жаргоне к единицам ''старого арго'' восходит примерно 200 жаргонизмов [8].
Более 100 арготизмов в молодежном жаргоне появились без изменения своего лексического значения. Например: смыться - скрыться, убежать, слямзить - украсть, мент - милиционер, стучать - сообщать, доносить и т. д. Многие арготизмы этой группы, будучи многозначными в уголовном арго и перейдя в молодежный жаргон, стали однозначными или ограничились в своем значении: ксива – какой-либо документ (отсутствует значение ''письмо, записка''), упираться рогом – быть упрямым (отсутствует значение ''упорно работать'') и т. д. Отсутствие весомых семантических изменений при заимствовании данных единиц молодежным жаргоном объясняется тем, что понятия, которые выражаются данными арготизмами являются общезначимыми, актуальными не только для людей уголовного круга [8].
Свыше 40 арготизмов, перейдя в молодежный жаргон, значительно изменили своё значение.
Возвращаясь к использованию воровского арго средствами массовой информации, нельзя не упомянуть, что целью употребления журналистами данного жаргона является установление контакта с аудиторией и попытки заинтересовать ее какой-то особенной, необычной комбинацией слов.
Рассмотрев проведённое мною небольшое исследование жаргонной лексики, а в большинстве уголовной, можно сделать вывод о том, что проблема употребления криминальных жаргонизмов в средствах массовой информации довольно спорная. Они могут употребляться удачно - то есть выражать некоторые дополнительные смысловые значения, привлекать читателей (слушателей) образностью и неординарностью. С другой стороны, воровские жаргонизмы могут быть использованы неудачно - не соответствовать контексту статьи или стилю издания; некоторые авторы употребляют один и тот же жаргонизм постоянно, превращая его в штамп; всё это отталкивает потенциальную аудиторию от СМИ, где неразумно употребляются жаргонизмы. Само собой, журналисты, ведущие разных телевизионных и радиопрограмм должны внимательно следить за своей речью. Они должны понимать, что они несут ответственность за то, какую информацию и с помощью каких языковых средств они несут в люди. Особенно, это касается детских передач и мультфильмов. Ведь вместе с криминальной лексикой в мышление людей, возможно, передается и криминальное сознание. Дети тем более гораздо сильнее подвержены влиянию передач, которые интересны им и конечно, благодаря свойственному им подражанию всему новому, могут запомнить что-либо лишнее из различных ТВ-программ.
Таким образом, нельзя сказать, «хорошо» это или «плохо» использовать жаргонизмы подобного характера в различных средствах массовой информации. Однако то, что они имеют определенное влияние на людей - несомненный факт.