КОНЦЕПЦИЯ СИМВОЛИЗМА В ЖУРНАЛЬНЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ «НОВЫЙ ПУТЬ» И «ВЕСЫ» 1903-1904 гг.
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(308)
Рубрика: Филология
![](https://nauchforum.ru/themes/mix_and_match/images/logo.jpg)
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(308)
КОНЦЕПЦИЯ СИМВОЛИЗМА В ЖУРНАЛЬНЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ «НОВЫЙ ПУТЬ» И «ВЕСЫ» 1903-1904 гг.
В конце XIX – начале XX в. литература столкнулась с влиянием модернизма, особенно с самым богатым его течением – символизмом. Это литературное течение бесспорно оставило многогранный и богатый след в истории не только отечественной, но и мировой словесности в целом, поэтому появляется актуальность в нахождении тех стремлений, которые символисты заложили в областях искусства. В данной статье рассматривается отражение художественных поисков приверженцев данному литературному течению через конфликтные ситуации между двумя периодическими изданиями – «Новый вид» и «Весы», которые ярче всего выражали свои разные взгляды друг другу в период с 1903 по 1904 гг.
Как известно, представители, как их чаще всего характеризовали, «нового искусства» пытались заявить о себе в литературе, музыке, живописи, театре. Они хотели выразить философские и эстетические идеи нового течения, проявить себя через творчество. Публиковались, к примеру, манифесты, как брошюра «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» основоположника русского символизма Д. С. Мережковского, проходили выставки художников - мирискусников. Но проблема заключалась в том, что символистов не публиковали журналы, которые могли бы пропагандировать их творчество.
Поэтому русские модернисты стремились к созданию изданий, которые отличались бы не только форматом, но и содержанием, что позволило бы Серебряному веку занять свое место в искусстве. Представители символизма создали особый тип издания – журнал – манифест, одним из которых стал «Мир искусства» Александра Бенуа и Сергея Дягилева, выходивший в Петербурге с 1898 по 1904 годы. Журнал, будучи первым российским журналом–манифестом, который представил свои работы другим последователям «нового искусства» и «породил собой целый ряд журналов, которые так или иначе перенимали и переосмысливали опыт первого российского журнала манифеста» [1, с. 846].
К этому ряду можно причислить издание «Новый путь», который, несмотря на свое недолгое трехлетнее существование, выделялся на фоне других журналов в начале века.
Мысль о создании журнала появилась под впечатлением первых религиозно-философских собраний в ноябре-декабре 1901 года и была высказана поэтом и религиозным мыслителем Н. М. Минским, которого поддержали литературовед П. П. Перцов и писатель Д. С. Мережковский [2, с. 148].
Литературно-общественное издание носило религиозно-мистический характер и было заполнено идеей неохристианства, которая была близка главному его инициатору Дмитрию Сергеевичу Мережковскому. «Новопутейцы» стремились к сближению интеллигенции с православным духовенством, стараясь выделять обе стороны: особые, имеющие отношение только к церкви темы, соседствовали здесь с положениями Ф. Ницше и И. Г. Фихте [3].
С самого начала своего издания журнал «Новый путь» пытался создать свою религиозную общественность, свой «круг» читателей. Д. С. Мережковский позже объяснял смысл понятия «религиозная общественность» так: «...нужна общая идея, которая соединила бы интеллигенцию, церковь и народ, а такую общую идею может дать только возрождение религиозное вместе с возрождением общественным. Ни религия без общественности, ни общественность без религии, а только религиозная общественность спасет Россию» [4, c. 31].
Советский литературовед Д. Е. Максимов отмечал, что: «Этот орган возбудил в обществе с одной стороны резкую враждебность, а с другой – полное равнодушие и лишь с третьей – некоторое сочувствие» [5, с. 252]. Журнал не поняли и не приняли, а, наоборот, обвиняли в попытках изменить официальную религию.
Важную роль в журнале играли секретари. Во время подготовительной работы над изданием, длившаяся около двух лет, роль секретаря взял на себя Валерий Яковлевич Брюсов, который уже имел свое представление о концепции будущего издания, отличные от взглядов других участников. Брюсов был против мистической ориентации в журнале, он отрицательно относился к реалистической прозе, которая была написана малоизвестными авторами. Но самое главное – Брюсов не принимал то, какую общественную роль хотело сыграть издание. Исходя из этих факторов, поэт отошел от журнала еще до издания первого номера [6].
В августе 1903 года он писал Андрею Белому: «Я разочаровался в “Новом пути” еще и еще, и даже еще. Мережковские не могут допустить рядом с собой никакой мысли. Постепенно “Новый путь” наводняется тихими всхлипываниями слабоумных юношей, подражающих Дмитрию Сергеевичу. Антон Крайний поносит беллетристику “Русского богатства”, но никогда “Русское богатство” не падало так низко, чтобы допустить на свои серые страницы ту позорную дрянь, которую горделиво печатает “Новый путь”» [7, с.305].
Не найдя себя в издании «Новый путь», Брюсов стал инициатором создания журнала московских символистов «Весы» в 1904 году, где в первую очередь он воплотил свою идею о том, что плохую беллетристику печать не надо вообще: «Стихи, рассказы, все создания творческой литературы сознательно исключены из программы “Весов”. Таким произведениям — место в отдельной книге или в сборнике» [8 с. 42].
Изначальной главной задачей Валерия Брюсова было обратить внимание подписчиков «Нового пути», чтобы те перешли к нему: «Нам разрешили “Весы”, и это развело нас окончательно с “Новым путем”» [9 с. 134].
Различием между двумя изданиями являлось то, как они отображали свое понимание «нового искусства».
«Весы» хотели утвердить идею автономности искусства, ее независимость от религии, национального сознания и мистики. То есть, в журнале отображалась идея мирискусников «искусство за искусство» и постепенно стирало границы между творчеством и действительность.
Брюсов подчеркивал автономность искусства, его независимость и от национального сознания, и от религии и мистики. Он рассматривал символизм как особый метод, с помощью которого был возможен переход из внешнего мира во внутренний, порывы к запредельному, нездешнему миру [10].
А «Новый путь», в свою очередь, акцентировал внимание на создание новой мысли о христианстве через искусство, религиозной общественности в целом.
Таким образом, мы рассмотрели хоть и небольшой, но самый яркий период для обоих изданий, которые столкнулись в разные друг для друга моменты, когда история «Нового пути» подходила к концу, а «Весы» – только начинали публиковаться. Мистика, религиозная идея «новопутийцев» и автономность искусства Брюсова – два варианта понимания «нового искусства». Нельзя точно сказать, заключена ли эстетическая «истина» в одном из журналов, но они точно оставили свой след в творческой истории Серебряного века.
![](/sites/default/files/publ_rinc.png)