Статья:

РЕТЕЛЛИНГ КАК НОВОЕ ЯВЛЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ

Конференция: LXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Аманкосова Ш.М. РЕТЕЛЛИНГ КАК НОВОЕ ЯВЛЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(71). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/1(71).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РЕТЕЛЛИНГ КАК НОВОЕ ЯВЛЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ

Аманкосова Шахноза Мырзагалиевна
магистрант, Нукусский государственный педагогический институт, Узбекистан, г. Нукус
Ходжаниязова Айгуль Айтмуратовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Нукусский государственный педагогический институт, Узбекистан, г. Нукус

 

За последнее десятилетие в современной литературе можно проследить появление и развитие такого феномена как ретеллинг. Ретеллинг (от англ. «retell» пересказ) – это переработка и новая интерпретация классических сюжетов. Несмотря на то, что переложение архетипических сюжетов существовало еще со времен античности, а самыми известными переработчиками фольклора и мифологии являются братья Гримм, в XXI веке ретеллинг принимает совершенно иную от прошлого форму.

Ретеллинги дают авторам возможность вступать в диалог с литературным наследием, предлагая новые интерпретации, переосмысления и рефлексии на знакомые сюжеты и персонажи. Подобный подход обогащает литературную традицию и привносит новые взгляды на старые истории [2, с. 183]. Отсылки на классические произведения создают богатый интертекстуальный контекст, расширяющий границы повествования и приглашающий читателя к сравнениям и размышлениям.

Современный ретеллинг характеризуется авторской интерпретацией сюжета, смещением акцента на личностные отношения, поднятием социальных проблем, перекликающихся с современной повесткой, деконструкцией образа злодея и изменением повествовательной перспективы. Чаще всего базой для ретеллинга становится фольклор, мифология или классические произведения. Далее рассмотрим некоторые из них более подробно.

Авторы ретеллингов искусно вплетают в повествование актуальные проблемы, социальные изменения, технологические новинки и культурные тенденции, придавая знакомым сюжетам современный оттенок. За счет этого ретеллинги отражают проблемы и переживания современного общества, делая классические произведения более резонансными и значимыми для современного читателя. Современный контекст обеспечивает связь между прошлым и настоящим, подчеркивая непреходящую актуальность классических сюжетов. Например, сейчас в западноевропейском обществе как никогда актуален вопрос феминизма и борьбы женщин за свои права. И появилось множество произведений, интерпретаций классических сюжетов, которым характерна феминистская оптика. Если в оригинальном мифе или произведении главным героем являлась мужская фигура и проблемы женщин умалчивались и не поднимались, то в ретеллингах меняется повествовательная перспектива. Героини, которые упоминались в оригинальном произведении мельком, обретают голос.

В своём романе "Цирцея" Мадлен Миллер обращается к знаменитой "Одиссее" Гомера и выводит на первый план таинственную второстепенную героиню - дочь бога солнца Гелиоса, богиню Цирцею. Традиционно она воспринималась читателями как злобная колдунья, которая превращала путников в свиней. Но Миллер попыталась взглянуть на эту историю под другим углом и представить, что же на самом деле могла переживать и чувствовать Цирцея [3].

Миллер в этом романе исследует тему становления Цирцеи в качестве независимой и сильной личности, свободной от мужского влияния и мнения окружающих. Помимо этого, автор рассматривает в и более глубокие темы такие как природа власти, свобода воли, женственность и насилие. Она демонстрирует, как патриархальное общество, в котором живёт Цирцея, душит и подавляет силу женщин [5]. Из второстепенного героя из «Одиссеи» Цирцея превращается в сложную и многогранную героиню, которая бросает вызов традиционным представлениям о женственности и силе.

Такое же изменение повествовательной перспективы коснулось и другую героиню «Одиссеи» - Пенелопу в новелле М. Этвуд «Пенелопиада». Здесь Пенелопа - не только послушная жена Одиссея, но и умная правительница. Пока ее муж на войне, она учится управлять своим королевством и торговлей, разрабатывает хитрый план, чтобы отпугнуть надоедливых женихов. «Пенелопиада» Этвуд — это не просто история о женщинах, а критический комментарий общества, которое рассматривает их как не более чем реквизит в мужском мире [4].

Смена жанра и протагониста еще один из важнейших характеристик ретеллинга. М. Мейер в своем романе «Золушка» взяла за основу сюжет всем известной сказки Ш. Перро и переработала его в научно-фантастический киберпанк роман [1, с. 22]. А Н. Гейман в рассказе «Снег, стекло, яблоки» интерпретирует сказку о Белоснежке как современный роман ужасов, где Белоснежка предстает злодейкой. Почти все творчество современного писателя и художника Джеральда Брома базируется на деконструкции классических сюжетов. Его первый роман «Крампус, Повелитель Йоля» исследует происхождение мифов о Санта Клаусе, а роман «Похититель детей» является ретеллингом сказок о Питере Пене, где он предстает неоднозначным персонажем.

Сюжеты классических произведений часто находят новое воплощение в другом социальном контексте, эпохе или даже альтернативном мире. Например, в книге Дженни Ли "Анна К" Анна Каренина оказывается молодой богатой женщиной, проживающей на Манхэттене. Роман Нги Во «Избранные и прекрасные» также своеобразный ретеллинг «Великого Гэтсби» Ф.С. Фидцджеральда в жанре магического реализма. Вместо Ника Каррауэя рассказчиком становится Джордан Бейкер - азиатка, которую удочерила пара американцев и которой предстоит найти свое место в незнакомой стране.

Таким образом можно сделать вывод, что, изменяя характеры персонажей, их пол, возраст, мотивацию или роль в сюжете, ретеллинги создают свежие и неожиданные интерпретации знакомых героев. Такие изменения позволяют авторам исследовать разные аспекты человеческой природы, личности и идентичности. Также ретеллинги часто выходят за рамки одного жанра, смешивая элементы фэнтези, научной фантастики, детектива, романтики, сюрреализма или даже ужасов. Жанровые эксперименты придают знакомым сюжетам свежесть и неожиданность, привлекая внимание читателей, которые ищут нетривиальные и оригинальные истории. Смешение жанров позволяет авторам создавать уникальные и запоминающиеся произведения, которые не поддаются четкой классификации. Ретеллинг является творческим и смелым подходом к повествованию, позволяющим авторам переосмыслить классические произведения, обогатить их свежими идеями и сделать их более резонансными для современного читателя.

 

Список литературы:
1. Лукьянова И.Г. «ЗОЛУШКА» МАРИССЫ МЕЙЕР КАК РОМАН РЕТЕЛЛИНГ // Universum: филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2023. 8(110). URL: https://7universum.com/ru/philology/archive/item/15856 (дата обращения: 15.01.2024).
2. Марченковская М.А. Ретеллинг как жанр современной литературы // Современные тенденции развития гуманитарных, правовых и экономических исследований: теория и практика. Сборник материалов V Межрегиональной студенческой научно-практической конференции, г. Элиста, 16.03.2023 г. 2023 – 182 с.
3. Kristiyan Parzulov “Circe” by Madeline Miller: A Bold and Subversive Retelling of the Goddess’s Story / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://medium.com/@kristiqnparzulov15/circe-by-madeline-miller-a-bold-and-subversive-retelling-of-the-goddesss-story-137000857eff
4. Prasanna Sawant «How Margaret Atwood Redefined Mythology Through Her Feminist Retellings» / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.thecuriousreader.in/features/feminist-retellings-margaret-atwood/
5. Rizwana Sarwar, Saadia Fatima «Madeline Miller’s Circe: A Feminist Stylistic Approach» URL: https://www.researchgate.net/publication/366540149