Статья:

Использование жаргонной лексики и уголовного арго в средствах массовой информации

Конференция: LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Филология

Выходные данные
Захватова А.О., Теплова А.М. Использование жаргонной лексики и уголовного арго в средствах массовой информации // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(50). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(50).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование жаргонной лексики и уголовного арго в средствах массовой информации

Захватова Алена Олеговна
студент, Старооскольский филиал Белгородского Национального Исследовательского Университета, РФ, г. Старый Оскол
Теплова Анастасия Михайловна
студент, Старооскольский филиал Белгородского Национального Исследовательского Университета, РФ, г. Старый Оскол
Самарин Александр Викторович
научный руководитель, доцент, Старооскольский филиал Белгородского Национального Исследовательского Университета, РФ, г. Старый Оскол

 

Любой эпохе присущи наборы слов, которые становятся популярными и широкоупотребительными. Они получили название «Массовая болезнь языка». Это выражение чаще всего употребляется лингвистами и филологами. В настоящее время русский литературный язык находится под натиском со стороны ненормативной, обсценной лексики (одним из примеров такой лексики является мат), жаргонизмов и фразеологизмов. Наблюдается прилив заимствований, преимущественно англицизмов.

Языком называют «практическое, действительное сознание»,  которое отражает не столько общественно-исторический опыт человечества, сколько социальный статус определенного слоя общества [1, c.98].

Я считаю, что эти слова являются наиболее точным определением языка. Конечно, навыки людей в речи с каждым десятилетием всё более совершенны. Тяжело сравнить даже не столь далёкий двадцатый век и наше время. Ведь столькими новообразованиями и языковыми средствами к данному времени обогатился наш язык. И как раз это определяет социальный статус современного общества.

Люди всегда улучшают язык и конкретно свою речь, используя различные формы языка такие как жаргонизмы, слова своей сферы деятельности, считается речь богатой, если человек использует различные научные определения. Язык обычно используется в разных сферах деятельности человека: в бытовой, научной, культурной, общественной, социальной и политической сферах. Существует огромное множество ситуаций и обстоятельств, от которых зависит выбор и употребление различных слов и выражений, т.е. языковых средств. В каждом конкретном случае люди употребляют подходящие слова либо выражения. Так, ваши намерения что-либо сказать должны совпадать с задачами, критериями общения в обществе, в котором вы находитесь/социальной обстановки, от возраста людей, окружающих вас и т.д. . Так появляется функциональное расслоение русского языка. Каждому определённому слою языка соответствует индивидуальная система стиля. Например, в общественной и политической сферах – публицистическая,  в быту – бытовая,  в юридической и административной сферах – деловая. Так же выделяются социальные диалекты,  которые обычно делят на три большие группы: жаргоны, условно-профессиональные языки и арго.   

Важную роль играют СМИ в образовании новых слов и в появлении их в речи граждан, особенно это касается телевидения, которое смотрят практически все. Респектабельная речь притесняется жаргонизмами и с помощью средств массовой информации сильно и резко отражается на языке всего народа.

На сегодняшний день очень модно использование криминального арго среди журналистов. Конечно, ещё несколько десятилетий назад употребление преступной лексики в каком-либо журнале или газете вызвало бы у читателей потрясение, но   сегодня такая лексика вполне приемлема и понятна. Жаргонизмы часто используются для интригующих заголовков: «Рынок для «лохов» (БГ, 2002, 17 февр.), «Лоху кругом плохо» (Газета «Труд», 2001, 19 июня) и т. д. Слово лох довольно часто встречается и в прессе, и на телевидении, и в радиопередачах. Его можно встретить не только из речей молодого поколения, но также и от людей среднего возраста, конечно, от людей связанных с криминалом, например, от тех, кто отбыли наказание в тюрьмах, и даже от людей из благородных семей. Данное слово внесено в словарь Т. Г. Никитиной «Так говорит молодежь»[8, с. 232], в значении ‘жертва преступления’, данное слово также встречается в «Толковом словаре уголовных жаргонов»[11, с. 100], в «Толковом словаре русского общего жаргона»[4, с. 99], в «Словаре русского арго» [3].

На основе жаргонизма «лох» в периодической печати встречаются следующие новообразования, однокоренные слова от корня «лох»: лохушка (лохня, лохнезия, лохиня), что означает «неопытная женщина, девушка»; лохонуться, то есть «упустить шанс или попасть в неприятную ситуацию», лохотрон (игра, лотерея, в ходе которой выманивают у участников деньги, и любой способ заставить что-либо делать).

Сейчас уже в молодежном жаргоне к единицам ''старого арго'' восходит примерно 200 жаргонизмов [8].

Более 100 арготизмов  в молодежном жаргоне появились без изменения своего лексического значения. Например: смыться - скрыться, убежать, слямзить - украсть, мент - милиционер, стучать - сообщать, доносить и т. д. Многие арготизмы этой группы,  будучи многозначными в уголовном арго и перейдя в молодежный жаргон, стали однозначными или ограничились в своем значении:  ксива – какой-либо документ (отсутствует значение ''письмо, записка''), упираться рогом – быть упрямым (отсутствует значение ''упорно работать'') и т. д. Отсутствие весомых семантических изменений при заимствовании данных единиц молодежным жаргоном объясняется тем, что понятия, которые выражаются данными арготизмами являются общезначимыми, актуальными не только для людей уголовного круга [8].

Свыше 40 арготизмов, перейдя в молодежный жаргон, значительно изменили своё значение.

Возвращаясь к использованию воровского арго средствами массовой информации, нельзя не упомянуть, что целью употребления журналистами данного жаргона является установление  контакта с аудиторией и попытки заинтересовать ее какой-то особенной, необычной комбинацией слов.

Рассмотрев проведённое мною небольшое исследование жаргонной лексики, а в большинстве уголовной, можно сделать вывод о том, что проблема употребления криминальных жаргонизмов в средствах массовой информации  довольно спорная. Они могут употребляться удачно - то есть выражать некоторые дополнительные смысловые значения, привлекать читателей (слушателей) образностью и неординарностью. С другой стороны, воровские жаргонизмы могут быть использованы неудачно - не соответствовать контексту статьи или стилю издания; некоторые авторы употребляют один и тот же жаргонизм постоянно, превращая его в штамп; всё это отталкивает потенциальную аудиторию от СМИ, где неразумно употребляются жаргонизмы. Само собой, журналисты, ведущие разных телевизионных и радиопрограмм должны внимательно следить за своей речью. Они должны понимать, что они несут ответственность за то, какую информацию и с помощью каких языковых средств они несут в люди. Особенно, это касается детских передач и мультфильмов. Ведь вместе с криминальной лексикой в мышление людей, возможно, передается и криминальное сознание. Дети тем более гораздо сильнее подвержены влиянию передач, которые интересны им и конечно, благодаря свойственному им подражанию всему новому, могут запомнить что-либо лишнее из различных ТВ-программ.

Таким образом, нельзя сказать, «хорошо» это или «плохо» использовать жаргонизмы подобного характера в различных средствах массовой информации. Однако то, что они имеют определенное влияние на людей - несомненный факт.

 

Список литературы:
1. Горбаневский М. В., Караулов Ю. Н., Шаклеин В. М. Не говори шершавым языком: О нарушении норм литературной речи в электронных и печатных СМИ. – М., 2000. – 272 с. 
2. Губаева Т.В. Воздействие маргинальной среды на человека. -- Казань: КГУ, 1995
3. Елистратов В. С. Словарь русского арго [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovari.gramota.ru/portal_sl.html?d=elistratov&s=лох 
4. Ермакова О. П., Земская Е. А., Розина Р. И. Слова, с которыми мы все встречались: Толковый словарь русского общего жаргона. – М., 1999. – 277 с. 
5. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. - М., 1966
6. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпох: Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. – СПб., 1999. – 320 с. 
7. Никитина Т. Г. Так говорит молодежь: Словарь молодежного сленга. – СПб., 1998. – 587 с. 
8. Сэнди Марочкин. Элементы воровского арго в молодежном жаргоне.
9. Толковый словарь уголовных жаргонов / под ред. Ю. П. Дубягина и А. Г. Бронникова. – М., 1991. – 208 с.