ИННОВАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ: РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ И ЦИФРОВИЗАЦИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(309)
Рубрика: Юриспруденция
![](https://nauchforum.ru/themes/mix_and_match/images/logo.jpg)
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(309)
ИННОВАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ: РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ И ЦИФРОВИЗАЦИИ
INNOVATIONS IN PUBLIC ADMINISTRATION: THE ROLE OF TECHNOLOGY AND DIGITALIZATION
Lyubov Melnik
Student, Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don
Аннотация. Инновации государственного управления являются актуальной областью исследования, так как затрагивают процессы цифровизации и позволяют оценить роль современных технологий при реформировании основ государственного управления. В данной статье исследуются теоретические и практические особенности цифровой трансформации государственного управления в рамках инновационного развития общества и государства.
Abstract. Innovations in public administration are an urgent area of research, as they affect the processes of digitalization and allow us to assess the role of modern technologies in reforming the foundations of public administration. This article examines the theoretical and practical features of the digital transformation of public administration within the framework of the innovative development of society and the state.
Ключевые слова: инновации, технологии, государственное развитие, цифровая трансформация, цифровизация, государственное управления.
Keywords: innovation, technology, public development, digital transformation, digitalization, public administration.
Переход общества и государства в плоскость цифрового и инновационного развития сопровождается изменением культурных и организационных процессов. Под цифровой трансформацией в широком смысле понимается процесс внедрения цифровых технологий в производственные процессы и систему управления.
Система регулирования цифровой среды не является до конца разработанной, однако в рамках национального проекта «Цифровая экономика», разработанного согласно Указу Президента РФ № 204 от 2018 года, упор делается на совершенствование системы нормативного регулирования цифровой среды. Помимо данного аспекта национальная программа включает в себя направления развития информационной безопасности, цифрового государственного управления, цифровых технологий, цифровой инфраструктуры и т.д. [1].
Цифровизация, как любой процесс реформирования, имеет свои положительные и отрицательные характеристики. Положительными аспектами цифровизации являются [2, С.90-99]:
1. Автоматизация процессов, упрощение рутинных задач, стоящих перед органом управления;
2. Доступность информации с любого источника;
3. Снижение издержек органа управления в государственной системе;
4. Гибкость в адаптации к новым трендам управления
и функционирования государственной системы.
Плюсы цифровизации государственного управления прослеживаются уже на данном этапе. Однако помимо положительных последствий цифровой трансформации, можно проследить и негативные стороны данного процесса, такие: угроза утечки важной государственной информации и личных данных граждан; потеря традиционного опыта и возможность развития цифрового бюрократизма; уязвимость к возможным кибератакам; зависимость от технологий, разработанных за рубежом.
В рамках исследования цифровизации, были выделены основные тенденции, позволяющие оценить стремительность проникновения новых технологий в систему.
Основными тенденциями цифровой трансформации государствеенного управления являются следующие [3, C.212-215]:
1. Развитие мобильных каналов взаимодействия органов управления с гражданским населением для предоставления государственных услуг.
2. Минимизация бюрократизма путем использования информационных технологий при осуществлении государственного управления, межведомственного взаимодействия.
3. Прозрачность власти, за счет создания платформ открытого обсуждения политических решений.
4. Появление возможности расширенного государственного контроля, создание системы обратной связи.
5. Визуализация управленческих решений.
Примером развития мобильных каналов взаимодействия органов управления с гражданским населением, для предоставления государственных услуг является портал «Госуслуги». Данная система позволяет в ускоренном режиме найти ответы на вопросы граждан, что облегчает работу органов государственного управления.
Еще одним примером использования новых технологий в процессе развития государственной системы является применение Дистанционного электронного голосования. ДЭГ позволило проголосовать гражданам страны за Президента РФ используя лишь электронно-вычислительные машины или смартфоны. Преимущество такого нововведения состоит в том, что каждый желающий, вне зависимости от условий место проживания, нахождения и состояния смог выполнить свой гражданский долг.
Цифровизация затронула и бюрократическую сторону организации государственного и политического управления. Одним из примеров является система электронного документооборота, позволяющая, органам власти федерального, регионального и местного уровней взаимодействовать на основе передачи документов в электронном формате между структурами, отделами подведомственными организациями, функционирующими согласно потребностям политической системы.
Инновационное развитие и цифровизация государственного управления, основной функцией которого выступает предоставление государственных услуг, положительным образом отразилась на организации взаимодействия органов управления и граждан, однако существует ряд проблем, тормозящих эффективность перехода к новой цифровой реальности [4, С. 490-493].
Проблемы развития новых технологий и цифровизации процесса взаимодействия с населением, в своем большинстве основываются на отсутствии ресурсной составляющей и мотивационного аспекта как самих потенциальных госслужащих, так и органов управления.
Цифровизация процесса предоставления государственных услуг способна облегчит бюрократическую составляющую и сможет способствовать внедрению новых технологий и механизмов решения задач по усовершенствованию государственной политики, способствуя привлечению новых профессиональных кадров.
Особенно важной частью цифровой трансформации государственной управленческой системы является привлечение молодых специалистов, способных на собственном опыте применить технологические новшества при осуществлении управленческих задач.
Наиболее важными рекомендациями в данном вопросе выступают [5, С.45-48]: формирование системы ценностей морального и профессионального плана, способствующих полноценному развитию специалиста, уравновешивание обновления и стабильности кадров, посредством предоставления возможностей карьерного роста, обеспечение правовой и социальной защиты государственных служащих, включая моральное и материальное стимулирование их роста, профессионализм и эффективность труда.
Использование новых технологий совершенствования процедур политического управления является, как уже упоминалось, важной частью развития государственной политики, а в совокупности с перечисленными рекомендациями сможет поспособствовать решению проблем цифровизации политического управления.
![](/sites/default/files/publ_rinc.png)