КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОСМЫСЛЕНИИ ЛИНГВИСТОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(309)
Рубрика: Филология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(309)
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОСМЫСЛЕНИИ ЛИНГВИСТОВ
Аннотация. В статье рассматривается актуальность применения компетентностного подхода в современной филологии, проводится анализ основных понятий «компетенция» и «компетентность», подчеркивается её значимость для профессиональной подготовки лингвистов. Статья демонстрирует взаимосвязь языковой компетенции, культурной грамотности и коммуникативных навыков.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, подход, старшая школа, образовательный процесс, отечественная педагогика, родной язык.
Результативность освоения образовательных программ во многом зависит от того, насколько эффективно организован образовательный процесс. В настоящее время в отечественной педагогике выделяется шесть основных подходов к организации образовательного процесса: поисковый, аксиологический, системно-деятельностный, развивающий, компетентностный, компетентностно-деятельностный.
Компетентностный подход основан на понятиях компетенций и компетентности, появился в качестве реакции на социальный заказ профессиональной сферы общества, фактически эволюционировал от стратегий раннего профессионального образования.
В рамках компетентностного подхода формируется понятие «коммуникативная компетенция»; непосредственно коммуникативную компетенцию как одну из важнейших для формирования у обучающегося школы, получающего полное среднее образование, а также сравним понятия компетенция и компетентность.
Современные образовательные технологии, онлайн-обучение, аналитические и адаптивные образовательные технологии явились новым «поколением» в эволюции компетентностного подхода. Ранее компетентностное обучение занимало лишь нишу для взрослой аудитории, служило для них способом добора необходимых навыков для реализации той или иной профессиональной деятельности. Однако в дальнейшем исследователи обнаружили, что этот подход полезен в реализации образовательных задач для аудитории различных возрастов, для адаптации к рыночной экономике и снижения затрат на обучение студентов и будущих профессионалов.
Главной и наиболее отличительной чертой программ, реализованных посредством компетентностного подхода является оценка именно уровня компетенций обучающихся, а не обучение под руководством преподавателя. Студенты повышают свой уровень образования, реализуя проекты, преподаватели играют роль тьюторов, в большей степени помогают, чем непосредственно обучают, поэтому основная ответственность за достижение личностного результата возлагается на студента. Данный подход позволяет студенту или ученику завершить свое обучение ранее установленного срока по достижении необходимого образовательного результата, что реализуется через систему оценивания.
Хотя данный подход помогает устранить целый ряд пробелов, существовавших в области реализации образовательных программ, он характеризуется определенными сложностями в своей реализации:
- соотнесение подхода происходит не только во взаимосвязи учения и преподавания, но и в рамках педагогических измерений подотчетными органами, сравнением достигнутого уровня образовательного результата и существующими стандартами, предъявляемыми социальным заказом;
- данный подход делает необходимым развитие общественных институтов, а также повышение уровня культуры, проницаемости культурных границ, что влечет за собой необходимость трансформации структуры общества в ее образовательной и культурной среде;
- адаптация роли преподавателей в связи с изменением контекста реализации образовательных программ, во многих случаях переход от лекторской деятельности к тьюторской, в большей степени направляющей, ассистирующей, чем назидательной;
- отсутствие согласованности на различных уровнях среднего и высшего образования.
Компетентностный подход оказал большое влияние на развитие образования в России. До внедрения компетентностного подхода отечественная педагогика оперировала такими ключевыми понятиями, как знания, умения и навыки.
В связи с изменением парадигмы образования и ведущего подхода к образовательной деятельности на смену старым терминам пришли новые: «компетенция» и «компетентность».
В современной педагогике термин «компетенция» определяется как «отчужденное, заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика, необходимое для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере» [Хуторской, 2002].
Под «компетентностью» А. В. Хуторской понимает «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [Хуторской, 2002].
Ключевые компетенции в соответствии с европейским проектом «Определение и отбор ключевых компетенций» называют значимыми «во многих жизненных сферах и служащими залогом жизненного успеха и эффективного функционирования общества». Данные компетенции универсальны, на различном уровне овладеть ими может каждый, они выявлены на основе социологических опросов и исследований. Существуют следующие разновидности компетенций: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные.
Целевой аудиторией нашего исследования являются обучающиеся старших классов средних общеобразовательных школ, которые проходят этап личностного и профессионального самоопределения. Педагогами, психологами и сотрудниками центров занятости ведется профориентационная деятельность, направленная на выявление личностной направленности будущих выпускников. Соответственно, выбранный нами подход в наибольшей степени соответствует потребностям данной группы лиц.
При рассмотрении компетентностного подхода в педагогике выделяются компетенции в области образовательной, общественной, трудовой, бытовой, культурной деятельности. Современная мировая культура отводит значимое место коммуникациям, общению как средству взаимосвязи различных общественных, профессиональных и остальных сфер жизни и взаимодействия внутри них. Невозможно представить жизнедеятельность современного общества в отрыве от коммуникативных возможностей каждого индивидуума, выступающих основным инструментом влияния и обмена информацией внутри коллектива, различных групп, профессиональных сообществ и организаций. От умения эффективно коммуницировать в социуме зависит успех реализации профессиональных проектов, личностное продвижение человека. В связи с существующим социальным запросом одной из важнейших задач образовательных организаций на различных уровнях выступает формирование коммуникативной компетенции.
Понятия «коммуникативная компетенция» и «компетентность» рассматриваются лингвистами и языковедами различных школ и направлений, их формирование обусловлено успешным применением языка и реализацией речевой деятельности в различных коммуникативных ситуациях. Коммуникативный подход в преподавании родного языков реализуется в последние годы десятилетия, в связи с чем возникло появление понятия коммуникативно-ориентированного обучения, посредством которого педагоги повышают квалификацию обучающихся, опираясь на развитие их коммуникативных навыков.
Овладение старшеклассниками коммуникативной компетенцией может обеспечить для них больше возможностей для дальнейшего профессионального самоопределения через самооценку своих коммуникативных возможностей на уроках и дома [Амерханова, 2016, c. 217].
Именно общение и коммуницирование являются основными факторами социализации старшеклассников. Общаясь, старшие подростки выражают свою индивидуальность, различие взглядов с другими членами социума. Через коммуникацию старшеклассники производят определенное впечатление друг на друга, показывают индивидуальные свойства характера, меняют формы общения. Возрастной особенностью также являются перемены в волевой и мотивационной сфере, меняется отношение к себе и к окружающим. Также в этом возрасте способы обмена информацией и социального взаимодействия начинают меняться под воздействием гендерной принадлежности. Юноши проявляют рационализм и сдержанность в процессе рассуждений, а девушки – эмоциональность и открытость. В то же время возможен и смешанный тип коммуницирования, так называемый андрогинный, включающий в себя характеристики двух гендерных направленностей. Данный тип считается наиболее гибким и успешным в процессе общения, позволяющим сочетать преимущественные стороны двух гендеров.
В соответствии с исследованием Л.Ю. Комлик и И.Г. Колосовой современные старшеклассники в средних общеобразовательных школах обладают средним уровнем коммуникативной компетенции, абсолютное большинство обладает андрогинным типом коммуницирования, являются достаточно терпимыми к партнеру по общению, обладают средним уровнем толерантности к взглядам и поведению окружающих, знают нормы и правила социального взаимодействия [Комлик, 2018].
Процесс продолжения формирования коммуникативной компетенции в старшей школе представляется нам явлением трудоемким, сложным, обладающим своей специфической проблематикой и характером по причине возрастных особенностей обучающихся, а также по причине сложности интерпретации картины мира, накладываемой посредством влияния другого языка на сознание обучающихся. Старший школьный возраст характеризуется недостаточной когнитивной готовностью к принятию собственных решений, поскольку собственное мировоззрение еще не полностью сформировано. Кроме того, количество часов, выделенное школьной программой, является недостаточным для овладения необходимыми компетенциями. Неустойчивость внутриличностных мотивов к изучению родного языка по причине возрастных особенностей, отсутствие автономности, подверженность влиянию других членов подростковой группы – все это создает для преподавателя дополнительные сложности и необходимость менять формы обучения с целью повышения интереса к предмету ввиду вышеуказанной нестабильности. В то же время при изучении данного возраста Л.Н. Танклаева пришла к выводу, что старшеклассники уже готовы к формированию абстрактного мировоззрения, способного к корреляции между областями познаваемой реальности, к независимым выводам, а также обладают способностью мыслить логически. Мыслительная деятельность старшеклассника обладает своим собственным стилем, сознание и самосознание сформированы, подросток способен целенаправленно регулировать свое отношение к окружающей действительности. Также подростки старшей школы с легкостью выполняют операции по абстрагированию, выдвигают свои собственные гипотезы и предположения, анализируют ситуации, выявляют причинно-следственные связи. Восприятие становится избирательным, целенаправленным и аналитическим [Танклаева, 2003]. Таким образом, в старшей школе обучающиеся уже могут осуществлять анализ феномена родной культуры, развивая и расширяя свое мировоззрение. Развитие коммуникативной компетенции в рамках изучения родного языка не только возможно, но и необходимо для удовлетворения потребностей и развития личности обучающихся. Только при условии формирования коммуникативной компетенции можно достичь возможности учащимися эффективно в дальнейшем взаимодействовать в профессиональной среде.